Культурно-развлекательный голод при плановой экономике
Культурный и развлекательный голод — дефицит индустрии развлечений и искусства в СССР и других странах социализма, возникший по причине отсутствия рыночной экономики и попытки государством регулировать оплату искусства через систему худсоветов и союзов (писателей, исполнителей и т. д.).
Суть[править]
Дорогой читатель, а назови-ка мне пару-тройку советских боевиков, ужастиков, научно-фантастических фильмов для взрослой аудитории, триллеров, гангстерских фильмов, фильмов-катастроф и так далее? Если охватить взглядом весь-весь советский кинематограф, можно и насрексти немного экземпляров советских аналогов западных фильмов перечисленных жанров. Так, к жанру ужастика можно отнести кино «Вий» по произведению Н. В. Гоголя, а к жанру катастрофы можно отнести например «Экипаж», к сай-фай — незаслуженно поздазыбытый х/ф «Мечте навстречу». Но, это — единицы, это — пук в лужу по сравнению с тем, что снимали в США.
А теперь, мой уюный друг, назови-ка мне крутую молодёжную диско- или рок-группу из СССР, которая была бы официально выпущена на грампластинках «Мелодии» до 1985 года?
А теперь, назови мне популярную в СССР видеоигровую приставку? Напомню, что в капстранах уже успели побывать PONG-консоли, Atari 2600, Famicom/NES (aka Dendy), а в самом конце 80-х появились Sega Mega Drive (Sega Genesis) и Super Ninendo. А в СССР — только аналоги PONG-консолей: «Электроника Турнир», «Электроника Видеоспорт 3», ну, и скопированные с Game & Watch «Ну, погоди!», а также полторы инди-игры на Спектрум…
Фаст-фуд и доставку еды можно также отнести к индустрии развлечений.
А сколько в СССР было телеканалов? 2-3? А в США — десятки. Существовали сети кабельного телевидения. Развлекательные телеканалы типа MTV — всего этого в СССР не было. Эфирная сетка гостелеканалов больше походила на современный канал Культура, хотя были классные телепередачи, всё же, зомбоящик был уныл, и показывал балет.
В СССР было мало крутых игрушек, а то, что было — было скопировано с западных и японских образцов. Даже тот самый советский металлический констркутор, который обычно противопоставляют Лего — копия американского аналога.
Чего уж там, в СССР не было даже пунктов проявки и печати фотографий, какие были в США. В СССР человек проявлял, засвечивал, отбеливал и закреплял всё сам. Многие предпочитали не ябаться со сложной и ядовитой химией для цветной фотографии, а занимались лишь чёрно-белой. А ещё, в СССР не было процессов C-41 и E-6, а использовался менее качественный Sovcolor.
Ну, и наконец, представь себе стандартный парк с аттракционами времён СССР. Представил? Цепочная, Весёлые горки, Сюрприз… А теперь, представь Диснейленд… Ну, ты понял. Это даже не Жигули на фоне Мерседесса, это велосипд Урал.
Причины возникновения[править]
Виной всему — плановая экономика. В США в сфере искусства тоже нет свободы — она ограничена владельцами капиталов. Например, чтобы поставить фильм, сценарист должен показать сценарий директорам крупных транснациональных корпораций, производящих кино — Warner Bros, Disney, Sony Pictures и иже. Сценарий будет поставлен только в том случае, если директора почувствуют прибыль. Множество сценариев отсеивается.
Живопись[править]
Мерилом культуры в СССР выступало не то, сколько денег оно принесёт, а в первую очередь — польза для пролетарского общества, которая оценивалась системой худсоветов. Так было не сразу, при Ленине была относительная свобода. Архитекторы возводили сложные высокотехнологичные здания в стиле конструктивизма, художники рисовали свои кубизмы и авангардизмы… Однако при тов. Сталине власть задумалась: а куда идут народные деньги?! В это время в США, из-за падения спроса на реализм с появлением цветной фотографии, возникает множество говнохудожников — деятелей современного искусства (которое в фашистской Германии часто называлось дегенеративным). Высрать провокационные каляки-маляки — и продать за много миллионов долларов, а всех, кто заявляет, что это — каляки-маляки, клеймить «непонимающими в искусстве». Такой подход ведь мог бы работать и в СССР: художник мог получать народные деньги, и оправдывать своё говно псевдоаргументом «Я — художник, я так вижу, а вы просто недоросли до моего искусства!». Поэтому, в государстве, где действует т. н. «диктатура пролетариата», и которое по идее существует благодаря трудящимся массам, для оценки того, куда идут деньги этих самых масс, и искоренения непонятного и вредного искусства, была поставлена система художественных советов. Кстати, так появился соцреализм. Теперь художник обязан состоять в союзе художников, и изготавливать определённое количество картин, чтобы получать зарплату, картины при этом должны быть понятными трудящимся. Из-за этого подхода мы имеем картины типа «Товарищ Сталин оглядывает необъятные просторы Советской Родины, созерцая восходящие посевы». Так в СССР сумели отделить говноделов «вы недоросли до моих каляк-маляк», которые бы тунеядствовали на деньги рабочего класса, но в то же время отсеяли действительно годных художников, и затормозили развитие искусства цензурой и соцреализмом. Живописец должен был состоять в союзе художников, его деятельность оценивалась худсоветом, а он получал зарплату советского труженика. Если он не удовлетворял худсоветы количеством и качеством произведений, его выдворяли на мороз, и он должен был идти на завод, а его художества становились «художественной самодеятельностью», за которую он не получал зарплату, но мог быть выставлен на всяких «выставках художественной самодеятельности завода № такой-то имени Такого-То». А на Западе искусство со временем трансформировалось в постмодерн.
Музыка[править]
Цензуре подвергалась не только живопись, просто на примере именно художников можно годно проследить логику действия советской власти по отношению к искусству. Цензуре подверглась, например, и звукозапись: если художник должен был состоять в союзе художников, то певец ртом должен был состоять в союзе исполнителей. Музыка и песни также проходили цензуру художественных советов. Со временем, хватка цензуры уменьшилась, после Хрущёвской оттепели музыка изменилась, стала более свободной, но она всё ещё контролировалась худсоветами вплоть до 1985 года.
От этой цензуры, впрочем, были и плюсы: не пропускался блатняк (славящий блатную культуру), песни про беспорядочный секс, наркотики, разгульную жизнь, но были и минусы — по нож цензуры шли «непонятые пролетариату» песни, например — русский рок с его символистическими текстами «ни о чём», тяжёлая музыка, а также композиции, где был намёк на секс. Так, в советском издании альбома «Magic Fly» французской группы Space была вырезана композиция «Carry on, turn me on» из-за наличия там звуков, похожих на ахи-вздохи во время акта коитуса, и заменена (без лицензии) на «Just Blue». Названия иностранных композиций тоже подвергались цензуре, так «Crazy Music» группы Ottovan превратилась в «Фантастическую музыку», а Vilvet Rape тех же Space стала «Вежливым похищением». В итоге, советскому слушателю оставались только помпезные марши, народные песни, и унылая «советская эстрада», хотя была и хорошая музыка — вокально-инструментальные ансамбли: «Песняры», «Земляне», «Голубые гитары» и иже. Но, никакого тебе рока, тяжеляка, слишком большой иносказательности и так далее, и уж тем более — никакой антисоветчины и антиправительственных призывов, за такое можно было и присесть. Всё это породило теневую экономику, когда рокеры записывали гаражные магнитоальбомы, которые потом продавались по стране спекулятивным способом на кассетах и катушках. «Не гоже тратить деньги рабочих на выпуск чуждого или вредящего». Что же касается издания западных альбомов, то тут ситуацию омрачала ещё и необходимость покупки дорогостоящей лицензии для выпуска грампластинок (фирма «Мелодия» присоединилась к мировому копирастическому злу в 60-е и чтила авторское право). Стоит учитывать также и то, что в СССР стоимость грампластинки была фиксированной, и если бы пластинки с западной музыкой по лицензии издавались в СССР, они бы либо стоили дороже, либо производились в убыток, а если пластинка с западным искусством стоит дороже, то это бросает тень уже на искусство советское — тескать, а что, наши дешёвки что ли, чего они в разы дешевле? Вот, и почти не было в СССР западной музыки на официальной грамзаписи — её тоже переписывали на кассетах и катушках друг у друга, или приобретали у спекулянтов.
Кино[править]
В случае с кино, если на западе в роли цензоров выступают владельцы кинобизнесов, обычно оценивающие в первую очередь прибыль, то в СССР — опять же система худсоветов. Чтобы снять кино по сценарию, он должен был пройти цензуру. Поскольку, СССР был атеистическим государством, где отрицались антинаучные взгляды, под нож цензуры шли:
- Ужастики. Например — фильмы про зомби, ведь не может же мёртвая ткань сокращаться, зомби двигаться не может, это — чушь, значит это не снимаем.
- Боевики. Ведь не может же один сильный мужик а-ля Стивен Сигал или Арнольд Шварцнеггер в одиночку перевалить целый террористический отряд? Надо, чтобы коллективом! Вот вам «Пираты XX века» — и хватит!
- Ганстерское (бандитское) кино. Ну, то есть, всякие аналоги Бригад, Бумеров и Слова чухана — «Лицо со шрамом». Как вредное для общества пропагандой блатной культуры, и прививающее сомнительные ценности. Бандиты в кино СССР — это всегда дегенераты. Вспоминаем бандитов из «Место встречи изменить нельзя» — «Кафелёк кафелёк, какой кафелёк, агагага!1», «Я — Манька Облигация…», ну или из «Джентльменов удачи»… впрочем, там комедия — жанр требует.
- Фантастика, демонстрирующая упадок. Никаких киберпанков, никаких «Бегущих по лезвию» или «Терминаторов». В будущем нас ждёт коммунизм — и точка. Поэтому, фантастика была либо детской или детско-юношеской («Москва — Кассиопея», «Гостья из будущего», или анимешные по стилю «Приключения Электроника»), либо была взрослая фантастика, но о космосе («Мечте навстречу»). Был ещё Тарковский, Сталкер. Кстати, размах спецэффектов часто тоже заставлял желать из-за малого финансирования таких кинокартин.
- Фентези. Впрочем, жанр и на западе в те годы был не сильно развит. В СССР же фентези было представлено совсем уж детскими фильмами про бабку Ёжку и Ивана Царевича.
Ну, и так далее…
Вышло так, что большинство советских фильмов — это либо бытовуха, либо те самые винрарные кинокомедии, либо срьёзные фильмы о Великой Отечественной войне.
Видеоигры[править]
Ну, а видеоигры — это какая-то детская забава, требующая разработку мощных графических подсистем. Тогда как та же Nintendo Famicom использовала в качестве ЦПУ процессор MOS Technology 6508, аналоги которого существовали в СССР, и применялись в ЭВМ «Агат» (клон Apple-2, в котором тоже используется этот процессор), но для того, чтобы Famicom мог выдавать всю ту видеогодноту в плане скроллинга в 60 FPS и хорошей графики, фирма Nintendo вложилась в разработку сложного видеопроцессора (PPU) для своих систем, аналога которого в СССР не было. И сейчас фирмы вкладываются в разработку мощных видеокарт, которые используются в первую очередь в индустрии компьютерных игр, и эта отрасль окупает разработку оных. А в СССР, где регулировкой рынка занималась плановая экономика, спрос-то был, а предложения — нет, так как не нужно. А без железа нет и игр. А в разработку игр тоже надо вкладываться, так как даже игра для Денди — это сложное произведение искусства, включающая в себя графику, музыку и геймплей, то есть совместные усилия художников, музыкантов, геймдизайнеров и программистов. Что? Содержать такой штат сотрудников и тратить такие ресурсы на разработку детских игрушек? Нате вам PONG, ну норм же? А дети радовались, потому, что ничего другого не знали.
Прочее[править]
Что же касается до Диснейленда, пунктов проявки и печати фотографий, и фаст-фуда… Да куда там, в стране даже туалетной бумаги и женских прокладок нет, и не потому, что произвести не могли, производили комические ракеты и прочие Бураны, а потому, что плановая экономика их просто не учитывала.
Итог[править]
Не особенно умный народ с радостью променял СССР на Макдональдс, VHS, музыку и Dendy. Ушла эпоха. И только потом пришло понимание, что переизбыток развлечений не является заменой для качественного государства, которое обеспечивает равенство людей перед законом, человеческое отношение к людям, собственную промышленность (а не только импорт) и так далее.
А потом и ударил капитализм в его наиболее жестокой форме, вместе с властью олигархов, пристрастившихся к воровству. Также чрезмерное количество развлечений поломало нормальные принципы работы мозга, «делу время — потехе час», многие люди стали жить исключительно ради развлечений (причём желательно как можно более дорогих), а к остальным людям относиться как не более чем инструментам, из-за чего принципы Гоббса распространились и на многих простых людей, заставив их участвовать в конкуренции хотя бы на уровне «кто получит больше лайков в соцсетях».
В результате, появилось немало людей с ностальгией по культуре СССР и её простых, но человечных произведениях, в противовес бездушной компьютерной графике. Но вернуть уже ничего оказалось нельзя.