Кенозис

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Кенозис (от др.--греч. κένωσις — опустошение, истощение) — фундаментальный принцип христианской теологии и, по совместительству, самый эпичный дауншифтинг во Вселенной. Это процесс, в ходе которого Б-г, вместо того чтобы и дальше швыряться молниями, создавать корованы и наслаждаться ЧСВ вселенского масштаба, вдруг решил опустошить самого себя до состояния обычного, смертного, двуногого примата с ограниченным запасом HP и необходимостью ходить в туалет. В общем, это когда всемогущий сисадмин мира добровольно форматирует себе права до юзера, чтобы на собственном опыте познать, каково это, когда у тебя слетают драйвера на принтер мироздания.

Алсо, термин активно форсится разнообразными философами, психоаналитиками и прочими бородатыми бездельниками, которые видят божественное самоуничижение буквально в каждом акте бытия: от написания постмодернистского романа без сюжета до твоего нежелания с утра вставать с дивана.

Суть в двух словах[править]

Представь, что ты — гениальный программист, архитектор сверхсложной нейросети, которую ты холил и лелеял эоны лет. Внутри твоего кода зародилась цивилизация — маленькие, суетливые и неимоверно тупые скрипты, которые постоянно косячат, плодят баги, вешают систему и почему-то считают, что главный исполняемый файл config.sys написал бородатый мужик на облаке. И вот, вместо того чтобы просто откатить систему до стабильной версии или прописать в консоли rm -rf /humanity, ты решаешь воплотиться внутри этой системы в виде самого забагованного юнита — человека. Не простого человека, а сына плотника из занюханной провинции, где даже нормального Wi-Fi отродясь не было. Ты сознательно отказываешься от доступа к админке, от знания всех исходников, от возможности банить неугодных. Ты отдаешь рут-права и становишься жалким юзером, которого может затроллить любой школьник-фарисей и в итоге распять на системном блоке.

Вот это, тащемта, и есть кенозис в его каноничном изводе, описанном в одном письме бородатого еврейского интеллигента к финикийской братве.

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек… Послание к Филиппийцам 2:6-7, библиографическая редкость

Переводя с церковнославянского на луркояз: Главный, будучи Альфой и Омегой, не стал держаться за свой статус, а кенотически себя принизил до уровня омежки, простого смертного, чтобы показать всем этим кожаным мешкам, как надо жить. И тут, конечно, у богословов начался многовековой срач: а что именно он «опустошил»? Божественную природу? — Нет, так он перестал бы быть Богом. Свои божественные атрибуты типа всеведения и всемогущества? — Тоже вряд ли, ведь чудеса-то творил. Большинство сошлось на том, что он добровольно «опустошил» себя от привилегий своего статуса. Отказался от божественного NPV, так сказать. PROFIT? Ну, с точки зрения вечности — да. С точки зрения рядового анонимуса, которому завтра сдавать курсач, а послезавтра платить ипотеку — идея выглядит, мягко говоря, сомнительной.

Кенозис Головного Мозга[править]

Разумеется, такая жирная и неоднозначная концепция не могла остаться без внимания со стороны мастеров словоблудия и поиска глубинных смыслов в инструкции от микроволновки. Философы, эти вечные прокрастинаторы, с радостным гиканьнем набросились на кенозис и растащили его на цитаты для своих диссертаций.

Первыми, конечно, подсуетились немцы. Старина Гегель увидел в кенозисе не просто божественный каприз, а ни много ни мало механизм развития Абсолютного Духа. Дескать, Дух не может вечно сидеть в своей идеальной нирване и заниматься самолюбованием. Ему скучно. Чтобы познать себя, ему нужно выйти за свои пределы, стать своей противоположностью (Entäußerung), то есть материальным миром, полным грязи, страданий, войн и копипасты. И вот в этом мире, через человека и его историю, Абсолютный Дух потихоньку возвращается к самому себе, но уже обогащенный опытом. То есть твоя жалкая жизнь, твои двойки в школе, твоя неразделенная любовь — всё это этапы самопознания Абсолюта. Такая вот отмазка космического масштаба.

Затем на арену вышел депрессивный датский экзистенциалист Сёрен Кьеркегор, который заявил, что все эти ваши гегелевские схемы — чушь собачья. Для него кенозис — это не логический финт ушами, а лютый, неиллюзорный парадокс и абсурд, в который можно только верить, потому что понять его мозгом, заточенным под котиков и мемы, невозможно. Бог становится человеком? Вечное становится временным? Всемогущее — немощным? Да это же оксюморон, который вызывает у рассудка ошибку 404. И именно в этот прыжок в бездну абсурда, по мнению Кьеркегора, и заключается истинная вера. Ты должен поверить не потому что это логично, а потому что это максимально нелогично.

Уже в XX веке эстафету подхватили русские религиозные философы Серебряного века, эти любители позалипать в бездны с бокалом хереса. Николай Бердяев, Сергей Булгаков и прочие завсегдатаи парижских салонов начали вещать о софийности и богочеловечестве. Для них кенозис — это не односторонний акт со стороны Бога, а двустороннее движение. Бог умаляется до человека, а человек, в свою очередь, должен обожиться (theosis), то есть дорасти до Бога. Такой вот божественный тимбилдинг. Правда, глядя на то, чем занималось человечество в XX веке, можно предположить, что с тимбилдингом что-то пошло не так.

Кенотический Анонимус[править]

«Но при чем тут я?» — спросишь ты, почесывая свой прыщавый затылок. А при том, дорогой друг, что кенозис давно перестал быть пыльным теологическим термином и просочился в твою повседневную жизнь, став синонимом любого добровольного самоограничения во имя какой-то там возвышенной цели (или просто по приколу).

Когда ты, дипломированный физик-ядерщик, идешь работать в Макдоналдс, потому что ищешь себя — это твой личный, маленький кенозис.

Когда ты, опытный интернет-воин, знающий наизусть все местные мемы, видишь в комментариях вопиюще тупое мнение и, вместо того чтобы разнести оппонента в клочья, просто закрываешь вкладку со словами «да ну его нахер» — ты совершаешь акт кенотического смирения. Ты опустошаешь себя от ЧСВ, чтобы не тратить ментальные силы на очередного дебила.

Дауншифтинг как явление — это кенозис в чистом виде. Бросить душный офис в Дефолт-сити и уехать в Гоа, чтобы плести фенечки и рассуждать о бренности бытия, просирая родительские деньги — чем не божественное умаление? Из образа успешного менеджера в образ просветленного бомжа.

Минимализм, когда ты избавляешься от всего своего барахла и оставляешь только ноутбук и фикус, чтобы достичь осознанности — это тоже оно. Опустошение своей квартиры от хлама как метафора опустошения своего эго.

Даже написание этого текста — в некотором роде кенозис. Автор мог бы ваять серьезную научную статью для журнала «Вопросы философии», но вместо этого уничижил себя до уровня графомана, объясняющего сложные вещи через мемы про котиков.

Проблема, как всегда, в деталях. Божественный кенозис, согласно первоисточнику, закончился Воскресением и прочими плюшками. А вот твой личный кенозис, скорее всего, закончится алкоголизмом, безденежьем и написанием гневных постов в ЖЖ/Пикабу/MAX о том, как несправедлив этот мир. Разница в том, что у Него был План. А у тебя его, скорее всего, нет.

Где подвох?[править]

А подвох, анонимус, в том, что идея добровольного самоограничения и опустошения является отличным инструментом для манипуляции. Тебе веками будут рассказывать про смирение, кротость и терпение, про то, что нужно опустошить себя от гордыни и желаний. И пока ты будешь этим заниматься, более практичные ребята, которым на кенозис плевать с высокой колокольни, будут опустошать твой кошелек, твои природные ресурсы и твой холодильник.

Будьте проще, и люди к вам потянутся… чтобы занять денег и не отдать. Народная мудрость

Вся суть в том, что и ради чего ты опустошаешь. Одно дело — отказаться от своего эгоцентризма, чтобы услышать другого человека и построить нормальные отношения. Совсем другое — отказаться от критического мышления, чтобы слепо поверить очередному гуру, будь то хитрый поп, коуч по личностному росту или политрук в камуфляже. В первом случае это, возможно, и есть тот самый конструктивный кенозис. Во втором — это банальное превращение в быдло, которому можно впарить что угодно. Некоторые особо одаренные деятели, особенно в харизматических кругах, и вовсе переворачивают идею с ног на голову, заявляя, что раз Христос опустошился, то теперь ты, как «сын Бога», должен эту «пустоту» заполнить божественной силой и начать исцелять всех подряд, что граничит уже с откровенной ересью.

Так что, прежде чем практиковать очередной кенозис, подумай: не пытаются ли тебя просто обмануть? И не станет ли результатом твоего великого опустошения зияющая пустота там, где раньше был мозг?

См. также[править]