Полное погружение в атмосферу
Перейти к навигации
Перейти к поиску
В магазине вы покупаете новую книгу, диск с фильмом, компьютерную или настольную игру. На обложке стандартные рекламные слоганы: «Полное погружение в атмосферу! Эта вещь изменит вашу жизнь! Оторваться невозможно!» Ну да, знаем-знаем, ладно, попробуем… И вы обнаруживаете, что реклама нисколько вас не обманула, и произведение в буквальном смысле вторгается в вашу жизнь. Какие возможны варианты?
- Лобовой: при открытии книги/запуске игры появляется портал, и вас затягивает в мир произведения.
- Нелобовой: поначалу вроде бы ничего не происходит, почитали вы книжку, посмотрели кино, погеймились пару часиков и забыли… Вот только ваша жизнь постепенно начинает меняться и всё больше напоминать то самое произведение: вчера ходил в магазин за хлебом и видел там странного покупателя, как две капли воды похожего на врага из игры, сегодня прислали посылку без обратного адреса, а в ней перстень как у главного героя этой же игры…
Во втором случае возможен вариант без мистики, если кто-то намеренно подбросил вам эту вещь и устраивает такой спектакль.
Если речь не о старинной книге, а о современном комиксе/фильме/компьютерной игре, пересекается с тропом Мистический Сникерс.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Вельд» Рэя Брэдбери.
- Леонид Влодавец, «В стране монстров» — собственно компьютерная игра «Монстры», которую получил именинник на ДР. Не стоило ему её запускать…
- А. и К. Тенишевы, «Квакеры в зоне риска» — аналогично, одному из главных героев подарили компьютерную игру с на одном диске без продолжения; за продолжением предлагалось отправиться в показанное в игре место, которое оказалось реально существующим, со всеми опасностями. Оказалось, что это всё подстроено недругом героев, председателем банка, который они недавно хакнули.
- Карлос Руис Сафон, «Игра ангела». Писатель-беллетрист Давид Мартин знакомится с загадочным иностранцем Андреасом Корелли, который убеждает его написать ни много ни мало эпос, будущую основу для новой мировой религии. Уже после первого письма от Корелли главный герой постепенно перестаёт понимать, где реальность заканчивается и перерастает в мир, порождённый жуткими сюжетами написанных им книг и рассказов. Со временем Давид Мартин погружается в свой отчаянный мир настолько, что становится непонятным даже для сочувствующих ему людей, кроме подруги Исабеллы (будущей матери главного героя предыдущей книги серии, «Тень ветра»). К.Р. Сафон всячески интересничает, не давая читателю даже на последних страницах понять, что не так с Мартином, его возлюбленной Кристиной и Корелли, пока в третьей книге серии, «Узник неба», не выясняется, что практически всё излагаемое в «Игре ангела» является сумасшедшим бредом Давида Мартина, начиная в принципе с факта существования Андреаса Корелли. Бедный писатель просто спятил на почве потери отца, отвержения матерью, литературной невостребованности и любви к Кристине, которую у него подло увёл его бывший лучший друг, литератор Педро Видаль.
- Пирс Энтони, «Демоны не спят». А в случае с игрой Companions of Xanth по мотивам книги — педаль в пол, потому что перед нами буквально игра в игре.
- Сергей Лукьяненко, «Лабиринт отражений». Дип-программа — это не полноценная виртуальная реальность, а скорее средство для ввода в гипнотический транс. Первый случай произошел именно с парнем, который посмотрев видеоролик сел играть в DOOM и «погрузился» в игру (на самом деле как сидел за компьютером, так и остался сидеть).
- У него же, «Конкуренты». Подписавшиеся на промо-акцию новой ММО про космос остаются жить в реальном мире, а вот их копии с полным сохранением памяти и самосознания оказываются в мире игры (вернее, в реальном мире, в космосе и с выданными на руки космооперными технологиями).
- Р. Л. Стайн, «Бойся, очень бойся» — волшебные карты способны как вызывать в наш мир драконов, рыцарей и злобных карликов, так и перебрасывать героев в ИХ мир. Что в разы хуже. Большой привет «Джуманджи».
- Михаэль Энде — «Бесконечная книга» же!
- «Принц Госплана» Виктора Пелевина. Большинство персонажей книги отождествляют себя персонажами разных популярных во время написания повести DOSовских играх: Арканоид, Будокан, авиа- (F-15, F-16, F-19) и танковые (Абрамс, М1) симуляторы, Попьюлос и так далее. Главный герой, как понятно из названия, живет в Принце Персии. Игровая реальность переплетается с постсоветской настолько, что сразу не понять, какая реальность более реальна. При этом, общеигровая реальность существует для всех, но конкретные игровые угрозы — нет; внутриигровые угрозы уникальны для каждого (эпизод с лезвиями-ловушками на эскалаторе, которые опасны только для протогониста, и эпизод с девушками, которые автоматически оттряхиваются от несуществующей для них пыли после обвала лестницы). Есть даже game over и перепрохождение уровня в виде повторения одной главы два раза, включая повтор рассуждений протагониста (привет одной инди-игре, которая дает внутриигровой обоснуй подобным условностям). Такой вот магический реализм отечественного производства.
- Чарльз Бомонт «Квадриоптикон» — довольно невнятный рассказ, где главгерой-актёр в новаторском фильме с обещанным «полным погружением» пытается прекратить показ фильма — и попадает в космооперу, где сцену приходится проходить заново, если актёр начинает действовать не по сценарию. По мнению свидетелей, актёр просто стоял и смотрел фильм. Это что же, всем зрителям приходится угадывать сценарий и действовать в соответствии с ним?
Кино[править]
- «Джуманджи» — собственно настольная игра из названия.
- Фильм 1995 является нелобовым вариантом погружения в атмосферу, когда игра воплощает выпадающие события (заточение в себе является отдельным событием). А вот мультсериал и два последующих фильма является уже лобовым вариантом погружения в атмосферу, когда игра заточает игроков в себе. В конце третьего фильма игра, будучи поломанным консольным картриджем, таки начала воплощать в реальность события вместо того, чтобы заточить очередных игроков в себе
- «Затура» — вроде бы самостоятельный фильм, а по факту Джуманджи в космосе.
- Brainscan — субверсия. Игра всего лишь загипнотизировала бедолагу и дальше он сам воображал, как вынужден после взятия первого игрового фрага убивать всех свидетелей, включая родных и любимых. В конце герой отказывается переходить моральный горизонт и… проигрывает, получив пулю. Игра определённо не являлась тестом на моральные принципы или проверкой на вшивость! В конце герой всё-таки видит какие-то вкрапления игры в свою жизнь, но они больше похожи на остаточные последствия того гипноза.
- «Вельд» Назима Туляходжаева 1987 года — вывих мозга, объединяющий сюжетные линии «Вельда» и нескольких других рассказов Брэдбери.
- «Студия звукозаписи „Берберян“» — про английского звукорежиссёра, который работает над звуковыми эффектами для джалло и постепенно теряет грань между фильмом и реальностью.
- «Теледемоны» — волшебный телевизор дает вам возможность пообщаться с кровожадными зомби вживую в самом прямом смысле.
- «Чёрное зеркало» — один из эпизодов второго сезона рассказывает о человеке, застрявшем в виртуальной реальности настолько глубоко, что он перестаёт отличать реальных людей от фантомов. На самом деле, большая часть событий — это предсмертный бред главного героя, умершего во время теста.
- «eXistenZ» — игра с полным погружением внутри игры с полным погружением. И далеко не факт, что третий («внешний») слой реальности — не игра. В комплекте отличный стёб над небрежно прописанными скриптами NPC.
Мультсериалы[править]
- «Подземелья драконов»: главные герои пошли покататься на фэнтези-аттракцион в парке, а тот возьми да и окажись порталом в настоящий мир фэнтези. По какой-то непонятной причине создатели не рискнули использовать в качестве «телепорта» настольную ролевую игру, которую мультсериал, по идее, должен был рекламировать.
Веб-комиксы[править]
- Homestuck — SBURB. Игра, чьей конечной целью является создание новой вселенной и становление игроков ее богами с побочным эффектом в виде гибели планеты играющих. По сути скорее служит порталом в собственно, игровой мир
Аниме и манга[править]
- Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — в центре сюжета мобильная онлайн-игра, где одна из десяти тысяч пользовательниц может по-настоящему превратиться в девочку-волшебницу с настоящими магическими силами.
- The Gamer — сверхпопулярная РПГ в духе DnD на мобильных платформах, затягивающая игроков в слой реальности, обычно скрытый Маскарадом. Протагонист, имеющий туда доступ на основе собственных способностей, был весьма удивлён, когда пришлось спасать от мобов одноклассницу. Позже выясняется, что это не баг, а фича. Причём злонамеренная, наносившая урон (вплоть до летального) игрокам и приносившая выгоду создателям игры.
Видеоигры[править]
- Assassin's Creed — эффект просачивания. После долгого пребывания в виртуальной реальности Анимуса испытуемый может начать видеть персонажей из восстановленных им воспоминаний предков в реальном мире. Можно как поехать крышей (что постигло Объекта 16), так и превратиться в реальной жизни в мастера паркура и фехтования (что произошло с Дезмондом).
- COMIX ZONE — Главный злодей комикса меняется местами с автором/художником своего же комикса. Пририсовывание врагов и паркур из одного рисунка в другой прилагаются.
Интернет[править]
- Частый сюжетоотбразующий элемент для крипипаст, где страшные игры (в основном, фанатские модификации, инди-игры или пиратские релизы) так и наровят просочится в реальный мир. Самые извесные — jvk1166z.esp (про мистический мод для Морровинда), Sonic.exe (про Соника-Сатану) и легенда про игру Sonic R (все про того же синебыстрого ежа) и связанного с ней Тейлз Долла, который с некоторых пор обособился.
- Другой распространенный троп — полное погружение непосредственно в Интернет, правда очень закрытый и очень инфернальный. Концепт «параллельно-реального паранормального Интернета», по всей видимости, связан с культовым в определенных кругах аниме Эксперименты Лэйн.
- Связанная тема — это жанр, который называется «паранормальные файлы», повествующий о всяких злонамеренных штуках, типа широко известного smile.jpg, которые можно в сети скачать, прочитать или посмотреть — с последствиями в виде просачивания файла в реальность и вероятной смерти чрезмерно любопытного пользователя. Фактически, последний — это субжанр полного погружения в сеть, включающий в себя демонические компьютерные игры. Также есть отдельный небольшой канон (по аналогии с SCP), который называется «Файлы 21». Как и с любым другим непрофессиональным сочинительством, по ссылкам можно найти весьма неплохие рассказы, но они теряются среди всего остального.