Добрая альтернативная реальность
Мы больше не в Канзасе, Элли. Судьбоносный грузовик, хаотичный портал, тарелка хронокаши, удар камнем по голове, аппетитный мухоморчик или ещё что-нибудь подобное перенесло нас в параллельный мир. Лучше бы нам поберечься, а то неизвестно, насколько он отличается от нашего: может быть, тут снова-здорово сработал закон Годвина для путешествий во времени, может, этот мир незаметно захватили злобные пришельцы или другие попаданцы, а может, это вообще тот свет и сейчас знакомый, которого мы так рады были видеть вначале, оборотится злобным призраком или демоном.
Проходит время и… оказывается, что всё наоборот. Опустошительная война не случилась — её безумный разжигатель то ли не родился, то ли на пост не сгодился, и в его отсутствие стороны смогли договориться полюбовно; вот и друг, которого вы помните ПТСРнутым ветераном, не заливает горе от потери сослуживцев, а весело смеётся с ними в обнимку, вспоминая совместные экспедиции к дальним землям. Не было и экологической катастрофы — учёные нашли гениальное в своей простоте решение, или магия вернулась, сделав глобальную угрозу решимой по щелчку пальцев; вот и нерд, погибший вместе с научруком при попытке эту катастрофу предотвратить, жив, цел и опубликовал вторую монографию об опыте преодоления кризиса. Родители вашего знакомого гопника помирились и не развелись, поэтому он подался не в уличные банды, а в спорт высоких достижений, и теперь им заслуженно гордится вся округа. Застенчивая тихоня-эмо не вскрылась, не выдержав травли, а нашла смелость признаться в своих чувствах… ой, именно вам, и это дало ей силы и уверенность. Кстати, не опаздываем ли мы на свидание? Нет, вот она с верной гитарой за плечом, ждёт, как условлено, в зелёном сквере у памятника «СПАСИТЕЛЮ ОТѢЧЕСТВА, ПРЕДСѢДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ВЛАДИМИРУ УЛЬЯНОВУ БЛАГОДАРНАЯ РОССIЯ, воздвиженъ высочайшимъ повѣлениемъ государя iмператора Алексiя II в 1942 г. по Р.Х.»… да, бессмысленного и беспощадного бунта и братоубийства, последствия которого сотрясали вашу реальность даже спустя много лет, не было тоже.
Нет, это, конечно, не чистая страна сластён. Кому-то ради установления этой благодати пришлось и пострадать, и, возможно, умереть. Но их деяния не забыты, павших вспоминают как героев и примеры для подражания, а выживших всеми силами поддерживают, выражают благодарность, понимание и сочувствие. Безумно страшно было узнать, что в этом мире именно ваша родная сестрёнка стала жертвенным агнцем, чья гибель заставила конфликтующие стороны ужаснуться, остановиться и задуматься — но с другой стороны, глядя на раскинувшуюся вокруг утопию, невольно задумываешься: а может, оно действительно стоило того?
Добрая альтернативная реальность — как нетрудно догадаться, инверсия своей жуткой товарки. Которая часто под неё маскируется, не без того — но это не значит, что прямой и искренний отыгрыш тропа не может существовать и быть по-настоящему достоверным, находящим отклик в душе у аудитории. В сюжете ДАР (говорящая получилась аббревиатурка-то) чаще всего работает как Остров Удовольствий — приятное и, возможно, даже без подвоха, но всё же препятствие на пути, — но это потому, что общая мораль в нашей культуре пока ещё превалирует над частной. Герой, задолбанный бесплодной борьбой за недостижимые идеалы и вдруг попавший в место, где они воплощены в реальность (или, наоборот, воплощена их противоположность, демонстрируя их лживость и ошибочность прежнего пути героя), вполне может сказать: «Да пропади всё пропадом! Я устал, я остаюсь!» — и при написании прямыми руками его просто не повернётся язык упрекнуть.
Странная альтернативная реальность, в принципе, тоже может быть доброй. Или, наоборот — добрая будет казаться травмированному её противоположностью герою (и читателю) странной.
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- BIONICLE — альтернативные миры единой Сферус Магны (где Макута Теридакс не восстал против Великого Духа, а честно трудился вместе с ним) и Слияния (где Братство Макут выполняло те функции героев, в том числе культурных, которые в основным каноне выполняли Тоа).
- Brighthammer 40,000 — по сравнению с оригинальным сеттингом. Вместо гримдарка с 40000 способами подохнуть здесь высокое фэнтези, натуральная руссоистская практопия, где буквально каждая фракция и почти каждый отдельный индивид действует исходя из заботы о ближнем и уважения к его выбору. Да, есть место и недоверию, и опасению перед чужаками, и банальным роковым ошибкам — но в массе своей любые зарождающиеся конфликты гасятся дипломатией, а перед общими угрозами народы Галактики встают плечом к плечу. Как вам тот факт, что Император жив, цел, здрав, лично правит с Золотого Трона, ничуть не притесняет культы Богов Порядка и является примархам чутким и любящим отцом? Что орки — благородные дикари, считающие позором стукать тех, кто слабее, тираниды — миролюбивый рой, превращающий безжизненные планеты в цветущие сады, а т’ау — напрямую скопированная из канона экспансионистская деспотия, которая там была светлее и мягче всего остального мира, а на фоне здесь выглядит как классическая империя зла?
- Для полного соответствия тропу не хватает только попадания какого-нибудь персонажа из канона в Брайтхаммер. Что, впрочем, ГМ с прямыми руками вполне может устроить.
Кино[править]
- «Матрица» — в разговоре с пленным агент Смит сообщает, что в первой версии Матрицы был реализован виртуальный мир без боли и страданий, где людей ждали лишь удовольствия. Но человеческий разум с недоверием воспринимал такую реальность, и полного погружения людей в игровой мир добиться не удавалось. Поэтому все проблемы и неудобства, возникающие у людей в текущей матрице, пришлось добавить, потому что сама человеческая натура в них нуждается.
Телесериалы[править]
- Грань - в пятом сезоне Оливия вынуждена отправится в параллельную вселенную, которая не пострадала от вторжения наблюдателей. Её двойник ведет не вынуждена была партизанить и потерять дочь, которую больше большую часть её жизни не видела, не провела много лет в янтаре.
Мультфильмы[править]
- Вавилон 5.Дорога Домой - путешествуя по альтернативным вселенных Джон Шеридан в ближе к финалу попадает в мир, в котором не было экспедиция на Захарум и Тени еще спят. В результате не было прихода к власти Кларка, эскалации конфликта между Нарнами и Центавреанами. Правда все предпосылки к этим событиям остались, так что все может повторится.
Мультсериалы[править]
- «Аркейн» — альтернативный таймлайн, куда провалились Экко и Хаймердингер. Начало у него было, конечно, трагическое — Вай погибла при попытке обнести хату Джейса, а Паудер стащила больше кристаллов, в результате чего хекстек так и не был создан, — но каков результат? Заун интегрировался в Пилтовер и в нём точно так же сияет благое солнце — никакой отравы в воздухе, никакого мерцания на чёрном рынке, кругом яркие праздничные краски и нежная живая зелень. На улицах смеются дети, а миротворцы дружески перешучиваются со взрослыми. Жив мудрый патриарх Вандер, жив экков приёмный отец Бензо, живы Майло и Клэггор, которые вместе с Паудер и местным кванком Экко учатся в престижной академии и готовятся участвовать в конкурсе юных изобретателей. Даже Силко умудрился помириться с Вандером (автору правки эта парочка подозрительно напомнила Тора и Локи) и толкает такие речуги о важности прощения, что Экко только успевает челюсть с пола подбирать.
Аниме и манга[править]
- «Магия вернувшегося должна быть особенной» — конфликт поздних глав крутится вокруг артефактов древности, способных создавать копии прошлого и местный аналог виртуальной реальности. Но как оказывается, эта технология может существенно больше. В одной из глав главгад выкидывает протагониста в добрую альтернативную реальность. Где нет конфликта между аристократами и простолюдинами, где жив его лучший друг, и где в общем всё хорошо. И перед героем встаёт садистский выбор — либо остаться в этом виртуальном альтернативном мире, либо выйти из мира, разрушив его к хренам.
- Full Metal Panic — в последнем томе Тидори, используя сверхмощный лямбда-привод, создаёт именно такую. В ней нет ни Чёрных Технологий, ни всего связанного с ними, включая армслейвы, охоту за Посвящёнными и бесконечные войны, развязываемых закулисным мировым правительством ради испытания новых видов оружия. Мать Тидори выжила, с отцом и сестрой они всё ещё живут одной семьёй, а Сосукэ — не упоротый солдафон, впервые взявший в руки оружие в 6 лет, а просто милый застенчивый парень, увлекающийся компьютерами. Подвохов никаких нет… не считая того, что этот «правильный» Сосукэ — не тот, кого Тидори полюбила. Именно это осознание заставило её «откатить» новую реальность и вернуться в старую без возможности возврата — даже несмотря на то, что в ней Сосукэ (как ей кажется) погиб.