Антисистема
Последнее легко объяснимо. Для появления устойчивой антисистемы необходимы два параметра: упадок, например момент перехода из фазы в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса. Пусть даже обе системы будут перед началом процесса положительными, творческими, как в плане экологии, так и в аспекте культуры. Совмещаясь, они порождают антисистему, явление побочное, возникающее помимо воли участников
Антицивилизация — это пожирание цивилизацией самой себя, с использованием всех предыдущих и случайно унаследованных наработок науки и техники. Нечто собиралось, собиралось — а теперь разбирается назад в том порядке, в каком собиралось. Вначале сбрасывают вниз то, что уложено в верхнем ряду. Потом — сбыв по дешёвке верхние венцы, берутся за средние, и так — до самого фундамента.
Мотивации у антицивилизации две:
1) Снижение материальной, физической и нравственной нагрузки с людей, избавляющихся от ответственности за сохранение унаследованного.
2) Денежки за сбыт утилизированного. От того, что ты хозяин дома — бутылки не появится. А вот продал дом, выручил денежки, сходил за бутылкой и счастлив.
Антисистема — термин, популяризованный теорией Льва Гумилёва. Своего рода «отрицательная система», под влиянием которой происходит дегенерация и деградация общества. Противопоставляется системе — позитивной организации. Антисистема характеризуется упрощением и разрушением существующих в обществе связей.
Описание[править]
Гумилев также рассматривает Антисистему как направленную на разрушение традиционных этнических систем, связей и порядков ради некоего будущего, которое ещё только ожидается, что является по его мнению отличительной чертой Антисистемы — когда настоящее рассматривается исключительно как платформа для достижения неких величественных и значимых целей.
Если система стремится к созданию связей и их упорядочиванию, то антисистема — к их разрушению вплоть до полного исчезновения.
В теории Гумилёва выделяется этническая антисистема — особый набор взглядов, который ставит своей целью уничтожение определённого этноса и всех заложенных в нём традиций, культуры и государственного устройства. В этом смысле Гумилёв рассматривал как пример антисистем все революционные движения, ставившие своей целью уничтожение построенного порядка. Он связывал появление антисистемы со столкновением пары крупных этносов, в результате чего возникает столкновение мировоззрений, которое приводит к развитию ненависти к имеющейся системе культурного и государственного устройства:
В потоке нормального этногенеза антисистема не может возникнуть. Но при совмещении двух суперэтносов, когда в зоне контакта возникает этническая химера, антисистемы развиваются со страшной силой.
Антисистемы призывают к полному переосмыслению и переоценке мира.
В основном антисистемы критикуются сторонниками националистических взглядов, которые считают правильным создание национально ориентированных государств с опорой на традиции прошлого и культуру, и негативно относятся к попыткам создать антисистемные по Гумилёву государства вроде СССР, образованного после социалистической революции.