Нечистое животное
Нечистыми верующие люди называют животных, которых религиозная традиция запрещает употреблять в пищу, приносить в жертву богам, впускать на территорию храмов и иных священных мест. Иногда существуют также запреты на содержание таких животных дома, на прикосновения к ним и т. п. Убийство нечистого животного может считаться как поступком, оскверняющим человека, так и благим делом.
Деление животных на чистых и нечистых может быть продиктовано не только традициями и предубеждениями, но и вполне рациональными причинами, например, если речь идет о переносчиках опасных для человека болезней или паразитов, а также животных, чье мясо малосъедобно, плохо хранится и быстро портится.
Нечистое животное может использоваться в качестве оскорбительного сравнения. Если это общеупотребительное ругательство, наподобие слова «свинья», то религиозный человек, скорее всего, воспримет его как существенно более обидное.
Противотроп — Священное животное.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Множество анекдотов о мусульманах, иудеях и свинине.
Как-то раз приходит один еврей в синагогу и с порога обращается к раввину:
— Ребе, мне так страшно хочется скушать малюсенький кусочек свинины! Сил терпеть уж больше нет! Ну совсем маленький…
На что ребе отвечает ему возмущённо:
— Да ты что, Абрам, дорогой! Как можешь так говорить?! На какую такую свинину ты губу раскатал?!
— Ребе, совсем крохотный кусочек! Что ж в этом криминального?!
— Как ты вообще набрался наглости прийти ко мне с таким вопросом? — разгорячился раввин не на шутку. — В Торе чёрным по белому прописано, что это строго запрещено! И ты прекрасно об этом знаешь, так что ступай отсюда!
— Ну маленький, прошу!
— Нельзя! Не положено — и точка!
— Но, ребе, а как же вы?! Я вот, например, вчера своими глазами видел, как вы свинину кушали…
— Да, было дело, — тут же притих раввин. — Но я ведь ни у кого и не спрашивал!
Раввин и пастор едут в поезде.
Пастор достает ветчину и говорит раввину:
— Прошу вас, отобедайте со мной.
— Видите ли, я не могу, — отвечает раввин. — Наша религия запрещает нам есть свинину…
— Напрасно, напрасно… Вы даже не представляете, от чего вы отказываетесь! — говорит пастор, с наслаждением откусывая от бутерброда.
Наконец, поезд подходит к станции, на которой раввину нужно выходить.
— Было очень приятно путешествовать с вами вместе, — говорит раввин. — Передайте, когда прибудете домой, привет от меня вашей супруге…
— Видите ли, у меня нет супруги. Наша религия предписывает нам безбрачие, — отвечает пастор.
— Напрасно, напрасно… Вы даже не представляете, от чего вы отказываетесь!
Евреи и арабы не едят свинины, индусы не едят говядины, русские не едят лягушек, саранчу и летучих мышей, европейцы почти не едят первое… И только китайцы жрут все подряд, а страдает весь мир.
Литература[править]
- Николай Гоголь, «Страшная месть» — тесть козака Данилы, тайный вероотступник и колдун, отказывается от жареного кабана под тем предлогом, что свинины не любит. Данило с подозрением замечает: «Для чего же не любить свинины? Одни турки и жиды не едят свинины», — отчего взаимная неприязнь усугубляется.
- Практически любая книга, где присутствуют мусульмане, иудеи, Могучий лев Яхве или Незримый орел Аллах, так или иначе использует этот троп.
- Стефани Цвейг, «Нигде в Африке». «То, что многие порции омаров и ягнятины вернулись на кухню нетронутыми, повар приписал усталости гостей в первый вечер после прибытия. Но морепродукты и мясо оставались несъеденными и в последующие дни. Тогда о консультации попросили представителя еврейской общины Найроби. Он хотя и смог просветить англичан насчет еврейских предписаний относительно кошерной еды, но не знал, почему дети поливают мятным соусом десерт».
- Гарри Тертлдав, «Дело о свалке токсичных заклинаний». Дэвид Фишер — иудей, ревностно соблюдающий религиозные запреты в отношении некошерной еды.
- Михаил Харитонов, «Золотой Ключ, или Похождения Буратины». Раввин Карабас бар Раббас кашрут пытается соблюдать, в том числе и насчет меню, но в постапокалиптическом мире с этим трудновато. Шерстяные Тарзана негативно относятся к употреблению в пищу свинины, а также к свиньям по основе в целом.
- Александр Бушков «Пиранья. Жизнь длиннее смерти». Не слишком чистый на руку генерал потихоньку сбывает часть поступающего дружественному правительству оружия лицам, не слишком этому правительству дружественным. Один из тайников, найденный при обыске, был в холодильнике, под пакетом с копченой свининой. Вот только генерал-ворюга не учел, что местная революция прошла под знаком не только коммунизма, но и атеизма, за что местный сотрудник ГБ его высмеял.
Ваш генерал, очевидно, начитался старых приключенческих книжек. Наши люди — очень серьезные и ответственные товарищи, к тому же старыми догмами ислама не скованы. Для пользы дела они не только возьмут в руки свинину, но и съедят, если обстановка потребует...
Телесериалы[править]
- «Антикиллер-2» — едущие поездом до Тиходонска чеченские террористы не могут нормально поесть, потому что все блюда в вагоне-ресторане включают свинину и бекон.
Мультсериалы[править]
- «Робоцып» — в одном из скетчей в качестве пародии на Джеймса Бонда выступает «первый в мире еврей-суперагент», которого Голдфингер в качестве пытки пытается накормить сэндвичем с беконом, на что суперагент в панике орёт: «Это же некошерно!».
Реальная жизнь[править]
- Деление на чистых и нечистых животных распространено в авраамических религиях. Крайне въедливо к этому вопросу подходят иудеи, толкование расплывчатых описаний из Талмуда — целая наука. В христианской традиции таких заморочек существенно меньше, а вот ислам убийственно серьезен, когда дело касается свиней и собак однако, запрет пускать собаку в дом не касается борзых. Соответственно, такое положение дел обычно переносится и в срисованные фэнтезийные религии.
- Ползучие гады воспринимаются как сабж из-за того единственного, который соблазнил Адама и Еву. Однако змеи, для исцеления от укусов которых Моисею пришлось сделать медное изваяние одного из них, были, по некоторым версиям, натуральными ангелами.
- Крысы — забавный зигзаг. Для употребления в пищу по-прежнему харам/ло кошер, однако не оскверняют воду, которую пьют, так как якобы не роняют в неё слюну.