Казнь для героя, замысловатая и ненадёжная
Часто бывает, что положительный герой попадает в плен к злодеям (или даже к их зловещему лидеру). Это несомненно придает накала повествованию! Если отболтаться герою не удалось, его, весьма вероятно, захотят убить (могут быть варианты типа требования выкупа или сдачи друзей, но обычно к этому моменту герой так проел плешь злодеям, что они конкретно жаждут крови).
Вариант — герой просто попадает в скверную тактическую ситуацию, например, его держат на мушке, или под сиденьем его авто спрятана бомба, а двери заблокированы. Так или иначе, он во власти злодея (злодеев).
Но у любого настоящего Главзлодея есть чувство стиля, и он не может позволить себе просто взять и запороть связанного героя клинком. Кроме того, непонятно, кто, в случае гибели последнего, доведет историю до хеппи-энда.
Поэтому, с одной стороны, героя обрекают на смерть, и, наверняка, казнь будет ужасной и замысловатой. С другой, как и все замысловатое, такая казнь имеет много точек отказа. Герой, не будь дурак, просто обязан воспользоваться одной из них, выбраться из ловушки и сбежать (в особо роковых для злодеев случаях — еще и устроив им напоследок поджог или иную диверсию).
По-английски данный троп имеет устоявшееся название — «Why Don’t You Just Shoot Him?» («Почему бы тебе просто не пристрелить его?»), а также «Overly Elaborate Death Trap» («Избыточно сложная смертельная ловушка»). Троп «Bond Villain Stupidity» (Глупые злодеи бондианы) тоже довольно схож с этим.
Возможные варианты и их слабые места[править]
Есть ряд вариантов расправы с положительным героем, многие из них красивые или необычные, но каждый в чем-то не идеален.
- Злодей забывает принцип «хочешь, чтобы было сделано надежно — делай сам» и поручает рядовым браткам отвести героя в удобное место, убить и избавиться от трупа. Братки не справляются с порученным, по причине или слабой бойцовской техники, или просто непроходимой тупости.
- Казнь имеет вид медленного опускания платформы с героем в бассейн с акулами, крокодилами, лавой, кислотой и так далее, но при этом никто особо не мешает герою освободиться и сбежать.
- Если казнь имеет вид бросания героя хищным зверям (или акулам, змеям и так далее), то никто не останется проконтролировать работу их челюстей. Чего тут контролировать, когда и так ясно, что смерть героя будет ужасной и неизбежной.
- В ловушке или устройстве для расправы используются крайне сложные технические решения или многокомпонентные адские машины. Закономерно что-то из компонентов ломается, или работает нештатно, или главный герой находит способ заставить это сработать нештатно. Как и выше, когда против героя используют изощренную машину для казни, никто не видит, как он приводит ее в негодность или вундервафлей, спрятанной в его часах, или какой-то обычной вещью, оказавшейся в пределах вытянутой руки. Так, в симпсоновском эпизоде «You Only Move Twice» Джеймс Бонд, привязанный к столу для казни лазером, подбрасывает монету, чтобы расфокусировать луч лазера и заставить его пережечь веревки (пародия на схожий эпизод из «Голдфингера»).
- Так или иначе, перед тем, как оставить героя наедине с его орудием казни, злодей часто говорит что-то вроде: «Настало время прощаться. Не думаю, что еще услышу о тебе».
- Перед тем, как казнить героя, его на время оставляют без присмотра, в месте, откуда не так сложно сбежать. Часто даже не связанным, или вроде бы связанным, но кое-как. Или в стане врага оказывается предатель, который помогает герою спастись. Или у героя есть секретные девайсы, которые облегчают бегство.
- Вариант: героя развязывают целенаправленно, по приказу злодея, чтобы герой перед своей смертью мог поучаствовать в экскурсии по секретной базе и полюбоваться на Оружие Судного Дня. Кругом все равно ведь полно охраны — никакого риска бегства или диверсии нет.
- Вариант: злодей настроен как садист, и он просто не может убить оппонента, не допросив и не помучив его как следует, не рассказав о грядущей расправе над друзьями героя, о своих тайных планах, и так далее. Все это требует времени.
- Для того, чтобы тело героя пропало бесследно, или смерть показалась естественной, могут использоваться такие замысловатые методы, как погребание под лавиной или замуровывание в трубопроводе.
- Злодей отказывается позволить герою умереть каким-либо образом, кроме как от своей руки, и даже спасает героя от неминуемой гибели или запрещает своим подручным расправу с героем, если считает, что время для личного поединка не пришло, или даже надеется перевербовать героя в будущем.
- Злодей ведет тонкую игру — намеренно под видом бестолковой казни дает герою возможность сбежать, причем так, что герой считает это своей заслугой. А на самом деле цель — проследить за героем и найти его тайное укрытие, например.
- Злодей, который возомнил себя мегакрутым, настоятельно предлагает герою поединок один на один (стрелковый, рукопашный, может быть, даже магический). Иногда поединок относительно честный, если негодяй уверен в своем преимуществе. Иногда чуть-чуть жульнический. Например, героя перед боем ранят или отравляют, как Максимуса в «Гладиаторе» (это исторично — его противник, император Коммод, выиграл сотни гладиаторских поединков только потому, что все они имели вид плюс-минус «у Коммода стальной меч, у противника петушиное перо»). Конечно, в бою выясняется, что силы героя слегка недооценили. Или, может быть, недооценили его хитрость.
- Вариант: группа злодеев по каким-то спортивным соображениям нападает на героя строго по очереди, так что тот имеет шанс перебить их по одному.
- Злодей не желает наносить удар в спину, по спящему, отвлеченному или нокаутированному противнику. Он желает только честного боя с подготовленным противником — где рискует проиграть.
- Злодей просто слишком долго болтает и любуется собой, перед тем, как выстрелить. Он думает, что спешить некуда — а не тут-то было. Или к герою поспевает подмога, или он умудряется выстрелить первым (как Туко в «Хорошем, плохом, злом»), или сбежать.
- Злодей в стиле «гора мышц» мог бы убить любого одним ударом, но вместо этого он предпочитает поиграть с героем, как кошка с мышкой: швыряет его на несколько метров, медленно и не спеша избивает, может даже отлучиться по своим делам, дабы растянуть удовольствие. Чтобы вернуться и увидеть, что играть больше не с кем — мышка сбежала.
В фильме «Остин Пауэрс: Международный человек-загадка» троп прямо пародируется. Доктор Зло увлечен идеей экзотической казни: Остин Пауэрс должен стать жертвой акул с лазерами на головах. Выясняется, однако, что акул поймать не успели, и их пришлось заменить морскими окунями-мутантами. Скотт, сын Доктора, постоянно влазит со скептическими замечаниями: «Мы что, даже не посмотрим, как все пройдет? Они же сбегут». Но Доктор Зло игнорирует его.