Алаунгпайя

Материал из Неолурк, народный Lurkmore
Перейти к навигации Перейти к поиску

Алаунгпайя/Алаунпайя (Alaungpaya, အလောင်းဘုရား, «Будущий Будда-Царь»), также Алаунг Минтайя и Алаунхпайя (Alaunghpaya) (настоящее имя- У Аун Зея (Aung Zeya, အောင်ဇေယျ)) (24 сентября 1714 — 11 мая 1760) — невероятно могучий король Бирмы с 1752 года, основатель династии Конбаун, он завоевал огромную территорию, победил монов и шанов, объединил Бирму, создал новую династию и привел свой народ к победе. К моменту своей смерти от болезни во время кампании в Сиаме этот бывший вождь небольшой деревни в Верхней Бирме объединил Бирму, подчинил Манипур, завоевал Ланна и начал успешные атаки на французские и британские Ост-Индские компании, которые оказывали помощь Восстановленному Королевству Хантавадди. Он добавил поселения вокруг Дагона и назвал увеличенный город Янгоном.

Он считается одним из трех величайших монархов Бирмы наряду с Анаврахтой и Байиннаунгом, объединившим Бирму в третий раз в истории страны. Биография


Будущий король родился как Аунг Зея (အောင်ဇေယျ «Успешная победа», имя, которон впоследствии окажется весьма говорящим) в Моксобо, деревне с несколькими сотнями семей в долине реки Му, примерно в 100 км (62 мили) к северо-западу от Авы (Инва) 24 августа 1714 года в Мин Ньо Сан (မင်းညိုစံ) и его жена Со Ньеин Оо (စောငြိမ်းဦး). Он был вторым сыном в семье дворян, которые управляли долиной Му на протяжении нескольких поколений. Его отец был наследственным вождём Моксобо, а его дядя, Кьявсва Хтин (ကျော်စွာထင်), более известный как Сита Минджи (စည်သာမင်းကြီး), был правителем округа долины Му (Hmannan Vol. 3 1829: 391). Алаунгпая утверждал, что является потомком королей Мохньина Тхадо, Нарапати I и Тихатуры из Авы, и, в конечном счёте, падишахского королевского рода. Он происходил из большой семьи и был связан кровными и брачными узами со многими другими знатными семьями по всей долине. В 1730 году Алаунгпая женился на своей двоюродной сестре Юн Сан (ယွန်းစံ), дочери вождя соседней деревни Сибоктара (စည်ပုတ္တရာ). У них родилось шестеро сыновей и три дочери (четвёртая дочь умерла в молодости) (Letwe Nawrahta 1961:12).

Начальник Моксобо и заместитель начальника долины Му


Аун Зейя рос в период стремительного упадка власти династии Таунгу. «Дворцовые короли» Авы не могли противостоять набегам манипури, которые с 1724 года опустошали всё более глубокие районы Верхней Бирмы. Ава не смогла вернуть южную Ланну (Чиангмай), восставшую в 1727 году, и не предприняла никаких мер для предотвращения аннексии северных шанских государств маньчжурской династией Цин в 1730 - х годах.

Долина Му находилась прямо на пути набегов манипури, которые совершались из года в год. Хотя Бирма была гораздо больше Манипура, Ава не смог ни отразить набеги, ни организовать карательную экспедицию в сам Манипур. Люди беспомощно наблюдали, как налётчики сжигали деревни, грабили пагоды и уводили пленных.

Именно в эти смутные времена отсутствия королевской власти появились такие люди, как Аун Зейя. Он принял на себя обязанности отца в качестве вождя деревни в начале двадцатых годов. Высокий по тем временам (рост 5 футов 11 дюймов (1,80 м), по описанию английского посланника), крепкого телосложения, загорелый Аун Зейя проявил свой природный дар лидера и считался лидером среди своих соплеменников-дворян по всей долине. Они начали брать дело в свои руки, чтобы защититься от набегов (Myint-U 2006: 88–91).

Немощный режим в Аве опасался любых потенциальных соперников. В 1736 году Таунгу Яза, главнокомандующий армией Авы, вызвал Аун Зею в Аву, чтобы проверить, представляет ли староста деревни потенциальную угрозу режиму. Убедившись, что 22-летний юноша не имеет никаких планов на трон, Таунгу Яза от имени короля даровал Аун Зейе титул Бала Нанда Кьяу (ဗလနန္ဒကျော်). Аун Зея стал заместителем своего дяди, правителя долины Му, и административным чиновником кьегаингом (ကြေးကိုင်), ответственным за сбор налогов и поддержание порядка. Основание династии Конбаун


Авторитет Авы продолжал падать в последующие годы. В 1740 году Мон Нижней Бирмы отделился и основал Восстановленное Королевство Хантавадди со столицей в Баго. Слабые попытки Авы вернуть юг не увенчались успехом. Низкоуровневая война между Авой и Баго продолжалась до конца 1751 года, когда Баго начал свой последний штурм, вторгнувшись в Верхнюю Бирму со всеми силами. К началу 1752 года силы Хантавадди, при поддержке огнестрельного оружия, поставляемого Французской Ост-Индской компанией, а также голландских и португальских наемников, достигли ворот Авы. Наследник Хантавадди, Упайаза, призвал всех административных чиновников в Верхней Бирме подчиниться. Некоторые решили сотрудничать, но другие, такие как Аунг Зейя, решили сопротивляться.

Аун Зея убедил 46 деревень в долине Му присоединиться к нему в сопротивлении.  Он нашел готовую аудиторию в «исключительно гордой группе мужчин и женщин» Верхней Бирмы, которые жаждали искупить многочисленные унижения, которые претерпело их некогда гордое королевство. 29 февраля 1752 года (полнолуние Табаунга 1113 г. н. э.), когда войска Хантавадди собирались прорвать внешние стены Авы, Аун Зея провозгласил себя королем с королевским титулом Алаунгпая («Будущий Будда-Царь», Майтрейя) и основал династию Конбаунгов. Его полный королевский стиль был Тири Павара Виджая Нанда Захта Маха Дхамма Язадияза Алаунг Минтаяджи (သီရိပဝရ ဝိဇယနန္ဒဇာထ မဟာဓမ္မ ရာဇာဓိရာဇာ အလောင်းမင်းတရားကြီး) (Rajanubhab, D., 2001, Our Wars With the Burmese, Bangkok: White Lotus Co. Ltd., ISBN 9747534584).

Однако не все были убеждены. После падения Авы 23 марта 1752 года отец Алаунгпайи, Ньо Сан, призвал его сдаться. Он указал, что, хотя у Алаунгпайи было множество энтузиастов, у них было лишь несколько мушкетов, и что их небольшой частокол не имел шансов против хорошо вооружённой армии Хантавадди, которая только что разграбила сильно укреплённую Аву. Алаунгпайя не смутился, сказав: «Когда сражаешься за свою страну, неважно, мало вас или много. Важно, чтобы у твоих товарищей были верные сердца и сильные руки». Он подготовил оборону, окружив свою деревню, теперь переименованную в Шуэбо, частоколом и вырыв вокруг неё ров. Он приказал расчистить джунгли за частоколом, уничтожить пруды и засыпать колодцы, превратив окрестности Моксобо в пустыню, где вражеская армия не могла найти приюта и пропитания. Аун Зея отбил атаки монов на Моксобо, после чего к нему стали стекаться крестьяне, ремесленники, солдаты и бывшие чиновники со всей страны. Большинство других сил сопротивления, а также офицеры из расформированной дворцовой стражи присоединились к нему с тем оружием, которое у них осталось. К октябрю 1752 года он стал главным соперником Хантавадди и изгнал все форпосты Хантавадди к северу от Авы, а также их союзников, Гве Шан. Вокруг его имени собралась дюжина легенд. Люди чувствовали, что когда он их поведет, они не потерпят неудачу.

В 1754 году он захватил Аву, где основал свою столицу. Алаунгпайя получил вассальные почести от соседних шанских государств, вплоть до Момейка на севере. Моны предприняли против него поход, но он объединил большое количество бирманцев, и ему на помощь пришли шаны. К 1755 году подчинил практически всю Бирму, в 1755 году основал город Рангун.

Пополненный рекрутами со всей Верхней Бирмы, включая контингенты шанских, качинских и кукийских войск, он начал массированное вторжение в Нижнюю Бирму в ходе молниеносной войны в январе 1755 года. К маю его армии завоевали всю дельту реки Иравади и захватили Дагон, который он переименовал в Янгон. Однако его продвижение внезапно остановилось у защищаемого французами главного портового города Танлиин, который отразил несколько атак Конбаун.

Алаунгпайя стремился к союзу с Ост-Индской компанией, а также к получению большего количества оружия, но ни союз, ни оружие не материализовались. Силы Конбаунгов наконец взяли город после 14-месячной осады в июле 1756 года, положив конец французскому вмешательству в войну. Затем силы Конбаунгов преодолели упорную, но значительно превосходящую численностью оборону Хантавадди и разграбили Баго в мае 1757 года. 17-летнее королевство прекратило свое существование.

После этого Чиангмай и другие княжества на северо-западе современного Таиланда, где с 1727 года шло восстание, незамедлительно прислали дань. На юге дань также прислали губернаторы Моттамы и Давоя.

Он подчинил также правителей отдельных государств Шан. В 1756 году взял Сириам, а в 1757 году — Пегу, покорив Монское царство, несмотря на поддержку, которую монам оказывала Франция. В 1758 году Алаунгпайя отправил экспедицию в северные государства Шан и Тай (современные северная и восточная часть государства Качин, северная часть государства Шан и автономный округ Сишуанбаньна-Дай), которые были аннексированы Цин с середины 1730-х годов. К началу 1759 года бирманцы успешно восстановили свою власть. Более поздняя попытка Цин отвоевать регион привела к Китайско-бирманской войне (1765–69).

В 1759 году он подавил восстание в Пегу, которое поддерживали англичане. Манипур (1756, 1758)


Алаунгпая, который вырос, наблюдая, как набеги манипури год за годом грабили его родной край, был полон решимости вернуть должок, как только смог. В то время как большая часть его войск осаждала Сириам, он отправил экспедицию в Манипур, чтобы «внушить уважение». В начале 1756 года бирманская армия разгромила армию манипури и разграбила всю страну, что манипури называют Первым Опустошением (First Devastation). После поражения Нижней Бирмы сам Алаунгпая возглавил еще одну экспедицию в ноябре 1758 года, на этот раз, чтобы посадить бирманского кандидата на трон манипури. Его армии вторглись по пути Хумбат в долину Майнпур и преодолели ожесточенное сопротивление манипури в Паллеле, на своем пути к Импхалу, столице манипури. После Паллела бирманцы вошли в Импхал без единого выстрела. По словам манипури, армии Конбаунгов совершили «невыразимо жестокие» преступления против населения, причинив «одно из худших бедствий в его истории». Однако историк GE пишет: Алаунгпая «поступил с ними лишь так, как они поступили с его народом». Алаунгпая возвёл своего представителя на трон манипури и вернулся со своей армией. Он также привёл много манипури-кавалеристов, которые стали элитным кавалерийским корпусом (известным как «Кассайская лошадь») в бирманской армии (это было начало длительного и изнурительного вмешательства династии Конбаун в дела Манипура. Маленькое королевство оказалось проблемным данником, регулярно поднимая восстания в 1764, 1768–1770 и 1775–1782 годах. Участие Бирмы прекратилось после 1782 года, пока она не вернулась в 1814 году).

Осада Айюттая


После сезона дождей 1759 года Алаунгпайя и его армии вернулись на юг, чтобы разобраться со всё ещё нестабильной Нижней Бирмой. Год назад вспыхнуло крупное восстание монов, временно изгнавшее губернатора Пегу (Баго) Конбаунгов. Хотя восстание было подавлено, сопротивление монов всё ещё продолжалось в верхнем побережье Тенассерима (современное государство Мон), где контроль Конбаунгов всё ещё был в значительной степени номинальным. Сиам предоставил убежище лидерам повстанцев и их войскам сопротивления. Алаунгпайя запросил у сиамского короля заверений в том, что они не будут вмешиваться в бирманские дела и выдадут руководство повстанцев. Но сиамский король отклонил требования бирманцев и приготовился к войне.

В декабре 1759 года 40-тысячная бирманская армия Алаунгпайи вышла из Мартабана, чтобы вторгнуться в Сиам через Тенассерим. Его второй сын, Схинбьюшин, был его заместителем. Бирманцы заняли город Тенассерим, двинулись на восток через Тенассеримские горы к побережью Сиамского залива, повернули на север и захватили прибрежные города Куви, Пранбури и Пхетчабури. Сопротивление сиамцев усилилось по мере приближения бирманцев к столице Аюттайе, но, тем не менее, они были отброшены, понеся большие потери в людях, орудиях и боеприпасах.

Бирманские армии достигли Аюттайи в апреле 1760 года. Однако всего через пять дней осады Алаунгпайя внезапно заболел. Тайские источники утверждают, что он был ранен взрывом пушечного снаряда во время инспекции артиллерийского корпуса на фронте, но бирманские источники ясно утверждают, что он заболел, и, учитывая бесславную природу смерти от болезни, маловероятно, что они пытались скрыть правду. Его болезнь была обозначена как «дизентерия» или «золотуха».

Бирманские войска были отведены от Аютии, хотя последняя всё же пала в 1767 году. Смерть


Алаунгпайя скончался в воскресенье, 11 мая 1760 года (12-го месяца убывания месяца Касон 1122 года н. э.) на рассвете в Киниве, близ Мартабана, после того как авангард спешно отбросил его с сиамского фронта. Он жаждал увидеть и услышать родной город, Шуэбо, в последний раз, но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. О его смерти было объявлено в Янгоне, и тело было доставлено вверх по течению на государственной барже. На пристани Кьяукмяунг близ Шуэбо весь двор вышел встречать его и торжественно пронёс через ворота Хлаингтха в Шуэбо. Он был похоронен по королевскому обряду в городе-дворце, который когда-то был его скромной деревней, среди траура всего народа. Он правил всего восемь лет и умер, не дожив до 46 лет. Историк пишет, что «людей помнят по годам, которые они прожили, а не по тому, сколько они прожили».

Преемником Алаунгпайи стал его старший сын Наунгдоджи, несмотря на попытку его второго сына Схинбьюшина захватить трон. Наследие


Важнейшим наследием Алаунгпайи стало восстановление центральной власти в Бирме впервые за четыре десятилетия и возвышение династии Конбаунгов. Алаунгпайя, по словам бирманского историка Хтина Аунга, возглавил народ, «разобщённый и сломленный, униженный и пристыженный», и «оставил своим преемникам народ объединённый и уверенный в себе, вновь поднявший голову с гордостью и величием». Однако Хтин Аунг также предупреждает, что Алаунгпайя «вёл свой народ к войне, но его лидерство всё ещё было крайне необходимо для установления мира. Он пробудил в своём народе пламенный национализм, но ему не дали ни времени, ни возможности успокоить его, приведя к терпимости и сдержанности». Действительно, самоуверенные короли Конбаунгов, последовавшие за ним, в течение следующих семи десятилетий вели войны со всеми соседями на пути к основанию второй по величине бирманской империи, пока не были разгромлены британцами на территории современной северо-восточной Индии.

Алаунгпайя, основатель Третьей Бирманской империи, считается одним из трех величайших бирманских королей, наряду с Анаврахтой и Байиннаунгом, основателями Первой и Второй Бирманских империй соответственно.

Команда Алаунгпайи, одна из пяти студенческих команд в бирманских школах.

Статуя Алаунгпайи — одна из трёх статуй королей, возвышающихся над площадью Нейпьидо. Две другие — статуи Анаврахты и Байиннаунга.

UMS Aung Zeya — фрегат ВМС Мьянмы. UMS Aung Zeya (F-11) — первый в ВМС Мьянмы фрегат с управляемыми ракетами отечественной постройки.

Мост Аунг-Зея — дорожный мост в Янгоне (Мьянма).

Золотое письмо короля Алаунгпайи (The Golden Letter of King Alaungpaya) королю Великобритании Георгу II от 7 мая 1756 года было внесено в реестр ЮНЕСКО «Память мира». Оно содержит предложение о торговле между двумя странами, текст которого выгравирован на чистом золотом листе, украшенном 24 рубинами. Это единственное сохранившееся золотое письмо из Бирмы.