Ребёнок — лучшая жертва
Всякие уважающие себя мистерии зла должны время от времени радовать своих хозяев каким-нибудь подарочком. Вопрос: кого будем жертвовать? Животных? Вариант, но как-то несолидно, да и драмы недостаёт. Девственницу? Уже лучше, но очень уж товар штучный, да и испортить легко. Кто там у нас ещё есть? А, ну конечно — эти бесполезные агукающие комки плоти! И силам тьмы приятно, и мы не в накладе — бабы ещё нарожают!
Наш троп — о том, как детёнышей человека (или других разумных, если сеттинг у нас многовидовый) ритуальным образом убивают или запродают в пользу какой-нибудь злобной пакости. Чем младше, тем лучше; педаль в пол, если жертва — ещё не рождённый малыш. Дополнительные очки начисляются, коли жертвуется собственная плоть и кровь, а не какой-нибудь ворованный, перекупленный или официально усыновлённый.
Также к тропу относятся случаи, когда жертвуется собственный, но взрослый ребёнок.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Чтобы разгневанная богиня Артемида вернула хорошую погоду, и царь Агамемнон мог отплыть к Трое, он принёс в жертву свою дочь Ифигению. Артемида спасла её, заменив на козу или лань, и перенесла в Тавриду, где она стала жрицей.
- Библия — не раз упоминается жертвование детей всевозможным Молохам и прочим языческим товарищам. Там же — субверсия с историей Авраама и Исаака. А Иеффай принёс в жертву свою дочь просто по глупости: поклялся, что принесёт в жертву Богу первое, что выйдет из ворот его дома.
- Моавитский царь Меша, увидев, какие опустошения производит в его земле израильско-идумейский карательный отряд, принёс своего сына, наследника престола, в жертву Кемошу. Увидеть ТАКУЮ мерзость — это уж слишком даже для очерствевших от гнева израильтян. И они отступили.
- И по израильским законам всё первородное должно было посвящаться Господу, но здесь светлый вариант — первенцы должны были стать религиозными служителями. Впоследствии первенцы были выкуплены, а служителями стали левиты.
- Многочисленные фольклорные сюжеты о запродаже ребёнка нечистой силе. Распространённый в наших сказках вариант («Отдай, что дома не знаешь!») ещё сравнительно добрый, поскольку дитя обычно берут в науку. А вот западные сказки, из которых известнее всего «Румпельштицхен», куда мрачнее и ближе к тропу — волшебное существо в уплату за услуги требует отдать ему первенца, с неведомыми, но едва ли благими целями.
- Обвинение в ритуальном убийстве младенцев — давний и излюбленный вариант кровавого навета.
- Сюжет, где царь, прежде чем начать войну, должен был принести в жертву сына, потому как война принесет горе многим родителям.
Литература[править]
- Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала» — нечистые показывают главгерою клад, но его, как выяснилось, невозможно выкопать без принесения в жертву ребёнка. Шестилетнего мальчика нечисть заранее выкрала и привела с собой.
- Лавкрафт не мог обойти вниманием тему сию. Несколько раз, но в особенности троп раскрыт в «Снах в Ведьмином доме».
- Песнь Льда и Огня:
- Крастер, жертвующий собственных сыновей Иным.
- И Дейенерис, пожертвовавшая нерождённого сына в обмен на жизнь мужа. Жертва оказалась напрасной.
- А в телесериале и Станнис принёс в жертву свою дочь ради успеха военного похода.
- В книге аналогичная судьба грозила другому ребенку, бастарду Роберта Эдрику Шторму. К счастью, его успели увезти.
- с фитильком: способ, которым прерывалась беременность Красной Жрицы.
- А сама эта жрица подсвечивает: «Невинная кровь всего приятнее Красному Богу».
- Лэрд Баррон обожает этот троп и упоённо им обмазывается. Сверхъестественное зло в его историях почти всегда не прочь подзакусить младенцем-другим, но особенные гурманы — Дети Старого Червя. Кстати, сказка о Румпельштицхене была сложена именно про них.
- Метавселенная Рудазова — демоны не видят ничего зазорного, если чернокнижник продаст им души собственных детей; с точки зрения их юриспруденции, имеет полное право. Многие беспринципные колдунцы, дрожащие за собственную душонку, охотно этим пользуются.
- С. Лукьяненко, «Дневной дозор» — во время операции по перехвату ворожеи у Светлых Дневной дозор угрожает использовать право на человеческое жертвоприношение, причём указано, что приносить в жертву именно детей (особенно девочек) по какой-то причине намного выгоднее в плане энергии.
- Ведьмак — брокилонским дриадам подкидывают человеческих девочек, из которых они растят новых дриад.
- Тёмные начала — лорд Азриэл открыл проход в другой мир ценой жизни Роджера.
- «Дети против волшебников» — волшебники пытаются принести в жертву Асю Рыкову.
- Сергей Белоусов, «Приключения Печенюшкина» — колдун каждые три года пожирает мальчиков.
«Вечером перед полнолунием, как только солнце склонялось к закату, двое мрачных старейшин приводили к пещере Кутайры испуганного ребёнка. Они привязывали мальчика к стволу старой цекронии, росшей в десяти шагах от входа в логово колдуна, и скорее уходили прочь, стараясь не оглядываться. Больше никто и никогда ребенка не видел.
- Нил Гейман, Американские боги — кобальд Хинцельман заключил сделку с жителями Лейксайд: он должен покровительствовать над городом, а жители, в свою очередь должны приносить в жертву детей. Через какое-то время жители забыли про сделку, но не кобальд, который стал выбирать сам себе жертвы и убивать их.
Кино[править]
- «Наследие Вальдемара 2: Там где обитают тени» — сектанты приносят в жертву ребенка, чтобы вызвать Ктулху.
Телесериалы[править]
- «Люцифер» — видимо, аверсия. Годовалого Чарли кладут на алтарь в «одновременно греховном и святом месте» для проведения ритуала… однако это вовсе не люди, приносящие его в жертву Сатане, а демоны в человеческих телах перетягивающие малыша в Ад, чтобы сделать его своим повелителем (он сын ангела и племянник Люцифера, который возвращаться не желает — при том, что адский трон может занять только существо ангельских кровей).
Аниме и манга[править]
- Mairimashita! Iruma-kun — как-то так и рассудили феерически непутёвые родители главного героя. На его счастье, демон Салливан оказался милейшим старичком, которому просто нужен был приёмный внук, а мир демонов — опасным, но не таким уж и страшным местом.
Видеоигры[править]
- Blade and Soul − демонические обелиски Ордена Дракона Тьмы. Детей пакуют в большие горшки, отправляют в литейную, и прямо так запекают в обелиске.
- В сюжетной линии Храма бессмертия из детей в лабораториях делают демонические цветы.
- Black&White — Игрок выступает в качестве бога и молитвы ему дают энергию сродни мане, позволяющей творить чудеса. Так же он может класть на свой алтарь в качестве жертвы много чего, от растений до людей, что мгновенно дает определенное количество энергии. Самой «энергоемкой» жертвой является ребенок, но за это капают очки зла. На эту тему во втором акте даже есть квест.
- Arx Fatalis — Кого нужно принести в жертву ради призы демона? Конечно же маленькую Шани!
Настольные игры[править]
- «Равенлофт» — чтобы на один день утихомирить банши Тристессу, Тёмную Владычицу домена Кининг, нужно принести ей в жертву ребёнка не старше одного года. Дело в том, что Тристесса, ещё при жизни, будучи жрицей дроу, потеряла своего новорождённого ребёнка и на этой почве спятила, сохранив свою одержимость даже после смерти и перерождения в банши. В материалах по «Равенлофту» говорится, что как минимум одно такое успешное жертвоприношение имело место.
Реальная жизнь[править]
- Самые упоротые противники абортов считают, что аборт — это такое жертвоприношение Сатане.
- Традиции закапывать младенцев под фундаментом или замуровывать в стену для прочности будущего строения.
- Карфаген — традиция приносить в жертву Баалу детей… аристократов!
- Христиан шокировала привычка викингов насаживать детей на копьё, а викинги считали это нормальной жертвой Одину.