Освоение целины
Освоение целины — одно из самых абсурдных, бессмысленных и затратных действий советской власти, провальная авантюра Никиты Хрущева[1].
Подробности[править]
Степи Казахстана недаром никто не пахал — мало воды, бедная почва, сильные ветра. Но советская власть привыкла считать всех кроме себя идиотами, и решила в очередной раз «преодолеть» природу.
В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн га целинных и залежных земель.
Жумекен Шаяхметов, 2-й секретарь КП Казахстана, вспоминал:
Была дискуссия: развивать сельское хозяйство интенсивным или экстенсивным путём. Доводы за интенсификацию были значительно убедительнее, однако руководство страны Советов в лице Н. С. Хрущёва предпочло экстенсивный путь развития сельского хозяйства…
Вячеслав Михайлович Молотов говорил:
Целину начали осваивать преждевременно. Безусловно, это была нелепость. В таком размере — авантюра. Я с самого начала был сторонником освоения целины в ограниченных масштабах, а не в таких громадных, которые нас заставили огромные средства вложить, нести колоссальные расходы вместо того, чтобы в обжитых районах поднимать то, что уже готово. А ведь иначе нельзя. Вот у тебя миллион рублей, больше нет, так отдать их на целину или уже в обжитые районы, где возможности имеются? Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно. Разбросали средства — и этим немножко, и тем, а хлеб хранить негде, он гниёт, дорог нет, вывезти нельзя. А Хрущёв нашёл идею и несётся, как саврас без узды!
Как это всегда бывает у коммунистов, что-то недосчитали, просчитались, урожай некуда было складировать и он сгнил[2].
К тому же казахские власти, а руководство республикой из демагогических соображений было передано казахам, не желали притока славян в республику и как могли саботировали процесс.
Освоение целины сказалось на степных и лесостепных экосистемах самым негативным образом, были уничтожены десятки миллионов гектаров различных природных зон, пастбищ и сенокосов.
Распашка целины в водоохранных зонах привела к повсеместной эрозии почвы на склонах. Массовое уничтожение животных и растений происходило как в результате прямого воздействия сельхозтехники, так и в результате применения пестицидов и удобрений, и из-за увеличения популяции сельского населения и синатропных видов животных — крыс и т. д.
Перевод ресурсов в Казахстан усилил деградацию сельского хозяйства в центральной и северной части России (в коренных русских землях).
Менее чем через 10 лет после старта целинный проект потерпел крах. Сперва последовало несколько неурожайных лет, когда совхозы-гиганты не сумели собрать даже посевной фонд, затем оказалось, что новые способы хозяйствования, применявшиеся на целине, не годятся для местных условий. Произошла настоящая экологическая катастрофа. Стремясь распахать как можно больше земель, освоители пустили под плуг все что могли. В результате ничем не задерживаемый ветер смёл весь плодородный слой. В итоге, целинники оказались на дотациях у государства[3].
После развала Совка целинники были брошены на произвол судьбы, и впали в крайнюю нищету и вымирание.