Падальщики
У нас также есть статья Тигр и шакал — о «плохом» лидере и его прислужнике.
Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!
Падальщики издавна имели дурную славу. Люди их не любили и презирали за то, что они трусят нападать на сильных, но добивают раненых и больных, а также разрывают могилы, неуважительно (с точки зрения людей) разбрасывая кости усопших. Хотя на самом деле в их действиях нет никакого злодейства, а только биологическая целесообразность. Больше того, они приносят пользу экосистеме, утилизируя органику.
- В реалистичном сеттинге это шакалы, гиены, грифы, стервятники и вороны (ударение можно ставить на обеих буквах О). Грифов часто ошибочно называют стервятниками, хотя такое название носят только 2 вида падальщиков из Старого Света с характерной внешностью — обыкновенный и бурый стервятники.
- В тёмном фэнтези и готике это могут быть гули или же совершенно инфернальные твари.
Характерные особенности падальщиков (четвероногих): Они не слишком крупны, сильны и опасны — по крайней мере, поодиночке, иначе не жрали бы дохлятину или остатки чужой добычи. Как правило, одинокий падальщик не посмеет напасть на готового защищаться противника — разве что с большой голодухи. Но и не отвяжется — будет кружить в некотором отдалении, надеясь, что еда таки дойдёт до кондиции или просто расслабится. Зато больные, слабые или дети — отличная мишень для них.
Из предыдущего пункта следует, что падальщики живут и охотятся стаями. Относительно небольшими — мертвечины в одной туше на большую стаю не хватит. Вот такая стая может атаковать и кого-то поопаснее, чем маленький ребёнок. Взаимодействию в такой охотничьей команде могли бы позавидовать профессиональные солдаты — твари нападают одновременно, с разных сторон и не мешают друг другу. Предводитель стаи — всегда самый сильный и опасный, его смерть обычно обращает падальщиков в бегство.
Четверолапые падальщики обладают прекрасным нюхом, а вот со зрением у них хуже. Но учуять дохлое мясо, которое никуда не денется, важнее, чем заметить живую добычу, которая и удрать может.
Примеры[править]
Мифология[править]
- В Древнем Египте шакал Анубис богом погребальных ритуалов и мумификации (бальзамирования), а также «стражем весов» на суде Осириса в царстве мёртвых. Нет, не богом смерти.
Литература[править]
Нет у ШАКАЛА
Ни в чем недостатка:
Внешность гиены,
Лисья повадка,
Заячья смелость,
Волчий оскал, —
Что же еще он там плачет,
Шакал?
- А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», шоу внутри шоу — см. эпиграф.
- Редьярд Киплинг:
- «Книга Джунглей», рассказ «Могильщики» — беседа старого крокодила магера, шакала и аиста-марабу производит и мерзкое, и зловещее впечатление. А под конец ещё шакал и аист пожирают застреленного людьми крокодила, которому льстили при жизни.
- Шакал Табаки в «Маугли», само собой. Не из дружеских же чувств он таскался за Шер-Ханом. Но в этой книге есть пример и хорошего падальщика — коршун Чиль.
- Разве коршуны падальщики? Они имеют конечно зловещий оттенок, и на противоположный троп, как правило, не тянут. Но всё ж, не падальщики.
- Ну так и гиены хорошие охотники, однако же…
- Корней Чуковский, «Айболит» — редкий пример положительного шакала: доставляет доктору телеграмму от Гиппопотама.
- Морис Дрюон, «Проклятые короли» — тауэрский ворон, которого узник Роджер-Мортимер-мл. назвал Эдуардом в честь короля Англии, своего злейшего врага.
- Дмитрий Глуховский, «Метро 2034» — на одной из станций живёт множество мутантов-падальщиков. Они никогда не нападают на людей, предпочитая ждать, пока те сами не станут падалью.
- «Пепел сгорающих душ» — фамилияр Ловца Душ, именуемая Шальра, судя по описанию является падальщиком.
- «Коты-Воители» — коты Кровавого племени.
- Упыри и Вампусы из рассказов Лавкрафта. Первые являются человекоподобными уродинами с лицами, похожими на собачьи, а вторые — девятиногие существа, чей укус вызывает болезни. Что примечательно, в Стране Снов популяции этих существ не конкурируют и обходят друг друг стороной. Ещё к падальщикам можно отнести гастов, гйаа-йотн и гугов, поскольку они тоже вполне могут питаться падалью.
- «Метро 2034» — встречаются существа-падальщики. Совершенно не агрессивны и предпочитают терпеливо ждать, пока добыча сама двинет кони.
- Алексей Пехов, «Хроники Сиалы», гхолы. В общем-то те же гули.
- Джоэл Харрис, «Сказки дядюшки Римуса» — братец Сарыч.
Кино[править]
- «Пираты Карибского моря» — знаменитый эпизод, в котором ворон долбит клювом по гробу и получает в ответ пулю от спрятавшегося в гробу Джека Воробья (капитана (!) Джека Воробья).
- «Гемоглобин» — родная семья главного героя много поколений питалась человеческими трупами, извлекая их из могил.
- «Битва титанов» 1981 года — гигантский гриф злодея Калибоса.
- «Золото Маккенны» — легенда и песня о старом грифе-индейке в исполнении Хосе Фелисиано.
- И не менее прекрасный русскоязычный вариант в исполнении Валерия Ободзинского.
Мультфильмы[править]
- «Счастливчик Люк: Дейзитаун» — гробовщик Дейзитауна завёл себе грифа.
- А в комиксах-первоисточнике такой гриф есть у каждого гробовщика на Диком Западе.
- «Маленький Шего» (1956) — тигру преданно служит стая шакалов. Охотились за главным героем (ради хозяина и по наущению гиены), но, по итогу, её со скалы сбросили тоже они.
- «Ноги, крылья и хвосты» — гриф.
- «Робин Гуд» — среди стражников есть грифы.
- Сериал «Табалуга» — ворчливый гриф Вултур.
- Диснеевская короткометражка The Flying Jalopy — гриф Бен.
- Базз Баззард, враг дятла Вуди Вудпекера. Несмотря на внешностт грифа, вполне себе канюк/сарыч (собственно, «buzzard» — английское название канюка/сарыча).
Мультсериалы[править]
- «Первобытный» — основные антагонисты шестого эпизода. Сперва это были грифы, слетевшиеся на арену людей-обезьян, затем — рой колючих мокриц, а в конце — настоящая орда псов.
Видеоигры[править]
- Gothic — падальщиками тут называют немаленьких нелетающих хищных птиц (вернее, птицеящеров). Они действительно иногда жрут трупы других животных, ранее убитых ГГ (мало кто из игроков видел, но тем не менее это факт). Однако они заодно и хищники — и не боятся нападать на главного героя.
- Risen — большие хищные птицы, морские грифы в русском переводе. Едят трупы, атакуют главного героя, если к ним близко подойти. Практически копия из Готики, что неудивительно, ведь игры делала одна и та же команда. Противники не сильные, есть два типа. Голодный морской гриф — ослабевший, чуть ли не первый противник в игре. Обычный морской гриф — чуть сильнее, но особых проблем доставить не должен.
- Трилогия «Ведьмака» — всевозможные виды падальщиков вроде гулей или гнильцов встречаются в изобилии. Эхо Второй Северной Войны, а в третьей части вовсю идёт война за номером три…
- Dark Souls 2 — гоблины.
- Loop Hero — особый пример — ожоговые черви селятся на трупах почивших цивилизаций. Иногда даже приходят раньше, чем цивилизация успевает понять, что она уже всё.
Живопись и фотография[править]
- Картина «Апофеоз войны» — гора человеческих черепов в окружении ворон.
- Фото «Голод в Судане», получившее Пулитцеровскую премию — маленькая девочка загибается от голода; рядом терпеливо ждёт гриф.
- Фотограф из ЮАР Кевин Картер сделал этот снимок в деревне, куда приехал вместе с самолетом гуманитарной помощи. На момент снимка родители девочки разгружали привезённый груз и оставили ребёнка одного. Картер сделал несколько снимков и прогнал грифа. Так позднее вспоминал коллега, бывший вместе с Картером в той поездке. Девочка оказалась вообще мальчиком по имени Конг Ньонг, и с момента съёмки кадра (1993 год) он прожил ещё 15 лет, а тогда о нём позаботились на пункте продовольственной помощи ООН. Судьба, конечно, не намного лучше, но тем не менее. А Картера застыдили, сравнив его самого с падальщиком, наживающимся на чужих несчастьях и смертях. Он страдал от очень тяжёлого посттравмата, который заработал в ходе рабочих поездок, и в итоге покончил с собой вскоре после получения премии. Не критика, так что-то ещё сыграло бы роль триггера.
Интернет[править]
- SCP Foundation — SCP-550 предпочитает в качестве пищи человеческие трупы, находящиеся на ранней стадии разложения.
Реальная жизнь[править]
- Эндрюсарх, крупнейший в истории Земли млекопитающий хищник (нечто вроде мега-гиены, но из совсем другого рода — мезонихии, родственники китов и бегемотов), предположительно, был падальщиком. Во всяком случае, судя по габаритам этого животного и его неуклюжему сложению, вряд ли оно могло быть хорошим охотником. А травоядные в то время водились в таком количестве, что для утилизации их трупов не лишним был падальщик весом в тонну!
- И Тираннозавр рекс, вполне возможно, тоже питался падалью. Может быть, молодые особи и охотились сами, но взрослые, достигшие максимальных размеров, скорее всего, пользуясь своей силой, забирали чужую добычу.
- И Мегалодон туда же. Как и в случае с предыдущими двумя во взрослом возрасте был слишком тяжёлым, чтобы активно охотиться. Так что китов мегалодон хоть и ел, но в основном в мёртвом состоянии. Хотя и он, и эндрюсарх и Тирекс охотиться тоже могли, правда делали это куда реже, чем говорит масскульт.
- Большинство глубоководных животных либо падальщики, либо и хищники, и падальщики: привередничать для них — непозволительная роскошь.
- Да и не только глубоководных. Мало какой хищник (и всеядный) откажется от халявы. Есть, впрочем, и исключения.
- Предки Homo sapiens, по мнению биологов и антропологов, тоже были сабжем до того, как научились эффективно охотиться: одними из первых инструментов у них были обычные камни, позволявшие раскалывать кости, чтобы добраться до питательного костного мозга, недоступного большинству животных.
- Геральдика — гриф и ворон на гербах и знамёнах! А вот шакала почему-то никому не пришло в голову поместить на герб. Причём знамя ворона — это не только мудрый ворон и символ Одина, но и намёк на то, что врагов скормят воронам. Геральдический же гриф иногда от грифона ничем не отличается, иногда имеет только пару задних львиных лап без передних, а иногда вполне себе настоящая птица с птичьими лапами.
- Зато шакала сделали богом кладбищ в Египте…
Инверсия[править]
- По сути все примеры из раздела «Реальная жизнь». Падальщики очень важны для экосистемы и куда безобиднее и благороднее, чем львы и тигры. Ну и эндрюсарха, тираннозавра и мегалодона все очень уважают, хоть они и падальщики.
- Древний Египет — у бога Анубиса была голова шакала.
- Зороастрийцы строят в горах специальные башни, куда клали трупы на растерзание хищным птицам. Делалось это, чтобы не осквернять священные стихии — землю, огонь и воду.
- Тибетское «небесное погребение» немного похоже. Тела скармливают грифам — как последнее проявление благотворительности.
- Аналогичные похороны в Полинезии и Микронезии со скармливанием умершего акулам, служащими психопомпами.
- Грифы в Африке помогают охране национальных парков быстро обнаружить, где браконьеры убили слона или носорога. В свою очередь браконьеры пытаются уничтожить грифов. Так что охране приходится спасать ещё и грифов.
- А ещё птицы-падальщики спасают от эпидемий — болезнетворные бактерии и вирусы не выдерживают кислотность их желудка. К тому же они и другие специализированные падальщики вытесняют на этом поприще крыс.
- Правда, на лапах и перьях они переносят не меньше всякой заразы, и при возможности щедро делятся ей с водоёмами, людьми и домашней скотиной. Так что в реальной жизни играется зигзагом.