Zone of the Enders
Zone of the Enders, для своих более известная как Z.O.E. — эпичная сага о том, как гений-самоучка Хидэо Кодзима в очередной раз попытался впарить анимешным хомячкам свои влажные фантазии про гигантских боевых роботов и пафосную войну, но в итоге продал только технодемку Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. По сути, представляет собой симулятор курьера-истребителя в трехмерном киселе, с периодическим мордобоем, превозмоганиями и превозмоганиями мордобоя, щедро завернутый в обертку из аниме-клише, вселенской скорби и несбывшихся надежд на нормальную игру.
Попал в робота, мам, я в космосе[править]
История стартует в до тошноты оптимистичном 2172 году, когда человечество радостно расползлось по Солнечной системе, словно плесень по сырому подвалу, и понастроило уютненьких колоний на Марсе и спутниках Юпитера. Естественно, как только появились колонисты, презрительно именуемые «Эндерами» (то есть «Окраинцами»), тут же нашлись и благородные угнетатели с матушки-Земли, которые обложили бедолаг непомерными налогами и всячески демонстрировали свое ЧСВ. На этом благодатном фоне, как грибы после дождя, возникает военная хунта БАХРАМ (BAHRAM), решившая, что хватит это терпеть, и начавшая бороться за свободу, независимость и пару вундерваффе под названием Орбитальные Фреймы — роботов, которые настолько круты, что остальные мехи на их фоне выглядят как консервные банки.
В самый центр этого балагана, по законам жанра, угораздило попасть типичнейшего японского школьника, только в вакууме — сопливого и вечно ноющего паренька по имени Лео Стенбак. Во время очередного набега БАХРАМа на его родную колонию «Антилия», Лео, спасая свою никчемную жизнь от падающих обломков и злых роботов, с грацией мешка с картошкой случайно находит и падает прямиком в кабину сверхсекретного фрейма Джехути (Jehuty). К его неописуемому ужасу, мех оказывается не просто грудой металла, а высокоинтеллектуальным оружием с бортовым ИИ по имени АДА (ADA), которая вежливым, но непреклонным тоном предлагает малолетнему долбодятлу взять на себя роль пилота и спасти всех, кого он еще не успел подвести.
Так начинается одиссея Лео, который, вместо того чтобы просто свалить с разваливающейся колонии, вынужден под мудрым руководством АДЫ и командира спасательного корабля «Атлантис» Елены Вайнберг отбиваться от вражеских роботов, попутно выслушивая лекции о долге и чести. Галерея противников, встающих на его пути, включает в себя как безликих дронов-Рапторов, которых можно косить пачками, так и более харизматичных личностей. Среди них особенно выделяется одержимая битвой фурия Виола Гюн, пилотирующая свой фрейм «Нейт» и страстно мечтающая красиво умереть в бою, что доставляет Лео овердофига неприятностей. Вся эта катавасия с боями, спасением безликих гражданских и планомерным разрушением городской инфраструктуры служит одной великой цели — доставить драгоценный Джехути на Марс, подальше от загребущих лап БАХРАМа.
Летай, стреляй, страдай[править]
Геймплейно Z.O.E. — это термоядерная смесь из hack and slash и third-person shooter, где вместо земли под ногами — бесконечная пустота. Игрок управляет Джехути в полностью трехмерном пространстве, что на момент выхода было почти революцией и сносило башню неподготовленному анонимусу. Мех умеет летать, парить, совершать резкие рывки и уклоняться, превращая поле боя в хаотичный балет смерти, лазеров и спецэффектов. Вся боевая система строится на двух китах: дальний бой с использованием самонаводящихся лазерных пушек и брутальный ближний бой, где в ход идет энергетический клинок. Всё это обильно приправлено возможностью хватать врагов, а также куски зданий, и швырять их в стены или в других противников, что доставляет немало лулзов. Вдобавок ко всему, по карте разбросаны разнообразные суб-оружия, которые еще надо найти и разблокировать, чтобы хоть как-то разнообразить процесс аннигиляции.
Однако за всей этой цветастой мишурой скрывается суровая правда: игра невероятно короткая. Среднестатистический игрок пробегает ее часов за пять, а опытный задрот и того быстрее, успев еще и чаю попить. К этому добавляется унылое до зевоты однообразие миссий, сводящихся к «защити N одинаковых зданий» или «уничтожь всех врагов в этой зоне, а потом в следующей, и еще вон в той», и постоянный, изматывающий бэктрекинг по одним и тем же трем с половиной локациям. Критики, отплевываясь, также не обошли стороной ужасную до кровавых слез английскую озвучку и сюжет, который, несмотря на все потуги быть серьезной космооперой, вышел скомканным, предсказуемым и достойным пера пятиклассника.
The 2nd Runner: Работа над ошибками[править]
Осознав, что первая часть была, по сути, дорогим превью и наживкой для фанатов MGS, Konami выкатила сиквел — Zone of the Enders: The 2nd Runner. И, о чудо, это оказалось именно тем, чем должна была быть оригинальная игра с самого начала. Сюжет переносит нас на два года вперед, знакомя с новым протагонистом — бывалым шахтером и просто суровым мужиком по имени Динго Эгрет. Этот кадр, в отличие от Лео, не ноет, не рефлексирует, а действует. Найдя заброшенный Джехути на одном из спутников Юпитера, он немедленно оказывается втянут в глобальные разборки с БАХРАМом и его новым лидером Номаном, который пилотирует парный Джехути фрейм Анубис — машину, одним своим видом намекающую на неминуемый геймовер. Динго в ходе заварушки получает смертельные ранения, и единственным способом выжить для него становится прямое подключение к системе жизнеобеспечения Джехути, что превращает его в живую часть меха и заставляет мстить.
Разработчики учли почти все претензии: игра стала более линейной, но при этом насыщенной скриптовыми сценами и эпичными событиями, а враги — куда разнообразнее. Боевая система стала глубже, появились новые фишки вроде возможности использовать элементы окружения в качестве оружия и щитов, а босс-файты превратились в настоящее произведение искусства. Графику подтянули с помощью модного тогда сел-шейдинга, что придало происходящему вид дорогого аниме-фильма, от которого не хотелось плакать. В этом празднике жизни нашлось место даже для старого героя Лео Стенбака, который возвращается, но уже как повзрослевший и обретший стальные яйца пилот, управляющий трансформируемым мехом Vic Viper. В итоге The 2nd Runner был принят на ура и до сих пор считается одной из лучших экшен-игр на PlayStation 2, наглядно показав, каким мог быть оригинал, если бы его делали не на сдачу от MGS2.
Наследие и вечные обещания[править]
Несмотря на культовый статус в узких кругах, франшиза так и не смогла похвастаться достойными продажами. Первая часть выехала исключительно за счет демо-диска MGS2, а вторая, хоть и была лучше во всем, продалась позорно посредственно, потому что хомячки уже не велись на старую наживку. Кодзима долгое время кормил фанатов завтраками, туманно намекая на Zone of the Enders 3, разработка концепции которой якобы велась аж с 2008 года.
Я всегда хотел сделать Z.O.E. 3, но если я буду делать все игры сам, то они все будут на один вкус. Это как готовить по чужому рецепту, но с теми же ингредиентами. Вкус будет другим, и это хорошо.
— Хидэо Кодзима, элегантно перекладывая ответственность на других
Надежда вспыхнула в 2012 году с анонсом Zone of the Enders HD Collection для PlayStation 3 и Xbox 360. Этот сборник, по уже сложившейся традиции, включал демо новой игры — Metal Gear Rising: Revengeance, что как бы намекало. Казалось бы, вот он, идеальный момент для триумфального анонса третьей части. И Кодзима действительно подтвердил начало работ над ней, вызвав у фанатов массовый оргазм. Но тут случился epic fail. HD-переиздание, отданное на аутсорс криворукой студии High Voltage Software, оказалось чудовищно забагованным и тормознутым, особенно на PS3, где фреймрейт в бою падал ниже плинтуса, превращая игру в слайд-шоу. Разразился былинный срач, фанаты были в ярости. Позже для PS3 выпустили патч, который чинил The 2nd Runner (над ним работала уже другая, более прямая студия HexaDrive), но первая часть и вся версия для Xbox 360 так и остались в плачевном состоянии неиграбельного говна.
Этот позор стал последним гвоздем в крышку гроба Z.O.E. 3. Проект был тихо и без почестей отменен. Последней попыткой Konami срубить хоть какой-то профит стал выпуск The 2nd Runner M∀RS в 2018 году — ремастера второй части с поддержкой 4K и VR, но это уже было похоже на некрофилию и пляски на костях. Сегодня, после феерического ухода Кодзимы из Konami, шансы на полноценное продолжение стремятся к абсолютному нулю, оставляя фанатов с их вечной болью, парой отличных, но до обидного коротких игр и осознанием того, что всё могло быть иначе.