Хрупкие селениты
Что будет с жителем Марса или Луны (потомком земных колонистов или аборигеном), если его привезти на Землю? Ну разумеется, он будет лежать пластом под действием многократной перегрузки — это ведь очевидно.
А разве не так?[править]
Как именно будет действовать пониженная сила тяжести на человека и особенно ребёнка и плод — наука пока не в курсе дела. Экспериментального материала практически нет (есть в невесомости на орбитальных станциях, и то для взрослых мужчин и женщин — зачать, родить и вырастить ребенка в невесомости или на Луне пока не сподобились). Зато точно известно, что уменьшение твердости костей и мощности мышц само по себе не даёт преимуществ в условиях пониженной гравитации. Инертная масса никуда не делась, а наибольшие нагрузки связаны именно с ней. Например, любой сколько-нибудь здоровый землянин может самортизировать ногами встречу с почвой на скорости 5-7 м/с (прыжок со второго этажа на Земле или с 4-5 на Луне). Испытываемые при этом нагрузки от силы тяжести сколько-нибудь значимо не зависят (если, конечно, прыгать не на Юпитере) а зависят от набранной скорости и длины ног. То, что происходит с космонавтами в невесомости — результат того, что наш организм не был приспособлен эволюцией под невесомость и адаптируется к ней криво.
Зато науке известно, что организмом можно управлять, адаптируя его к новым условиям правильно, а не как получится. И при колонизации небесного тела с низкой гравитацией способы борьбы с негативными эффектами от неё довольно быстро найдут, как нашли их для невесомости. И тем более нет смысла делать колонистов хрупкими гуманоидами в рамках биоинженерной адаптации к местным условиям, не давая ничего в замен.
Отдельно нужно рассмотреть случай с аборигенами Луны, Марса и прочих планет с низкой гравитацией. В условиях низкой гравитации и близкого к земному атмосферного давления (требуется для существования жидкой воды) оптимальными способами передвижения будут совсем другие — в частности, намного шире будет распространён полёт. Сухопутные нелетающие организмы, скорее всего, будут эволюционировать в сторону наращивания массы — чтобы не утащили летающие хищники. И делать они это будут как за счет отращивания панциря, так и (внезапно) увеличением мышечной и костной массы, чтобы эти панцири разламывать и ловить «птиц» в прыжке из засады. Дальнейшее зависит от того, из кого эволюционируют разумные существа. «Птицы» и «черепахи» действительно будут испытывать большие проблемы со свободным перемещением в условиях повышенной гравитации. А вот «халки» (те, что с мышцами и костями) вполне могут ходить сами, хотя и не так свободно, как на родине.
Где встречается[править]
Литература[править]
- Герберт Уэллс:
- «Первые люди на Луне» — аборигены Луны, как оказалось, убиваются на куски с одного удара человеческого кулака. И неизвестно ещё, кого это открытие шокировало больше — селенитов или землян.
- «Война миров» — первое время после высадки марсиане довольно хреново себя чувствовали на Земле, где оказались едва проворнее выброшенных на берег медуз, но потом адаптировались. Впрочем, сами захватчики оказались ещё довольно-таки живучими, а вот те существа, которых они прихватили с собой в качестве живых консервов, по мнению автора, погибли бы в условиях земного притяжения из-за своего очень непрочного скелета.
- Берроуз, цикл о Джоне Картере — Джон Картер вырос на Земле и потому на Марсе имеет экстраординарные для местных силу и прыгучесть. Местные же попросту слабее его.
- Весь А. Кларк. Уроженцам Луны и Марса, а также землянам, слишком много проведшим в невесомости, путь на Землю заказан. Зато в «Космической Одиссее» выясняется, что низкая гравитация замедляет старение.
- Роберт Хайнлайн — неоднократно.
- Роман «Луна — Суровая хозяйка» — для урождённого «лунатика» земная гравитация весьма неприятна, но после упражнений на центрифуге вполне переносима. Хрупкостью уроженцы Луны вроде бы не отличаются, зато отличаются замедленным старением.
- Рассказ, «Как здорово вернуться!» — семье главных героев долгое время проживших на Луне и перебравшихся на Землю земная гравитация кажется тяжёлой, но терпимой. А вот прилетевшая тем же рейсом маленькая девочка, прожившая на Луне всю жизнь, на Земле просто падает без сил, не в состоянии сдвинуться с места.
- Рассказ «Угроза с Земли».
Это было какое-то наказание. Жара, холод грязь… Я весила целую тонну и отвратительно себя чувствовала. А чертова тетка без конца гнала меня на улицу заниматься, видите ли, физическими упражнениями. Все, чего мне там хотелось, так это влезть в ванну и потихоньку страдать.
- Джордж Мартин, рассказ «Темным-темно было в туннелях».
- У него же в цикле о Хевиланде Тафе — начальница с’атлэмского космопорта Толли Мьюн предпочитает жить в невесомости, и даже низкая гравитация родной планеты ей не очень по нраву, хотя вполне терпима.
- «Роза и Червь» — генные инженеры будущего, адаптируя людей под низкую гравитацию, не придумали ничего лучше, чем сделать из них сабж.
- «Квантовый вор» — субверсия. Предполагается, что жители астероидов и Облака Оорта будут иметь проблемы даже с марсианской гравитацией. Вот только тело в этом мире — фактически робот-носитель для загружаемого сознания и может быть, каким хозяин захочет. Собственно, Миели с кучей боевых модификаций приходится хрупкость старательно изображать.
- Жерар Клейн, «Иона» — главный герой родился и вырос в невесомости, поэтому к гравитации планет не приспособлен вообще. Но ему так-то и не надо.
- Немо Рамджет, «Все грядущие дни» — среди потомков человека есть и такие, в частности астероморфы и долговязы.
- Ежи Жулавский «Лунная трилогия» — дети землян невысоки, и с каждым поколением мельчают.
- Андрэ Лори «Изгнанники Земли» — труп селенита весьма высок и тонок.
Телесериалы[править]
- Экспансия — марсиане и белтеры (жители астероидов) физически слабее землян. Для белтера даже простое пребывание на Земле без специального оборудования — пытка. А вот с марсианами всё интереснее — им тоже очень тяжело на прародине, но они буквально рвутся на Землю, чтобы увидеть океаны и синее небо — то, ради чего они и горбатятся не жалея себя на суровом Марсе.
Аниме и манга[править]
- Planetes — Хатимаки, попав в больницу на Луне, знакомится там с одной из первых урожденных селениток. Двенадцатилетнюю девочку можно с виду принять за взрослую, но на Земле пока она побывать не может.
Видеоигры[править]
- Master of Orion — со второй части есть разделение планет по уровню гравитации, и можно создать свою расу приспособленной к тому или иному уровню. Причем снижение очков работоспособности будут при жизни при гравитации как выше, так и ниже оптимума.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40000 — каста Воздуха у Т’ау приспособлена для существования в невесомости на кораблях или, в крайнем случае, на авиации. На земле они с трудом могут передвигаться, но вот при взлете набирают скорость так шустро, что людям и другим кастам Т’ау становится дурно.
Реальная жизнь[править]
- Как уже говорилось выше, опыта сколько-нибудь длительного пребывания людей в условиях пониженной гравитации нет: есть многомесячные полеты (вплоть до 1,5-2 лет у рекордсменов) в полной невесомости и до нескольких суток на Луне. Первые 3-4 суток после возвращения с МКС космонавт ощущает земную силу тяжести как 1,5-2кратную перегрузку, после чего восприятие гравитации приходит в норму. Основной же проблемой воздействия невесомости на сегодняшний день является неравномерное распределение жидкостей — полностью вернуть кровь и прочее куда положено не получается, так что по возвращении с орбиты приходится приучать организм к правильному распределению.
Где НЕ встречается[править]
Литература[править]
- С. Павлов, «Лунная Радуга» — в книге есть люди, выросшие на планетах с низкой гравитацией, которые не испытывают проблем, приезжая на Землю. (Ничего удивительного: в этом сеттинге уже есть искусственная гравитация, и важным постулатом внутренней политики является позиция «всякий человек должен иметь возможность нормально жить на родной планете человечества».)
- Д. Кори, «Экспансия» — астеры тут бывают хрупкими, но только если не принимали в детстве спецтерапию (что бывает часто, ибо народ там небогатый). Марсиане на Земле испытывают проблемы скорее с агорофобией, чем с гравитацией.
- Л. Буджолд, «Сага о Форкосиганах» — игра с тропом. Квадди с рождения живут в невесомости, однако ничего не сказано о том, что в условиях гравитации они чувствуют себя плохо (в приквеле про квадди им было плохо). А вот передвигаться в этих условиях они могут только в «ступе Бабы-Яги»; без неё им очень тяжело, но исключительно потому, что вместо ног — вторые руки.
- Алексей Толстой «Аэлита», Фрэнк Ридли «Зелёная машина» — в 1920-е не до размышлений о гравитации, главное чудовищ почудовищнее придумать.
- «Путешествие Алисы» — автору правки не до конца ясно, почему жизнь на Марсе в раннем детстве приводит к формированию более узких бедер (широкая грудная клетка — возможно, из-за каких-то особенностей искусственной атмосферы), но никакие другие последствия не описаны, а Второй капитан — человек ну явно не хрупкий.
Примечания[править]