«Дикая охота короля Ста́ха» (Дзікае паляванне караля Стаха) — исторический хоррор-детектив белорусского писателя Владимира Короткевича. В год первой публикации имела огромный успех, была переведена на множество языков и считается классикой белорусской литературы. В 1979 г. вышла экранизация, которая и по сей день вызывает многочисленные споры, однако большинством признаётся не менее доставляющей. Также есть опера Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха».
Повествование ведётся от лица пожилого учёного-этнографа Андрея Белорецкого. В молодости, заблудившись во время грозы, он попал в родовой замок дворян Яновских — Болотные Ялины. Местечко это числилось проклятым — в коридорах замка постоянно видели то призрак Голубой Женщины, то таинственного Малого Человека, а за стенами его рыскала дикая охота короля Стаха, истребляя всех на своём пути и неуклонно подбираясь к прекрасной Надее (так в переводе) — последней представительнице рода Яновских: когда-то один из представителей рода Яновских Роман Старый предательски убил «народного короля», и теперь восставший из мёртвых Стах со своей призрачною свитой будет преследовать его род до двадцатого колена. Очарованный красотой Надеи, Белорецкий решил во что бы то ни стало разобраться в подоплёке этих загадочных и пугающих событий…
Тропы и штампы[править]
- Анахронизм — внутримировой пример: неправильное сочетание элементов в доспехах участников дикой охоты сильно подорвали веру в её мистическую природу.
- Быстрее, чем кажется — пан Дуботовк. Впечатлил главного героя дважды: первый раз на балу, второй раз в конце, убегая по болоту.
- Готика, стилизованная под Анну Радклифф.
- Дуэли — Андрею шляхтичи подстраивают дуэль «по пьяному делу» с Алесем Вороной, однако заканчивается она неожиданным для заговорщиков (и самого Вороны) образом.
- Загнивающая аристократия — во все поля.
- Зловещая долина — управляющий Берман-Гацевич, вроде бы интеллигентный и приветливый, но жутковато выглядящий человек с приятным личиком фарфоровой куклы и неестественно длинными пальцами. На самом деле — самоуверенный мерзавчик с претензиями на сверхчеловека.
- Злодей с хорошей репутацией — дядюшка (можно сказать, литовско-белорусский Стэплтон) был не так прост.
- Ложная мистика.
- Милый — значит, злодей — пан Дуботовк.
- Не в ладах с арифметикой — в оригинальном тексте романа Стах проклинает потомство Романа Старого до двадцатого колена, и Надея - как раз и есть двадцатое поколение. Но люди в среднем становятся родителями в возрасте около 25 лет, то есть 20 поколений - это 500 лет. Роман Старый жил в конце XVI - начале XVII века, следовательно, действие книги должно происходить в конце XXI или начале XXII века (разве что для рода Яновских были традиционными очень ранние браки, и они все становились отцами в 15-16 лет)[1]. В русском переводе осетра урезали до двенадцати поколений, то есть трёхсот лет — между Романом Старым и Надеей примерно столько и прошло.
- Не может напиться — у Белорецкого интересная особенность: если он во время пьянки протрезвеет по какой-то причине, то напоить после этого его уже нереально.
- Отложенное возмездие — поднявший восстание крестьянский король Стах убит своим товарищем во время охоты. Перед смертью проклял убийцу «до двадцатого колена» (в русском переводе — до двенадцатого). Древнюю легенду решил использовать шляхтич (причем прямой потомок пособника убийцы!), живший неподалеку от поместья последней из рода Яновских, проклятого Дикой Охотой…
- Оммаж — явно используя мотивы «Собаки…» Короткевич дал замаскированый отсыл к фразе Холмса про похожее преступление «в Гродно, на Украине, в 1866 году». Упомянутые как соседние с местом действия деревни Липично и Ваверка стоят как раз в Гродненской области Белоруссии. А деревня со странным названием Сорок Татар — сейчас Пагиряйское староство Вильнюсского уезда Литвы, который граничит с Лидским районом той же области.
- Офелия — Надежда Яновская, последняя из древнего дворянского рода Яновских. Здесь надо сказать, что до такого состояния её долго, настойчиво и методично доводили. А всё потому, что она доверчива, как дитя, особенно в том, что касается семейных преданий и суеверий.
- Палач — упоминается пан Марушевич, единственный в XVII в. на всю современную Белоруссию.
- План Стэплтона. За призрачной «дикой охотой» на самом деле стояли совершенно реальные негодяи с гнусным помещиком во главе. А ещё один фамильный призрак, Малый Человек — дело рук негодяя-управляющего, который рядил под призрак своего слабоумного брата-карлика.
- Прикинуться шлангом — Рыгор Дуботовк, который все свои планы и замыслы осуществлял под маской «каляднага дзеда».
- Смертельное приглашение — четырежды за повесть. Эпизод первый — по легенде, Роман Старый навлёк на свой род проклятие, когда пригласил короля Стаха на охоту, где тот сначала спас Роману жизнь, а потом получил от спасённого удар в спину. Эпизоды второй, третий и четвертый — уже в исполнении фальшивых диких охотников: сначала Белорецкий избегает смерти после пьянки у Дуботовка, которая должна была быть предсмертной, затем под предлогом раскрытия тайны дикой охоты они сначала заманили в засаду и убили Светиловича, а затем хотели провернуть то же самое с Белорецким — но тому повезло, и в условленное место раньше него пришёл Берман. Сюда же неудачная попытка устранить Белорецкого на подстроенной дуэли с Вороной.
- Убервальд — так описано белорусское захолустье конца XIX в.: бесконечные гнилые болота с призраками и болотными огнями, мрачные усадьбы и убогие крестьянские дома, вырождающаяся шляхта и множество жутких легенд и родовых проклятий.
- Упитанный ловкач — пан Дуботовк, несмотря на габариты, отличный танцор и наездник.
- Эскадроны смерти — собственно, такую роль и играет Дикая Охота, с помощью которой паны решили припугнуть мужиков, слишком много о себе возомнивших.
- ↑ Ну, если уж на то пошло, то только при Екатерине II предельно низкий возраст для мужчин подняли до... 16 лет, а у Романа Старого к моменту убийства Стаха Горского как минимум уже был сын, а то и внук