Японский финансовый пузырь
Японский финансовый пузырь — экономический пузырь в великой Ниппонии, произошедший с 1986 по 1991 года и характеризовавшийся многократным ростом цен на рынках недвижимости и ценных бумаг.
«Сдувание» пузыря привело к краху японской экономики и серьёзному спаду, который длился вплоть до 2003 года, но по итогу пробил новое дно в 2008-м во время Мирового кризиса. По итогам, страна до сих пор страдает от продолжительной экономической стагнации, а нынешний период времени с 1990-х по 2020-е уже принято называть «потерянное тридцатилетие».
Послевоенное время[править]
Во Второй Мировой Япония, движимая амбициями по доминированию над всем тихоокеанским регионом, выступает на стороне гитлеровской коалиции, совершает налёт на американскую базу Пёрл-Харбор а также ряд других колоний Штатов и Великобритании. Увы, крупнейший замес в истории окончился для Японии разгромным поражением: ряд стратегических неудач на фронте и как следствие эмбарго на ресурсы, превращение всей промышленности в сгоревшие руины и сброс двух особо ядрёных бомб на Хиросиму и Нагасаки, что заставляет Японию окончательно капитулировать, оказавшись под властью американского оккупационного правительства во главе с генералом Дугласом Макартуром.
Несмотря на проводимые США реформы по демилитаризации и либерализации, страна продолжала страдать от проблем с экономикой и критически высокого уровня безработицы, потому что задачей Штатов было не дать побеждённому врагу вновь стать серьёзной угрозой в Тихом Океане. Япония так и осталась бы разрушенным азиатским Бантустаном под сапогом сильного хозяина, если бы не произошла череда благоприятных событий.
Началась Холодная Война, между США и СССР начались тёрки за зоны влияния. Советам удалось переманить на свою сторону Китай и Штаты, обеспокоенные тем, что первые вскоре подомнут под себя весь азиатский регион, начали срочно искать там союзника. Таким кандидатом стала Япония, чьи территории вскоре оказались критически важны. По окончанию Второй Мировой Корея была поделена на социалистический Север и капиталистический Юг и вот, летом 1950 года северная часть начала наступление на южную с целью объединить страну под коммунистическим знаменем. США, офигев от такого расклада, вступились за Юг и начали смотреть на Страну Восходящего Солнца уже не как на побеждённого врага, а как на союзника. Из-за близкого расположения к Корее Япония была отличной перевалочной базой и США было в разы быстрее и дешевле наладить военно-промышленное производство там, чем производить у себя, а потом транспортировать всё за дофига и больше миль. Так, стране за считанные месяцы в стране была восстановлена промышленность, появились рабочие места, доход и большие перспективы, а в сентябре 1951 года с Сан-Франциско между Японией и Штатами был подписан мирный договор, знаменующий конец оккупации.
Экономический подъём[править]
К началу 50-х японская экономика была полностью восстановлена, но правительство страны понимало, что рано или поздно придётся своими силами. У Японии не было полезных ископаемых, но имелось два фактора: много дешёвой рабочей силы и сильный надёжный союзник в лице США. Эти две карты японцы разыграли очень удачно — начали активно выкупать у Америки и Европы патенты на те или иные технологии, после налаживая у себя их производство. Самый известный пример — американская химическая корпорация «DuPont» тратит 11 лет, 25 млн долларов и в 1935 году изобретает нейлон, прочное упругое синтетическое волокно для производства тканей и одежды, вроде женских колгот; японская компания «Toray» берёт, выкупает патент за 7,5 млн. в 1951 году и в результате зарабатывает на экспорте нейлоновых изделий около 90 млн долларов.
Японцы не выкупали патенты бездумно, а грамотно дорабатывали и улучшали технологии чуть ли не до идеала. Например, в 1950-м «Tokyo Tsushin Kogyo», или сокращённо «TTK», выпускает первый отечественный магнитофон; основатель компании понимает, что устройство можно улучшить, если получить от США патент на транзисторы. После получения патента сотрудники TTK доработали транзистор и в марте 1955 года выпустили TR-63, один из первых портативных радиоприёмников, который захватывает не только японский, но и американский рынок. Через 5 лет TTK вновь использует ту же технологию и начинает производить портативные телевизоры, которым нет равных в вопросе качества и долговечности; выпуск произвёл такой же фурор, какой в своё время был у первого IPhone в 2007 году. К слову, на момент выпуска первых телевизоров компания сменит своё название на известную нам Sony.
Всё, описанное выше, относится к периоду с середины 50-х по начало 70-х, получившему название Японское экономическое чудо.
Золотой Век. Соглашение «Плаза»[править]
За каких-то 15-20 лет экономика страны взлетела словно на ракетных ускорителях, встав вровень с Великобританией и Америкой. Новые технологии осваивались, на предприятиях без остановки кипела работа, государство поддерживало отечественных производителей льготами; Япония в те годы была как Китай в наши время — производила всё на свете, притом всё больше и больше товаров уходило на экспорт.
К началу 70-х японские компании начали теснить конкурентов из США и Европы прямо на их территории, от чего у последних началась тряска — японские товары были функционально лучше, долговечнее и банально дешевле местных аналогов, которые перестали покупать не то что у себя, а даже за границей.
Взять, к примеру, американскую Zenith Electronics, которая первая, либо в числе первых, внедрила в свои телевизоры много новых вещей, вроде пульта ДУ — уже к 70-80 годам она начала уступать указанным выше Sony и Panasonic. Или, например, рынок автомобилей — если в начале 70-х в Америке подавляющим большинством автомобилей были местные Форды, Шевроле и Понтиаки, то к середине 80-х одну четвёртую всех проданных машин составляли японские поделки.
Как итог, в США предприятия начали разоряться, производство встало, люди теряли работу, а некогда процветающий Железный пояс страны начал покрываться продуктами окисления. В американских СМИ всё чаще начали критиковаться японские компании, на государственном уровне стал поднимался вопрос о том, что нужно заставить Японию сбавить обороты. Американские предприятия всеми силами старались отвадить людей от покупки ниппонской продукции. Так, в 1982-м в Детройте прошла акция-протест, где люди демонстративно громили японские автомобили под лозунгами «Выбирай только американское!».
В Конгрессе всё активнее начали топить за введение импортных пошлин для удорожания японских товаров, однако данное решение было рискованным, потому что империя могла ввести ответные пошлины. Тогда было принято решение пойти на компромисс: у Штатов была самая большая экономика в мире, все страны вкладывались в доллар как в самую крепкую валюту. С одной стороны это было хорошо, потому что было выгодно покупать за рубежом, а с другой — плохо, потому что доллар был слишком дорогим и покупать у себя было слишком не выгодно. Поэтому, США не очень охотно, но решили снизить стоимость валюты, уговорив страны-партнёров выбросить часть долларовых резервов на продажу.
В сентябре 1985-го в Нью-Йоркском отеле «Плаза» было подписано одноимённое соглашение между представители США, Западной Германии, Франции, Великобритании и Японии. В итоге доллар сильно падает в цене, а стоимость других валют, в том числе японской йены, возрастает, тем самым уравняв курсы. Из-за подскочившей стоимости йены Япония моментально разбогатела и ей стала более доступна покупка зарубежных товаров, но в противовес этому японские товары стали слишком дорогими.
В конце 80-х Страна Восходящего Солнца начинает шиковать по-крупному: куча богачей жили в своё удовольствие и ни в чём себе не отказывали, закатывали огромные вечеринки, скупали предметы роскоши, вроде произведений искусства и драгоценных камней, чуть-ли не у каждого первого в личном пользовании был шикарный спортивный автомобиль, самые ушлые начинают выкупать американские компании, как это сделала Sony с Columbia Pictures в сентябре 1989-го, или нанимать звёзд голливудского кинематографа за шести-, а то и семизначные гонорары.
Казалось, что ещё немного, каких-то 10-20 лет, и такими темпами Япония захватит мир не военным, но финансовым путём. К сожалению для ниппонцев то, что казалось восхождением к трону на вершину мира, на деле стало полётом Икара, который вот-вот сожжёт свои крылья, подлетев близко к Солнцу, и рухнет камнем вниз.