Pillars of Eternity II: Deadfire
Pillars of Eternity II — Deadfire — сиквел Pillars of Eternity, олдскульной РПГ от легендарной студии Obsidian. Вторая часть обзавелась новыми интересными геймплейными возможностями, красивым графоном и менее занудным геймплеем.
Игрок управляет тем же персонажем, что и в первой части, хотя в начале игры может абсолютно безболезненно выбрать другую расу и другой класс. Согласно новой традиции жанра, в игру можно импортировать сохранение из первой части — это повлияет на некоторые диалоги и, что немаловажно, на присутствие некоторых относительно важных персонажей в игре. Также можно выбрать созданное Obsidian состояние мира, которые имеют красочные названия и краткие описания, типа «„Всё плохо“ — „все ваши напарники умерли, по пути вы всё делали неправильно и всех убивали, принесли клятву всем богам и всех их обманули“»; или же создать состояние мира самому во встроенном минималистичном редакторе.
Нововведения[править]
— Главное — это менеджмент собственного кораблика в духе КР и Sunless Sea и его перемещение по глобальной карте. Впрочем, этой части не достаёт глубокой проработки, и вскоре забота о корабле и матросах начинает утомлять или раздражать.
— На этом же кораблике можно исследователь архипелаг Мёртвого Огня и давать собственные названия открытым островам. Но игровой мир на удивление мал, а всё исследование сводится к «высадился — зачистил данж — полутал — вышел — дал название».
— Возможность создания мультикласса. Мультиклассовые персонажи получают доступ к способностям двух классов, это логично, но им требуется больше опыта для получения нового уровня, плюс они никогда не достигнут способностей максимального уровня.
— Любовные линии спутников для разных сексуальных ориентаций. Сделано по большей части для галочки, поскольку довольно сомнительного качества и довольно бессмысленны.
Плюсы/минусы[править]
+ Теперь в игре есть красивый графон с клёвыми спецэффектами и потрясающим океаном.
- Но с загрузками та же беда, что в Tyranny. Помогает только перенос игры на SSD. Квесты с беготнёй из одного дома в другой превращаются в сплошное нудное мучение. Во время прогрузки крупных локаций можно смело отходить на чаепитие.
- Да ещё и в массовых замесах, например, при абордажах больших кораблей, из-за обилия вспышек и прочих заклинаний fps проседает даже на топовых конфигурациях. На слабых машинах игра превращается в слайдшоу с непредсказуемым концом.
+ Убрали отвратительный менеджмент замка, похожий на браузерную игру.
- Добавили не менее убогий менеджмент корабля. Впрочем, всё равно чуть интереснее. Те, кто не видел Sid Meier's Pirates! в восторге.
+ Абсолютно все диалоги (за исключением так называемых "интерактивных вставок" в игре озвучены. Озвучены неплохо, хотя одинаковый акцент вайлианцев и повсеместное ЭКЕРА начинают раздражать уже к десятой минуте.
- Но локализация сосёт эклер. Она ужасна. Английская речь персонажей и её русский перевод в диалоге отличаются иногда настолько радикально, что становится физически больно.
+ Диалоги, как и текстовые квесты-вставки, написаны красиво и вкусно.
- Но локализация сосёт самый большой эклер в мире. Серьёзно, это просто отвратительно. Ни в какие ворота.
+ Описания уникальных предметов достаточно хороши.
- Но их иконки несоизмеримо малы и неудобны.
+ Бестиарий пополнился новыми чудовищами. Например, появились наги.
- Но остались и все старые. Иногда перекрашенные.
Сюжет[править]
Сюжет игры начинается с того, что протагонист первой части, он же Хранитель и Владыка Каэд Нуа, умирает. Его, а так же его замок и кучу подданных уничтожает бог перерождения, весны и света Эотас, что вселился в огромную статую в подземельях под замком и пошёл в неизвестном направлении творить произвол, попутно вытягивая души (и соответственно убивая) у всех, кто попадается ему по пути. Хранитель обретает себя в местном загробном мире — «Там», где тут же попадает на аудиенцию с богом смерти Берасом.
Берас сообщает, что может воскресить Хранителя в обмен на услугу — ему нужно последовать за Эотасом на архипелаг Мёртвого Огня и разузнать, что он задумал. Хранитель может как согласиться, и тогда часть его спасённой Берасом души вселится обратно в тело (остальную часть души сожрал Эотас, и именно из-за этого прокачанный и всемогущий Хранитель из первой части просыпается полным нубом), так и отказаться и благополучно умереть, перерождаясь в какого-то зверька. Что как бы намекает, что если Хранитель не последует за Эотасом, тот не разрушит Колесо - интересненько, да?
На архипелаге Хранитель быстро оказывается втянут в политические разборки между четырьмя силами — племенами местных жителей Хуана, которые медленно консолидируются под властью королевы Онеказы и известны за свои особенные отношения с морем и бурями; Вайлианской Торговой Компанией, что заинтересована в архипелаге в основном из-за огромных источников адры, которая им нужна для исследования анимансии; Королевской Компанией Мёртвого Огня — торгово-военным флотом Рауатай, которые видят в островах кучу плодородной земли и возможность побороть голод на родине; и Принчипи сен Патрена — безземельных аристократов, выходцев из Старой Вайлии, которые пришли в эти воды в поисках новой родины, но в итоге уже практически выродились в разномастное сборище пиратов и контрабандистов.
Принимая или игнорируя политические игры, Хранитель рано или поздно обнаруживает, что Эотас придерживается определённого маршрута — под водой он ходит между островами, на которых есть адровые столбы — сосредоточения душ в материальном мире — из которых высасывает души для своеобразной подзарядки. Между тем, время от времени Хранитель попадает в иной мир, где присутствует на совете богов, которые всё никак не могут определиться с тем, что же им делать с Эотасом. Воедика, например, предлагает уронить на него одну из лун, Скейн хочет убить его изподтишка, Хайлия желает прежде всего узнать, что он задумал, и так далее. Быстро становится понятно, что они и сами не знают, чего хотят, и уж тем более не знают, что делать с Эотасом.
Следуя за ожившим богом, Хранитель в итоге добирается до затерянного острова Укайзо, найти который желает каждая фракция в архипелаге. Пользуясь чьей-то поддержкой или же действуя в одиночку, Хранитель с командой добирается до Укайзо, где наконец встречается с Эотасом. И снова решает судьбу мира.
Возможные глобальные концовки:
1. Вмешательство
Эотас хочет разрушить Колесо Перерождения, но Хранитель намерен остановить его и настаивает на сражении. Сразу после этого Эотас поглощает душу Хранителя, мгновенно убивая его тело, и разрушает Колесо Перерождения.
2. Бездействие
Эотас разрушает Колесо Перерождения, и Хранитель наблюдает за действиями Эотаса, не пытаясь переубедить или помешать. Статуя Мароса Нуа замирает на Укайзо, и теперь судьба смертных зависит от только от них самих - сумеют ли они самостоятельно восстановить Колесо, или же их ждёт скорое вымирание. Хуана и Рауатай надеются на энгвитанские машины на Укайзо, вайлианцы уповают на анимансию. Боги не вмешиваются, а лишь наблюдают.
3. Вдохновение
Эотас разрушает Колесо Перерождения, но Хранитель убеждает бога послать людям вдохновения и дать им возможность стать хозяевами своей судьбы. Эотас посылает свою энергию в научные центры по всему миру, и после этого смертные анимансеры, волшебники и инженеры быстро понимают, что случилось с их миром, и рано или поздно они найдут возможно восстановить Колесо.
4. Жалость
Эотас разрушает Колесо, но Хранитель убеждает бога сжалиться над смертными и дать им возможность всё воссоздать заново. Эотас поднимает из глубин земли и морей древние энгвитанские руины, и смертные принимаются за их изучение, надеясь, что знания древнего народа помогут им.
5. Божественная воля
Эотас разрушает Колесо, а Хранитель убеждает его передать всю свою силу одному из богов. Эотас направляет свою сущность в Бераса, усиливая бога смерти, дверей и циклов. Берас обещает сохранить мир и порядок, пока смертные трудятся над собственным спасением. Под его владычеством мир становится стабильным и предсказуемым, а войны, природные бедствия и голод происходят все реже; но то же самое происходит и с периодами процветания и открытиями в науке.
6. Конец
Эотас разрушает Колесо, и Хранитель убеждает его закончить страдания смертных побыстрее, и уничтожить мир. Волны разрушают побережья, земля поглощает города, а затем всё живое скоропостижно умирает, уже никогда не перерождаясь. Мир превращается в безжизненные пустоши.
Более частные концовки, вроде концовок персонажей-сопартийцев, фракций и поселений зависят от решений, которые принимал игрок на протяжении всей игры, и некоторые из них весьма не очевидны.
Персонажи[править]
- Эдер Тейледж — старый добрый уже знакомый нам ветеран религиозных войн. В целом остался таким же простым и понятным деревенским парнем — пытается погладить всё пушистое в мире, с переменным успехом петросянит и любит эотасианцев, даже если сам вышел из их числа. С его любовью к животным (к которым он, очевидно, относит также малоразвитых существ типа ящерок-ксаурипов или рыболюдей-лагуфетов, потому что за хорошее обращение с ними он «плюсует» в отношения), он при этом является расистом и не упускает возможности подшутить над орланами или богоподобными.
- Зоти (в официальной локализации Шоти, как произносится в оригинале) — фанатичная последовательница культа Эотаса (хотя сама поклоняется только его тёмной стороне — Гауну, богу тьмы, гниения и всего такого), при этом сама навязчивая, нетерпимая (что выражается в диких скандалах, которые она устраивает с богохульницей Паледжиной) и озабоченная — именно в том плане, о котором вы подумали. Хлопает ресничками, бросает томные взгляды, посылает воздушные поцелуи сначала Эдеру, потом Хранителю, потом Майе (смотря с кем выгорит)… В ранних версиях игры скрипты Зоти были забаганы, и в концовке многие игроки внезапно выясняли, что их Хранитель лишал Зоти девственности и потом всячески от нее бегал — даже если её не было в команде; позже всё поправили, но сексуальный аппетит у жрицы нисколько не убавился. Таскает с собой фонарь, в который «ради священной миссии» заключает души умерших, в связи с чем страдает от кроваво-кишечных кошмаров и галлюцинаций.
- Серафен — синий, пушистый, шлюховатый идейный пират с экстрасенсорными способностями (сайфер то бишь). Родился рабом, затем был освобождён, потому ратует за свободу всех живых существ и ненавидит работорговцев, но не видит ничего плохого в пиратской жизни, полной убийств, грабежей и прочих прелестей анархизма времён фентезийного Возрождения. Будучи орланом (а этих ребят исторически чаще других обращают в рабство, захватывают и всячески унижают) также крайне не любит расистов, однако на флирт со стороны богоподобного Хранителя прямым текстом посылает подальше, тогда от Хранителей любой другой расы он просто отшучивается.
- Алот Корвайзер — маг с раздвоением личности из прошлой части. Независимо от его судьбы в прошлой части (вылечился или нет, стал лидером Свинцового ключа или нет), Алот — один из самых душных и унылых персонажей игры. Связано это с тем, что у него очень мало диалогов, а также с ним сложно подружится из-за криво настроенной системы предпочтений, в связи с чем он мало на что реагирует положительно, зато постоянно закатывает глаза по поводу и без, да и его личный квест появляется только ближе к концу игры. Впрочем, это даже как-то играет на руку его нудному характеру. Потенциальный любовный интерес для Хранителя… если эти две строчки можно считать романом.
- Видимо данные проблемы были вызваны ошибкой ранних версий. Алот последователен в своей любви к аристократическому порядку поведения и не любви к гордыне, безответственности и приверженности традициям вопреки здравому смыслу. Что же касается его характера (и характера Фессины), то ответ кроется в одном из диалогов в первой части. Они не унылы, просто волшебники всегда сосредоточены, потому что, по словам Алота, любой будет всегда сосредоточен, стоит хоть раз увидеть своими глазами последствия ошибки при произнесении заклинания.
- Майа Руа — рауатайский стрелок с охотничьим попугаем Ишизой, в команде Хранителя работает шпионом и курьером (на полставки); что немаловажно — сестра Каны Руа (его, кстати, можно повстречать, если проходить сюжет за Рауатай). Совестливая убийца, которая, как и её брат, постоянно рефлексирует по поводу неуёмного агрессивно милитаризма своей родины. А её личный квест — дичайшая подстава для Хранителей-миротворцев потому что после его успешного окончания рауатайские убийцы кончают с двумя самыми приветливыми и приятными персонажами игры - губернатором Кларио из Порт-Маже и вождём Руауну из Тикавары, вызывающая немало боли. Потенциальный любовный интерес для Хранителя.
- Текеху — также известен как fishboy или просто fish. Водный богоподобный (скорее рыбоподобный — вместо кожи чешуя, вместо волос светящиеся фаллоподобные щупальцы из которых время от времени льются чернила), шаман-Заклинатель воды или певчий-Говорящий с бурей (или и то, и другое), жуткий ловелас, обожающий подробно обсуждать свои похождения. Свой потенциал реализует в виде аое-заклинаний и водяных скульптур, которые создаёт «за кадром». Постоянно рефлексирует по поводу своей богоподобности, поскольку с одной стороны в нём берёт верх инфантильный придурок, которому лишь бы таскаться по борделям да лепить водяные фигурки, а с другой стороны… он почти что буквально сын богини Нгати, о чём она не перестаёт напоминать Хранителю же вроде как богоподобный и должен выполнять определённую миссию ради народа. Потенциальный любовный интерес для Хранителя, особенно богоподобного.
- Палледжина мес Рей — пернатая мадемуазель-паладин из первой части. Либо пользуется среди вайлианцев почётом и уважением, либо презираема всеми, и в таком случае психует и обвиняет во всём Хранителя. Не беспочвенно. Топит за вайлианцев, говорит с ещё большим акцентом, богохульствует, размахивает двуручным мечом, ковыряется в нелёгком, из-за специфической внешности, прошлом.
Кроме того, есть несколько так называемых сайдкиков — персонажей без личных квестов и с малым количеством диалогов. Многие из них могли бы стать крутыми полноценными персонажами и уж точно были бы поинтереснее, чем Алот, Майа и Паледжина, но денег на них, увы, не насобирали. Встречаем:
- Идвин — готичная бледная эльфийка с красными глазами, взглядом изподлобья, в модных очках и причёской а-ля солист Буерака. Анимансер и сайфер. Вытащила собственную душу из Колеса перерождения, поэтому теперь вынуждены пожирать чужие души (и плоть), чтобы буквально не развалиться на части. В первым DLC, если взять ее с собой, немного раскрывается и проявляет свой характер.
- Константин — гном-массажист из борделя. В команду Хранителя записывается от скуки и ностальгии по былым временам. Отличается огромными ладонями и глубоким голосом, которым распевает всякие мелодии (певчий он, то бишь). Во втором DLC оказывается что он успел побывать Стражем Магран и гладиатором в Горне. Влюблен в Фессину и даже, с помощью Хранителя, взаимно.
- Фессина — жаркая восточная торговка артефактами. Ещё одна унылая волшебница — отличная пара Алоту. Но аналогично коллегам в последнем DLC немного раскрывается и активно участвует в сюжете.
- При этом единственная требует квеста для вербовки, который к тому же можно неудачно пройти так, что она откажется с вами путешествовать. В частности, запороть спасение её приятеля и/или продать его в рабство.
- Рикки — один из самых интересных сайдкиков. Рыжий парень, представитель этноса людей штормов, которые живут где-то на другой стороне мира, отделённые от всех других огромным бесконечным штормом. Интересен тем, что изначально общаться с ним сложно и бесполезно, так как он не владеет местным всеобщим языком, но через месяц игрового времени он его внезапно выучивает и с ним внезапно можно будет заговорить, как с любым другим стандартным компаньоном, что любому другому сайдкику не позволено! А ещё он сможет перевести странную табличку, которая, наверное, имеет какое-то отношение к сюжету следующей части
- При этом Рикки еще и поведает, что на его родине поклоняются некоему Единому Богу, а не энгвитанскому пантеону, и плыл он на Архипелаг, вообще говоря, проповедовать.
- Мирке — орланка-пират, игрой классифицируется как монах-нальпак, что в своё время были известны за любовь к изменяющим сознание веществам, под которыми они всячески познавали мир — и дрались в том числе. По сути же она просто напивается и дерётся.
- Ватнир — ещё один представитель уникальной расы. Ватнир — «богоподобный конца света», которые ассоциируется с богом болезней, распада и энтропии Римргандом. Возглавляет околосуицидиальный культ фанатиков этого божества (впрочем, у Римрганда других поклонников и не водится), но сам довольно скептичный и циничный «человек», сильно страдающий от своего уродства.
- В отличие от управляемого им культа, сам суицидальными наклонностями не страдает и во время визита Дракона благоразумно ныкается подальше. Да и протагониста он вызвал, чтобы решить проблему с Драконом.
А также многочисленные бездомные животные, стоящие немалых для начала игровых денег.
Тропы и штампы[править]
- Банда маргиналов — аверсия. Эдер и Алот друзья ГГ из прошлой игры. Всех остальных компаньонов нам предлагает та или иная фракция, за исключением утренних звёзд.
- но если брать только сайдиков, то это полностью наш троп. Бордельный массажист, анимант-эксперементатор, вечно бухой пират, предводитель культа самоубийц и последний выживший.
- Ветеран-дилетант — Если у Смотрящего/Хранителя есть обоснуй (помер всё-таки), то что у Эдера, Аллота и Паледжины?
- Избранный аж 3 штуки:
- собственно сам протогонист избранный Бераса;
- Такеху избранный Нгати;
- Зоти, избранная Гхуна, чья задача отправлять души на перерождение в ручном режиме.
- И пусть весь мир подождёт. У нас по архипелагу шляется гигантская всеубивающая зелёная аватара бога милосердия и нам надо его остановить, но он нас терпеливо подождёт у зубов Маарган.
- Все оттенки серого. Кто лучше?
- Беспринципные торгаши, но сторонники науки-анимансии?
- Военизированное государство, которое хочет захватить архипелаг, но при этом наводит там порядок (а его там ОЧЕНЬ не хватает)?
- А может быть Уана? Исконные владельцы архипелага, но у них кастовая система и магия, построенная на лжи?
- Пираты, которые не приемлют работорговлю?
- Либо другие пираты-патриоты.
- А может послать всех нафиг и пройти сюжетную линию в одиночку? Тогда готовьтесь к тому, что все фракции перегрызутся друг с другом.
- Говорящее имя — Паладин Палледжина.
- Поступай неправильно — Фуранте предлагает убить пирата Бенвета. С ним можно договориться, но если его убить можно будет снять с него хорошую бронь. Сюда же суд Воедики. Убиваем это сборище вигилантов и получаем неплохой шлем.
- Презренный Джа-Джа — Алот.
- Проблема противоположных оценок - многим он понравился и многие игроки боялись, что он раньше или позже предаст протагониста.
- Самоубийственная самоуверенность. Вот что бывает, если дерзить или выступать против богов. Ригманд одобряет.
- Атеист-диссидент — Паледжина. Фанатична в своём богоборчестве до того, что считает, что боги всегда врут и у них нет никаких положительных качеств. А ещё ей нравится, когда протагонист разрушает храмы.
- Неправый суд — такой устраивают богоподобные аниманту-изобретателю.