Безумный Макс
Меня зовут Макс. Мой мир — это огонь и кровь.
«Безумный Макс» (англ. Mad Max) — кинотетралогия Джорджа Миллера, кодификатор и икона стиля постапокалипсис. Почти всё, что вы знаете и любите в Fallout и ему подобных сеттингах, придумал Миллер в далёком 1981 году: мир, разрушенный ядерной войной, мусорщики, драки за воду, топливо и ресурсы, обособленные людские анклавы с психованными жителями, колоритные типажи персонажей, костюм из драной потёртой кожи и принцип «умри ты сегодня, а я завтра». А также: бескрайние австралийские пустыни, пересечённые хайвеями, неимоверное количество крутых водил, крутых тачек и крутых байкеров, почти неузнаваемый молодой Мэл Гибсон с меланхоличным взором и экшн. Много экшна.
Тетралогия состоит из следующих фильмов:
- «Безумный Макс» (1979) — самый первый фильм, действие в котором происходит ещё до ядерной катастрофы, соответственно, сеттинг ещё не приобрёл свои канонические черты;
- «Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981) — наверное, самый известный фильм цикла, заложивший основы жанра;
- «Безумный Макс 3: Под куполом грома» (1985) — светлее и мягче предыдущих, где антиутопия местами играет в утопию и фарс;
- «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) — интерквел, действие которого номинально происходит между первым и вторым фильмами, но по сути являющийся скорее перезапуском франшизы — и блестящим при этом.
Тетралогия примечательна тем, что при обилии экшн-сцен и головокружительных трюков почти не использует компьютерную графику — что с первыми тремя фильмами понятно, они были сняты в докомпьютерную эру, но даже в «Дороге ярости» Джордж Миллер лез из кожи вон, чтобы всё было по-настоящему. 80 % трюковых сцен в «Дороге ярости» выполнены каскадёрами и с использованием пиротехники. А первый фильм, «Безумный Макс», по соотношению «прибыль-затраты» оказался одним из самых прибыльных проектов в истории кино: он был снят за смехотворную (даже по тем временам) сумму в 350 тыс. долларов, а принёс своим создателям более ста миллионов.
Художественные приёмы и тропы[править]
- Антигерой — Макс отнюдь не рвётся причинять добро и наносить пользу. В первом фильме его реакция на искалеченного (и, возможно, умершего) товарища — бросить все к чертям и уехать с женой в отпуск. В решительный бой со злом он вступает только после гибели семьи. Во втором фильме он поддерживает поселенцев лишь потому, что хочет разжиться бензинчиком, а на самоубийственную миссию решается только потому, что бандиты оставили его без машины. В третьем он вообще вступает в преступный сговор с Тётушкой, а защитником слабых и обиженных становится только после того, как Тётушка кидает его во всех смыслах. В четвертом он вполне готов бросить Фуриозу и женщин на расправу Несмертному Джо, и если бы не жанровая смекалка Фуриозы — так бы и сделал…
- Странности в первой части — по сути, если речь идет о Безумном Максе, либо вспоминают Дорогу ярости, либо 2 часть (или на крайняк 3-ю). Первый Макс сейчас мало чем напоминает постапокалипсис, больше похоже на то, что в Австралии просто увеличился рост преступности, дофига шизофреников сбежало из психушки, и все дружно забили на правила дорожного движения. В первой части есть ещё более-менее цивилизованное общество и города (да и адвокаты имеются на удивление, еще и мороженным можно закупиться). По фильму так и не понятно: произошла ли катастрофа или нет, потому что в последующих частях все резко превратилось в пустыню, где нет ничего. Экшена мало и технические ляпы видны невооруженным глазом, но можно признать, что режиссер умудрился снять за 350 тысяч долларов очень эффектное и атмосферное кино с более-менее драматичным сюжетом, да и местами первый фильм реально пронизан безумием больше, чем последующие части оригинальной трилогии.
- Безобидная рана — аверсия, ибо Джордж Миллер по образованию врач и в ранениях толк знает. Когда в первом фильме Максу стреляют в колено, во всех последующих он хромает; когда в конце второго повреждают глаз, глаз так и остаётся травмированным.
- Бой-баба — Фуриоза же! Вместе с ней идут рядом женщины из клана Вувалини, в котором росла Фуриоза. И Амазонка из «Воина дороги».
- Бонус для местных — в первом фильме, когда механик перечисляет «навороты» нового перехватчика, он упоминает «Phase IV heads» — «Фаза 4» — гоночная версия австралийской модели «Форд Фэлкон». Всего таких машин было, как не удивительно, четыре — две для кольцевых гонок, одна для ралли и одна гражданская, заказанная местным диллером через ордер заказа, однако, по легенде, австралийская дорожная полиция закупила некоторое количество таких машин, известных среди водителей как «Candy Cars».
- Васкес должна умереть — во втором фильме амазонка-воительница гибнет, подружка Капитана Гиро благополучно спасается. Инверсия в четвёртом — бой-баба Фуриоза остаётся жива, а Ангарад погибает.
- Героическое самопожертвование: в «Воине дороги» — Паппагалло и все защитники фуры, кто знал заранее, что их роль — любой ценой отвлечь бандитов от настоящей цели.
- В «Куполе Грома» — сам Макс, который идет на таран, чтобы расчистить полосу для взлетающего самолета с племенем и Мастером. Он полностью осознавал, что либо погибнет под колесами, либо попадет живым в руки Тетушки, чью империю только что расколбасил, а как Тетушка умеет расправляться с противниками, он знает по себе. У Тетушки случился внезапный приступ великодушия, но Макс никак не мог на это рассчитывать.
- В «Дороге ярости» — Накс, оставшийся в боевой фуре после того, как Риктус Эректус оторвал часть двигателя и заваливший проход ценой своей жизни и уничтоженной боевой фуры.
- Горизонт отчаяния — Макс переходит его в первом фильме, когда погибают его жена и сын.
- Грызть реквизит — тут это очень любят, особенно злодеи.
- Детская неуязвимость — ой, нет. В первом фильме убивают жену Макса вместе с ребёнком, в четвёртом погибает сильно беременная девушка. Во втором и третьем детишки, правда, выживают.
- Дружба начинается с поражения — Капитан Гиро из второго фильма. В начале неудачно атакует Макса и вынужден в обмен на свою жизнь рассказать тому ценную информацию. По ходу фильма они пересекаются еще несколько раз, и Гиро предлагает скептически настроенному Максу работать в команде. В итоге помогает Максу и племени Паппагалло в сражении против Лорда Хьюмангуса, а после смерти самого Паппагалло — становится новым предводителем племени.
- Жанровая смекалка — её проявляют и сам Макс, и другие персонажи.
- Женщина в холодильнике — а как вы думаете, почему Макс сделался одиноким воином дороги?
- Идиотский сюжет — весь первый фильм. Главным образом потому, что там злодей пишет сюжет, причем злодеи — просто исключительные долбоклюи и психи, творящие зло ради самого зла.
- Крутая бабуля — бабуля Мэй Суэйзи в первом фильме и оставшиеся «матери» из родного племени Фуриозы. Эти бабушки не тратят пуль зря, у них один выстрел — один труп.
- Крутая тачка — множество, но особенно «перехватчик» Макса и боевая фура Фуриозы в «Дороге ярости».
- Крутой гей — злобные байкеры в первых двух фильмах. Да, они отморозки, трахают всё, что шевелится, и носят прикиды из садомазосалона. Но они крутые.
- Леди-воительница — одетая в белое амазонка в «Воине дороги». В третьей части такой является Тётушка Энтити.
- Моложе, чем выглядит — сам Макс Рокатански во второй части фильма. Гибсону было на тот момент 25 лет, его персонажу также около двадцати с лишним, но он выглядел заметно старше своих двадцати лет. Седина также добавляет соответствующий эффект «потёртости» внешности. Если сводить всё именно к истории персонажа, то он заметно состарился из-за событий прошлого и настоящего. Да и в свои 22 года Гибсон не выглядел на эти самые 22, выглядел постарше.
- Мир-помойка — собственно, весь мир состоит из развалин, песка, груд мусора и железа с трупами, ничего целого не осталось. Всё собрано из обломков.
- Неформалы-бандиты — как бы не кодификатор.
- Одевается в секс-шопе — банда Хьюмонгуса.
- Оммаж — сцена из второго фильма, где Гиро-Капитан вывозит Макса на вертолете, процитирована во «Властелине колец», в сцене спасения Фродо орлами.
- Возможно Джеймс Ван при создании «Пилы» вдохновлялся концовкой первого фильма, где Макс карает Джонни-Боя.
- Стилистика костюмов рейдеров в играх серии Fallout навеяна именно этой серией фильмов.
- Панургова полиция — в первом и заглавном фильме франшизы, в полный рост.
- Постапокалипсис — собственно, эталон (хотя и не первопример) такого явления, как постапокалипсис в кино. Именно тот пустынный постапокалипсис с безумцами на байках и прочими атрибутами, знакомыми нам по Fallout. А потом уже множество и множество отсылок в литературе, манге, аниме и так далее.
- Почему ты отстой — тирада Паппагалло Максу в «Воине дороги», призванная пробудить в Максе совесть.
- Ружьё Чехова — Перехватчик Макса в первом фильме. В начале его демонстрируют Максу, чтобы тот остался в ОСП. Но затем ближе к концу фильма он угоняет машину и использует, как орудие мести.
- Мина-ловушка во второй части, которую установил Макс на свой Перехватчик в случае, если кто-то вздумает оставить его без топлива. Она как раз таки и спасает Максу жизнь.
- Садистский выбор — в первом фильме Макс приковывает бандита к горящему автомобилю и даёт ему ножовку. Сгори заживо или отпили себе ногу и спасись. Бандит не смог отпилить себе ногу.
- Правда, он это заслужил, и это вполне себе кармическая справедливость — бандит и его подельники сожгли друга Макса вместе с машиной.
- Устоявшийся неточный перевод — строго говоря, Макс в всех фильмах не Безумный, он Бешеный Макс.
- Цветовой дресс-код — во втором фильме хорошие поселенцы одеты в белое (ну, в грязно-белое), плохие отморозки (и антигерой Макс) — в чёрные кожаные прикиды разной степени извращённости.
- Чёрный кожаный прикид — в первом фильме с иголочки, начиная со второго — потёртый и драный до неузнаваемости.
- Что стало с мышонком? — в первом фильме так и не выясняется, выжили или нет Гусь и жена Макса.
- Правда, во второй части таки в прологе выясняется, что его любимые точно мертвы. Промелькнули кадры с импровизированными крестами на могилах и Максом, что их сделал. Тем самым подтверждая смерть жены и сына. Гусь же остаётся за кадром. Вероятно, тоже мёртв.
- По первоначальной задумке Лорд Хьюмангус должен был быть обезумевшим Гусом, но от этого отказались.
- Правда, во второй части таки в прологе выясняется, что его любимые точно мертвы. Промелькнули кадры с импровизированными крестами на могилах и Максом, что их сделал. Тем самым подтверждая смерть жены и сына. Гусь же остаётся за кадром. Вероятно, тоже мёртв.
- Клюква - Не самая развесистая, но если в "Дороге ярости" в сцене погони стервятников за боевой фурой Фуриозы врубить оригинальную дорожку, то вместо величественного хохдойтча внезапно прозвучит типичный базар пацанчиков с района. Таки, "держат район" прямо рядом с Цитаделью, и позволяют себе быковать аж на самого Батю.Сценарные рабы одного из старейшийх злобоштампов вопреки здравому смыслу и логике. Знают толк в высокой кулинарии.