Свобода
Свобода оторванная от интеллигентности, здравого смысла, от доброго сердца — страшная штука.
Высший тип свободных людей следует искать там, где приходится преодолевать самые сильные препятствия, в пяти шагах от тирании, у самого источника грозящего рабства.
Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!
Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов. Невежественная свобода есть матерь страстей. Ибо неуместной свободы конец — жестокое рабство.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
Если вы желаете и просите от Бога безопасности для праздной беспечности, изобилия для роскоши, силы для неправедного преобладания, чести для презрения к другим, свободы для своеволия, а не для того, чтобы употребить оные как средства и способы для благотворения человечеству, для служения Богу и Его царствию: то вы требуете, чтобы Бог благотворил вам против пользы Его собственного царствия
У нас ещё есть выбор. Если мы захотим и если нам позволят
По тундре, по стальной магистрали,
Где мчит курьерский «Воркута – Ленинград»,
А мы бежали с тобою, мы ж теперь на свободе,
О которой так много в лагерях говорят.
Свобода — красивое, лирическое, сентиментальное, абстрактное и очень расплывчатое понятие. Обозначает бытие (как правило, человеческое) без преград и оков, возможность и доступ к любым возможностям и доступам, наличие выбора и способность совершать этот выбор самостоятельно, без физических ограничений для его принятия.
«СВОБОДА» часто используется в политических лозунгах, песнях, стихах, народном фольклоре и прочих поделиях искусного разума. При этом, из-за крайней аморфности термина, «щивобода» каждым индивидом трактуется по собственной мерке — в результате чего навязывание одного понимания свободы другим становится источником великой несвободы. Не говоря уже о том, что есть важные различия между свободой и вседозволенностью (проведением действий по желанию левой пятки, в том числе откровенно вредных), но точно определить их невозможно.
Понятие является практически неисчерпаемым источником эпических срачей между поцреотами и либерастами, быдлом и небыдлом, верующими и безбожниками — на предмет выяснения, у кого иллюзия иллюзорнее. По мнению циников, в реале явление никогда не существовало, философией/наукой его существование якобы не доказано, из-за чего стремление к Воле (специфическому русскому синониму сабжа) является очередным порабощающим культом свободы.
Размышлениями о свободе, выборе и неограниченности пронизаны такие культовые тайтлы как Матрица, Побег из Шоушенка, Мир Дикого Запада, Евангелион и многие другие. Сами же размышления сопровождают человечество с очень давних времён — этим отметился ещё Сократ, а кто поставит точку в затянувшемся споре, неизвестно.
Критика понятия[править]
Детерминизм[править]
Философская школа детерминизма утверждает, что свободы воли не существует, так как всё предопределено законами физики (каждое новое состояние системы однозначно получается из предыдущего на основе невероятно сложных законов):
Любое существо в мире подчиняется законам физики, низменным инстинктам и естественным потребностям. Ни одно из созданий не может нарушить эти законы, и они едины для всех, как потребности в кислороде, еде и сексе. У людей, как у наиболее развитой формы жизни из когда-либо наблюдаемых, эти ограничения дополняются нормами поведения в обществе, культурой и общностью менталитета, этноса, закона, традиции, религии и т. д. На верхнем (программном) уровне свобода заканчивается на общих мыслительных процессах деятельности головного мозга. Порой человек даже не способен контролировать свои мысли — например, в период обострения физических потребностей. Где-то между этими уровнями располагается и законодательная прослойка, о которой чаще всего говорят, когда речь заходит о свободе. Итак, на любой объект во Вселенной накладываются свои ограничения, и не важно, какие именно — „аппаратные“ низкоуровневые секвестры (те же законы физики, и ресурсы для жизнеобеспечения) или прикладные притеснения (например, определённые нормы общения в коллективе). Да, некоторые типы препятствий можно обойти — относясь с пренебрежением к этикету или юриспруденции. Однако всем остальным всё равно приходится подчиняться — говорить на том же языке, который понимает оппонент; принимать используемые большими группами людей системы условных обозначений или обряды. Суть одна — свободы нет! Всё относительно, мир многогранен — и когда кто-то говорит, что у него есть свобода, этот кто-то всего лишь временно победил некие локальные нормы, такие как Конституция или УК отдельно взятого государства — но никак не тотальную несвободу всей жизни во Вселенной.
Отметим, что данный пример — образец философии материализма, но довольно вульгарного, что одновременно позволяет обратить наше внимание на более сильную критику и проникнуться уже ею, или же посчитать такой критический подход в самой основе. В данном случае свобода выбора всецело принадлежит тебе, Анонимус!
К тому же существуют разные степени свободы. Понятно, что законы физики нарушать невозможно, и ими свобода ограничена (так что абсолютной свободой изнутри мира не может обладать никто), однако вопрос чаще всего идёт об относительной свободе выбора, которая заключается в выборе между вариантами, не запрещаемыми законами природы. И тут есть варианты.
Свобода и анархия[править]
Кто-то скажет и что правовая свобода не играет большой роли в общественной жизни населения государств и общей удовлетворённости жизнью в стране, куда важнее экономический и культурный показатель. Ведь можно быть заключённым в тюрьме Норвегии и жить при этом как в хорошем санатории, ни в чём не нуждаясь, или быть свободным, живя в африканском племени тумбу-юмбу и приплясывать от голода вокруг костров, чувствуя запах свободы. Впрочем, се скорее аргумент против анархии и любителей сносить политический строй, обеспечивающий какой-никакой порядок, не особенно раздумывая о том, что будет дальше.
Кто-то скажет, что «свобода лучше несвободы наличием свободы», а кто-то — что должно поддерживать порядок.
Свобода развращает[править]
Есть и такое мнение, на котором зиждется цензура и требования запретить отдельные феномены. Например, практически все согласятся, что свобода употребления тяжёлых наркотиков не нужна. Вопрос только, как определить однозначно нежелательные для общества и человека явления — пока ничего кроме голосования и вялого реагирования на чёрные лебеди не придумали. А голосование, как известно, подвержено типичным маркетологическим приёмам.
Но можно и сказать, что дисциплина имеет ценность как результат осмысленного действия свободного человека, который добровольно себя ограничивает из моральных соображений, а если человек изначально был бы ограничен, то и ничего высокого в следовании принципам нет, он просто раб.
Здесь возникает вопрос баланса между абсолютной вседозволенностью и тоталитаризмом, который также по всей видимости решить невозможно.
Отсюда возникает представление о том, что мало свободой обладать, ей надо уметь распорядиться — подчиняясь не сиюминутным страстям раздражённого ума, в котором роятся бесы, а посредством соотношения действий с системой моральных убеждений и любовью к ближнему. Поэтому на самом деле свободным может быть только взрослый духовно человек.
Вера в понятие[править]
— Свобода — это отсутствие ограничений в жизненно необходимом. Это когда человека не ограничивают в том, что для него очень важно, при условии соблюдения общечеловеческих принципов морали. Если жизненно необходимое материально, то у человека должна быть возможность его как приобретать, так производить и продавать.
А еще чувство свободы можно охарактеризовать как отсутствие страха. Потому что если человек свободен, то он ничего не боится.
О да, как мы видим, лучше всего сабж познаётся именно в афористичном направлении литературной мысли. Что, однако, не должно делать высказывания о нём более или менее убедительными в ваших глазах. При этом разнообразные академики и титулованные деды с кафедры философии полагают, что лучше всего «свободу» вполне можно познать — но только прошерстив томиков 6-10-320 отборной зубодробительной каши из логоса, дао, нирваны, феноменов, Единого и прочего. Не попробуешь — не узнаешь, поэтому рекомендуем каждому, прежде чем высказывать и собственное мнение по вопросу, запастись немалым багажом эрррудиццыи!
Свобода в Незалежной[править]
Кое-где «Свобода» всё-таки однозначно существует — в названии группировки весёлых анархистов-наркоманов из игры S.T.A.L.K.E.R! Ребята там действительно довольно раскрепощённые, неплохо вооружённые, одетые в зелёненькое и настроенные категорически против такого явного ограничения свободы как понятие «Долг» — хех, каламбур. Кстати, периодически в нашивках группировки встречается и слово «Воля» — именно так будет сабж по-украински. Национальный колорит — он такой.