Вятлаг
А на вятском на лесоповале,Мне одна лишь подруга — пила,
Говорят нам чтоб норму давали,
Только нормы той нет нихрена!
Вятский исправительно — трудовой лагерь (В разные годы называлсяВятлаг, Вятское УИТУ, Учреждение К231, УЛИУ УИН Минюста России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области) — был одним из филиалов ГУЛАГа, который располагался на северо — восточных территориях Кировской области в границах Гайно — Кайской железной дороги. Вошёл в историю как лагерь с жесточайшими условиями содержания в локациях непроходимых лесов и болот. Унёс жизни сотен тысяч советских и не только граждан. В настоящее время от него практически ничего не осталось.
История[править]
Официально Вятлаг был образован 5 февраля 1938 года на территории Кайского района Кировской области (ныне Верхнекамский район), но по факту начал своё существование в 1931 году, когда от станции Транссиба Яр в Удмуртии была проложена ветка до станции Фосфоритная. Именно в этот период и началось активное использование зеков в качестве рабочей силы для разработок торфа и добычи фосфоритной руды. С 1938 года началось активное освоение местных земель. В регион постоянно приходили этапы с тысячами осужденных, силами которых строились новые поселения, добывался лес, осваивалась лёгкая промышленность и прокладывалась дальше на север (аж на 250км!) железная дорога.
Особенности[править]
Как отмечалось выше, Вятлаг располагался в непролазной тайге, условия жизни в которой были просто невыносимые[1] (даже сам Ф.Э. Дзержинский находясь в этих краях в ссылке не выдержал и сбежал!). Болотистая местность и отдалённость от цивилизации сводила к минимуму возможность удачного побега из этих мест, что в свою очередь очень понравилось чекистам.
Основным видом деятельности была добыча леса, в чём Вятлаг лидировал по стране. Десятки тысяч голодных и больных осужденных безостановочно трудились на лесоповалах, часто не возвращаясь со смены (умерших часто хоронили прямо на месте в братских могилах). Добываемый лес был настолько качественный, что даже во времена позднего Совка его экспортировали в Финляндию, что приносило нехилый PROFIT Стране и Вятлагу. Однако в 90е всё загнулось и лес стало воровать жульё.
Основной костяк осужденных состоял из репрессированных по 58 статье. Остальные же были уголовниками всех мастей, чей состав в военные годы пополняли латышские, австрийские, немецкие, румынские, венгерские, и итальянские военнопленные. Годы Великой Отечественной Войны были крайне трудными для лагеря. На нужды фронта изготавливались детали для вооружений, производилась швейная и пищевая продукция.
Поселения[править]
- Пгт. Лесной. Среди местных котируется вариант произношения — "Лесное". Был и остаётся главным посёлком Вятлага, однако в настоящее время постепенно умирает. Был основан 7 апреля 1939 года в качестве административного центра Вятлага и до 1944 года носил название Соцгородок. Самый крупный посёлок Вятлага, в лучшие годы населявший 8 тысяч жителей. Посёлок довольно неплохо по советским меркам урбанизирован — в нём имелось асфальтовое покрытие, водопровод, канализация, многоквартирные дома, два универмага, две школы, два садика, стадион, вертодром, кинотеатр, кафе, больница, почта, сберкасса и ЖД станция. В эпоху России одну школу прикрыли, а кинотеатр и ЖД станция вместе с универмагами уже не функционируют. До 2010х в посёлке располагалось управление по работе с местными колониями. Населён по большей части сотрудниками ФСИН и их семьями. Алсо Лесной отличное место для любителей постапокалипсиса, благо местные пейзажи и заброшки тому соответствуют.
- П. Комендантский. Посёлок — спутник Лесного. Ранее назывался 5 — й лагпункт. В посёлке на момент 2026 года функционирует исправительная колония строгого режима ИК — 27, а её соседа ИК — 25 уже выпилили. На местном озере зимой 1954 года конвойные войска устроили массовый расстрел взбунтовавшихся зеков. Так же здесь с концертом бывал Михаил Круг.
- Пгт. Рудничный. Второй по величине посёлок Вятлага и по совместительству его южный кордон. Посёлок ведёт свою историю с 1915 года, когда здесь начали добычу фосфоритов, в связи с чем местные часто называют его просто «Ру́дник». Ранее в посёлке работал Верхнекамский фосфоритный рудник, который обрабатывал самое крупное в России месторождение фосфоритов, но был выпилен в начале 2010х. По урбанизации сопоставим с Лесным — есть школа, два садика, больница, магазин «Магнит» и в отличие от того — же Лесного в нём куда больше многоквартирных домов с невиданной для соседнего Лесного высотой в 4 этажа[2]. В посёлке действует исправительная колония общего режима — ИК-3.
- П. Созимский (ласк. Созим). Посёлок находится на берегу пруда, в честь которого и был назван посёлок. Состоит в основном из одноэтажных деревянных домов и двухэтажных бараков, так — же есть школа, дом культуры и садик, функционирует пожарная часть. Ранее в посёлке располагался целлюлозный завод и колония — поселение. Примечателен тем, что в посёлке много домов построенных немцами в соответствующем стиле.
- П. Сорда. Небольшой посёлок, в котором до 2025 года располагалась исправительная колония особого режима ИК — 29.
- С. Лойно. Мирное село на берегу реки Кама. В разные годы здесь останавливались племена чудей и отряды Колчака. На левом берегу реки кама находится обнажение верхнеюрских пород, что временами привлекает в эти места различных геологов.
- П. Полевой — 1 и Полевой — 2. Два бывших Вятлаговских совхоза, расположенные между Созимским и Лесным. До 2022 года в п. Полевой — 2 располагалась исправительная колония строгого режима ИК — 20, где лечили больных зеков от туберкулёза, в связи с чем местные прозвали её «Больничка».
- П. Ягодный (7 посёлок). Выпиленный посёлок, где раньше располагалась ИТК — 7. Этот и все последующие за ним посёлки примечательны тем, что в советское время они никогда не отмечались на картах для простых смертных. А власти скрывают!
- П. Брусничный (6 лагпункт). Полумёртвый посёлок, в своё время располагавший в себе колонию — поселение. В настоящий момент оккупирован лесорубами.
- Ст. Раздельная и Октябрьская. Две выпиленные станции ГКЖД, когда — то обслуживающие местные колонии.
- П. Верхний и Нижний Турунъю. Географически расположены на территории Республики Коми, но административно отнесены к Кировской Области. Два выпиленных лагерных посёлка. В советские времена в этих посёлках находились войсковые части внутренних войск.
- П. Пелес. Как и в случае с Турунъю географически расположен на территории другого субъекта (Пермский Край). Лагерный посёлок, существовавший до 21 века.
- П. Чернореченский (Чернореченск). Был довольно крупным посёлком — эксклавом на территории Коми — Пермяцкого АО, где в начале 80х открыли колонию — поселение. После её закрытия из посёлка уехали почти все жители. В настоящее время там проживает всего несколько человек.
- П. Бадья. Ещё один крупный посёлок, в давние времена располагавший в себе три колонии и часть внутренних войск. В 21 веке колонии закрылись, часть расформировали, а люди постепенно уехали. Сейчас в нём проживает примерно столько, сколько и в Чернореченске.
- П. Крутоборка. Покинутый лагерный посёлок. Северный кордон Вятлага.
И ещё несколько крошечных лагпунктов.
Бунты[править]
Воровская экспансия в лагерях Вятлага[править]
Летом 1953 года несколько лагерей Вятлага напрямую затронул конфликт «сук» (лиц, которые пошли на сотрудничество с властями) и «блатных» (закоренелых преступников, для которых сотрудничество с властью табу) получивший название «Сучья война». Так, в конце июня 1953 года вор, номинально занимавший должность бригадира в 19 —ом ОЛП (П. Сосновка — 1) получил сообщение от воров с 21 — го ОЛП (П. Увальский) с предложением прогнать всех сук и «красных» активистов с 19 — го ОЛП и установить там воровскую власть. Эту идею он озвучил другим 12 ворам которые поддержали идею и постепенно стали толкать её в массы, набирая заключённых на бунт против «сучьей» администрации. Обстановка накалилась ещё сильнее, когда 4 июля из 13 — го и 17 — го ОЛП (ст. Раздельная, ст. Има) в ШИЗО 19 — го лагеря администрация завезла 17 сук которых разместили по соседству с 11 ворами, «отдыхавших» в изоляторе. Ночью 7 июля воры 19 — го лагеря получили сообщение из 21 — го лагеря о помощи в проведении беспорядков против администрации. На следующий день в 19 — ом лагере зеки потребовали от начальника удалить с зоны всех активистов, бригадиров и сук содержавшихся в ШИЗО. Начальник лагеря в ответ на требования осуждённых решил упрятать в ШИЗО нескольких активистов.
Однако этого оказалось недостаточно и с 11 по 16 июля в 19 — ом лагере зеки, под руководством блатных решили закончить начатое, успешно прогнав сук, освободив блатных из изолятора и объявив забастовку. Позднее менты перехватили сообщение из 19 — го лагеря, адресованное ворам из 21 — го где говорилось, что всех «сук» прогнали и лагерь стал воровским. В то же время в 21 — ом лагере тоже происходил бунт, случившийся из — за убийства стрелком ВОХРа заключённого. Зеки 21 лагпункта запретили вход в жилую зону лагерной администрации, организовав там беспорядки и неповиновение, требуя при этом отстранения администрации. В августе всех участников беспорядков раскидали по другим лагерям, а блатным — организаторам назначили расстрел и повысили срока.
Расстрел заключённых в 5 — ом ОЛП[править]
Ещё один эпизод «Сучьей войны» ставший по совместительству одним из самых жестоких инцидентов в истории Вятлага. Всё происходило в течении 5 — 16 января 1954 года, когда в лагере посёлка Комендантский блатные и суки устроили между собой кровавое противостояние, которое две недели не могла остановить администрация лагеря. В зону для переговоров с осуждёнными даже наведывался целый начальник управления охраны ГУЛАГ МВД СССР генерал — лейтенант Виктор Бочков и помощник прокурора Кировской области Михаил Мочалов. Все попытки договориться с осуждёнными оказались неудачными, вдобавок Михаил Мочалов был чуть не убит во время переговоров с зеками, что только добавило белого фосфора в раскалённый лагерный воздух. Для подавления восстания в посёлок прибыла рота автоматчиков, солдаты которой устроили штурм лагеря и выгнали бунтующих заключённых на прилегающее к лагерю озеро, расстреляв от 100 до 300 заключённых (и всё это во время 30 градусных морозов!).Однако блатные всё же сумели удержать власть в 5 — ом ОЛП ещё на долгое время.
Захват заложников в 5 — ом ОЛП[править]
К ноябрю 1957 года конфликт администрации и блатных в 5 — ом ОЛП всё ещё был в активной фазе. Поскольку лагерь был «чёрный», то всех нежелающих жить по воровским правилам помещали в изолятор, откуда впоследствии отправляли в «красные» лагпункты, дабы избежать резни. Но в один прекрасный момент, администрация лагеря наконец решила силой расправиться с ворами, и к вечеру 4 ноября с 4 — го ОЛП (П. Полевой — 2) прибыл этап из 200 сук и усиленный конвой, который выставили по периметру лагеря. Новоприбывшие суки по оценкам администрации должны были тут — же пойти резать блатных, однако этого не случилось. Блатные, впечатлённые от наглости администрации этим же вечером захватили в заложники вольнонаёмный персонал лагерной школы, и требовали от администрации сослать всех сук обратно. Вольнонаёмных блатные не трогали, однако под раздачу попали заборы и административные бараки. Так — же блатными был избит, а потом отпущен один опер. В конечном итоге через несколько часов блатные, вероятно переоценив свои силы отпустили весь захваченный персонал школы и сдались администрации.
Захват заложников в ИТК — 16[править]
В памяти местных жителей сохранился инцидент, произошедший в середине 80 — х в колонии посёлка Полевой — 2. Началось всё с того, что группа осуждённых вооружённых заточками и самодельной взрывчаткой захватила в заложники персонал колонии и удерживала его в промышленной зоне на протяжении двух суток. Таким образом преступники хотели добиться от администрации смягчения условий содержания (по другим рассказам преступники хотели добиться этим освобождения).
Администрация колонии с требованиями преступников не согласилась, и после неудачных попыток переговоров пыталась своими силами освободить заложников. Однако преступники отбивались от внутренних войск самодельной взрывчаткой, которую бросали в солдат (по одной из версий против солдат применяли пойманных воробьёв, к которым приделывали самодельную взрывчатку). О происшествии сразу было доложено в Москву вместе с заявлением о том, что освободить заложников силами военнослужащих колонии не представляется возможным. После этого в посёлок Лесной на вертолётах прибыл спецназ «Альфа», силами которого удалось обезвредить преступников и освободить всех заложников. По словам местных, этот случай в последствии был засекречен.
Известные сидельцы[править]
- Эдуард Стрельцов — известный советский футболист. Сидел в пгт. Лесной за фейковое обвинение в изнасиловании. Находясь в заключении чуть не погиб от рук местной блатоты. Впоследствии был этапирован в Электросталь для дальнейшего отбывания наказания.
- Доминик Гольман — Писатель. По происхождению поволжский немец. В годы Войны оказался в ВятЛаге в качестве спецпоселенеца. Работал на лесоповале.
- Юрий Давыдов — Писатель. В годы Войны сражался в составе Северного флота. В Вятлаге находился 5 лет по обвинению в антисоветчине.
- Антал Гидаш — венгерский поэт.
- Татьяна Окуневская — Известная в 30е и 40е годы советская актриса .
- Поль Марсель — (Леопольд Сендерович Иоселевич) советский композитор.
- Дмитрий Панин — советский инженер и философ. В Вятлаге сидел по 58 статье.
- Ёсико Окада — японская актриса. Была схвачена при попытке пересечь границу Японии и СССР на острове Сахалин, однако в Вятлаге находилась за обвинение в шпионаже. Работала на лесоповале.