Тоцкие учения
Тоцкие войсковые учения (Операция «Снежок») — полевые учения, в ходе которых было отработано наступление войск вслед за ограниченным (тактическим) атомным ударом по позициям противника. Целью учений было получение научных и тактических данных о воздействии поражающих факторов ядерного оружия[1] массового поражения на людей, военную технику и животных, а также боеспособности вооружённых формирований в зоне ограниченного атомного удара.
Предыстория[править]
Первыми подобные учения на собственных солдатах (про Хиросиму и Нагасаки помалкиваем) провели американцы. 1 ноября 1951 г. на Невадском испытательном полигоне были проведены учения «Buster Dog», в ходе которых был подорван ядерный боезаряд мощностью 21 кт. На дистанции около 11 километров от эпицентра находились войска, отдельные подразделения которых после взрыва провели марш-броски на расстоянии примерно 1 километра от эпицентра. Впоследствии были проведены еще 7 подобных учений с кодовыми названиями «Desert Rock». Особенно масштабными были последние учения, в ходе которых в течение нескольких недель были подорваны десятки ядерных зарядов. Следует заметить, что в силу крайне ограниченных представлений об опасности вторичных поражающих факторов атомного оружия, американские учения как правило проводились с минимальной подготовкой личного состава. Так, к примеру, в первых испытаниях принципиально не применялись СИЗ — считалось, что достаточно просто находиться вне радиуса воздействия ударной волны и иметь затемненные очки для защиты от вспышки.
В отличии от американцев, организаторы Тоцких учений успели накопить достаточно данных для того, чтобы понимать, насколько опасно новое оружие. Однако мир уверенно, семимильными шагами шел к горячей схватке между Коммунизмом и Капитализмом. На тот момент буржуи учредили НАТО, и разработали план план Drop-shot («Укороченный удар»)[2], согласно которому предполагалось сбросить 300 атомных бомб на 100 городов СССР. В свою очередь, это, а так же отставание в количестве специальных боеприпасов и качестве средств доставки (Ту-95 только-только полетел) породило ответную стратегию, известную в военно-исторических кругах как «план „наламанш“», подразумевавшую бросок тяжелобронированных колонн танков и мотопехоты раскаленным ножом через всю Европу. В следствии этого необлицкрига, Европа должна была быть нейтрализована так быстро, как это только возможно, с максимальным сохранением промышленного потенциала и перехода его в руки СССР, что резко обесценивало возможности США по нанесению атомного удара по центральным промышленным районам СССР. Как нетрудно догадаться, времени на «наламанш» у СССР, в случае перехода конфликта в горячую фазу, было немного. Нужно было успеть выйти на берег Атлантики до того, как США успеют нанести СССР неприемлемый ущерб регулярными атомными бомбардировками в рамках исполнения плана «Дропшот». В связи с этим, времени на методичное «прогрызание» укрепрайонов противника, каковых ожидалось порядка 10 — 15 штук до полного коллапса сопротивления, просто не оставалось. Брать же УРы «зерг-рашем» в СССР, вообще говоря, не любили, вопреки либероидно-шизоидным представлениям.
Решением проблемы этого противоречия как раз и стала идея применения атомных ударов по УРам с последующим их взятием «с ходу». Оставался лишь один вопрос: насколько это вообще реально и сможет ли живой человек, пусть даже в СИЗ, действовать практически в эпицентре, через короткое время после удара, без серьезного ущерба для здоровья. Справедливости ради, результаты американских испытаний уже давно лежали на столе советского генштаба. Но, к вящему уважению к ним, советские военачальники уже тогда сделали вывод, что для людей, участвовавших в американских учениях даже без СИЗ, слишком мала долговременная статистика. Забегая вперед, заметим, что еще больше, чем солдатня, пострадали люди, которые катались на полигон за яркими эмоциями: дело в том, что даты проведения испытаний на полигоне Невада долгое время фактически не скрывались (американцы справедливо полагали, что если уж русские уже обзавелись своей атомной бомбой, то скрывать свои испытания толку мало, а вот наоборот, дать шпионам оценить мощь американского ядерного кулака и сообщить в Москву, что капитуляция будет всяко безболезненнее - явно заслуживающий внимания вариант). В связи с этим, к очередному испытанию гостиницы Лас-Вегаса были, как правило, переполнены. А ушлые дельцы сколачивали капиталы, возводя временные деревянные трибуны на безопасном расстоянии от очередной испытательной площадки и продавая на них билеты, затемненные очки и попкорн. Так вот, туристы тогда пострадали больше всех. По целому ряду причин, которые, возможно, стоит раскрыть в другой статье. Например тут: Ядерные испытания в разделе «Полигон Невада»
Учение[править]
Впервые в Союзе учения проведены 14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне в Оренбургской области.
В 9 часов 33 минуты на высоте 350 м от земли взорвалась авиационная термоядерная бомба мощностью 40 килотонн, что почти в два раза больше мощности бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. В момент взрыва войска находились в 5-7,5 км от эпицентра в укрытиях и окопах. По слухам (распускавшимся, например, «Радио „Свобода“» и никем более не подтвержденным) к учению привлекались заключённые, которые размещались существенно ближе. Так как сам факт их существования крайне сомнителен, их «дальнейшая судьба» либералам так же «неизвестна» (кстати, идеологическая ошибка. Можно было за хорошие деньги найти бомжа пооблезлее и попросить его на камеру рассказать, как он был простым честным вором, а его взяли и засунули в списанный Т-34 в «граунд зиро» на полигоне.) Подопытный домашний скот почти полностью погиб от ударной волны, теплового излучения, ожогов и лучевой болезни. Их предсмертную агонию и несовместимые с жизнью увечья, в интересах науки и разработки более совершенных средств защиты личного состава, автоматика бесстрастно зафиксировала на кинокамеры, расставленные по полигону в великом множестве. Спустя ориентировочно 2 часа после взрыва, проведя радиационную разведку и получив данные о том, что радиационный фон допустим для кратковременной экспозиции, дали старт наземным учениям. Некоторым солдатам и офицерам пришлось практически пройти по краю эпицентра взрыва (сам эпицентр пересечь не представлялось возможным по причине разрушений, причиненных взрывом). Разумеется, не в пешем строю, а внутри БТР и танков, что очень сильно повышало защиту личного состава от поражающих факторов ядерного взрыва. Всего на учениях в районе полигона сосредоточились и принимали участие военные подразделения численностью от 45 до 60 тысяч человек.
По данным «Военного обозрения» потерь не было. Сведения об учениях 1954 года до сих пор не рассекречены, поэтому продолжают обрастать домыслами и легендами.
Руководство учением было возложено на Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Присутствовали и другие высшие военные чины, а также приглашённые гости из соцлагеря.
Последствия[править]
Прежде всего было доказано, что советская армия может использовать ядерное оружие как средство для скоростного прорыва укрепрайонов вероятного противника, что давало возможность даже с имеющимися средствами доставки и поражения осуществить тот самый «наламанш».
На основе полученных данных были пересмотрены все представления о поражающих факторах ядерного оружия. Перекалиброван личный состав сил и средств на случай ядерной войны.
В спешном порядке танк Т-54 был доработан до модификации Т-55 с полиэтиленовым подбоем для защиты от большей части радиоактивного излучения и активным наддувом давления в боевом отделении для защиты от радиоактивной пыли.
В целом, учения прошли очень успешно и позволили стране лучше понимать принципы ведения ядерной войны.
Смертоносное облако от взрыва поднялось более чем на 10 км и пошло на северо-восток со скоростью до 90 км/час. Исследования, проведенные в 90-е годы на деньги западных околоправительственных пропагандонских организаций, показали, что в результате испытания пострадали жители почти пятисот населенных пунктов Бузулукского, Грачевского, Сорочинского, Тоцкого и других районов Оренбургской области. О заражении других регионов данных нет. Однако некоторые источники (Например радио «Эхо Москвы») указывают на то, что последствия Тоцкого взрыва обнаружились в Омской и Новосибирской областях.
Большую известность получила фраза Г. К. Жукова про результаты учений:
Когда я увидел атомный взрыв, осмотрел местность и технику после взрыва, посмотрел несколько раз киноленту, запечатлевшую до мельчайших подробностей все то, что произошло в результате взрыва атомной бомбы, я пришел к убеждению, что войну с применением ядерного оружия ни при каких обстоятельствах вести не следует… Но мне было ясно и другое: навязанная нам гонка вооружений требовала от нас принять все меры к тому, чтобы срочно ликвидировать отставание наших Вооруженных сил в оснащении ядерным оружием. В условиях постоянного атомного шантажа наша страна не могла чувствовать себя в безопасности. Отсюда.
Либерасты очень любят стонать вот в таком духе:
«Облучённые не получили никаких льгот. Более того, впоследствии они проклинали военное руководство за то, что им не сказали, что определённое время им нельзя заводить детей.
Всё было засекречено. Местные жители растили хлеб, пасли скот и заготавливали сено, которые были заражены цезием-137, стронцием-90 и плутонием-240.
Спустя два года после учений на Тоцком полигоне советским военным предстоял ещё один кульбит. 16 сентября 1956 года на Семипалатинском спецполигоне Министерства обороны СССР состоялось войсковое учение с применением ядерного оружия под названием „Десантирование на вертолетах парашютно-десантного батальона вслед за атомным ударом с целью воспрещения восстановления противником обороны в районе бреши, образованной атомным взрывом“. Всего было задействовано полторы тысячи военнослужащих. Непосредственно к эпицентру взрыва десантировались 272 человека.»
К счастью, это сильно извращенное понимание действительности:
1) Во-первых, потому что не было особо облученных. Конструкция бомбы была достаточно эффективна с точки зрения расхода делящихся материалов. Масса же ядра была весьма невелика. Достаточно сказать, что сброшенный на Хиросиму «Малыш» был гораздо «грязнее», что не особо помешало жизни жителей Хиросимы в дальнейшем.
2) Во-вторых, вследствие крайне малой массы ядра и высокого КПД реакции заражение высокорадиоактивными материалами оказалось на удивление небольшим.
3) Ну и в-третьих, ядерный десант также проходил в рамках все той же отработки тактики «наламанша» и с достойным уровнем СИЗ для личного состава.
См. также[править]
- Чернобыльская катастрофа
- Тоцкое и окресности в наше время
- Добротная ватная копипаста
- Кузькина мать
- Комбинат Маяк
Примечания[править]
- ↑ Поражающие факторы ядерного оружия — Целый комплекс воздействий, влияние которых может быть не совместимым с жизнью человека и всего живого. Основными, поражающими факторами ядерного взрыва являются: ударная волна (сейсмовзрывные волны), световое излучение, проникающая радиация электромагнитный импульс, и радиоактивное заражение местности. Подробней здесь Гамма-лучи, в отличие от α-лучей и β-лучей, не содержат заряженных частиц и поэтому не отклоняются электрическими и магнитными полями и характеризуются большей проникающей способностью при равных энергиях и прочих равных условиях. Но если лист 150 мм стальной гомогенной брони задерживают до 90 % гамма-излучения, то быстрых нейтронов и лишь 20 %. Поэтому для тактических целей уже в то время пиндосами была создана нейтронная бомба. У неё, в отличии от обыкновенной атомной бомбы, увеличена доля энергии взрыва, выделяющаяся в виде нейтронного излучения (нейтронной волны). В биологических объектах под воздействием потока нейтронов происходит ионизация живой ткани, приводящая к нарушению жизнедеятельности отдельных систем и организма в целом, развитию лучевой болезни. Воздействие же других факторов поражения минимизируется.
- ↑ План Дропшот, — Разработанный во времена «холодной войны» план ядерного удара США по Советскому Союзу. Стал известен широким массам благодаря книге Н. Н. Яковлева «ЦРУ против СССР». Этим и не только военно-исторический кружок «Неолурка» настоятельно рекомендует обмазаться именно там