Вторая мировая война/Китай
Японо-китайская война — попытка Японии включить Китай в «Сферу Сопроцветания» или, говоря проще, сделать Китай своей колонией и ресурсной базой. Продолжалась 8 лет (1937—1945)[1], закончилась неудачно.
Предыстория[править]
Пользуясь гражданской войной в Китае[2], в 1931 году Япония начала вторжение в Маньчжурию из Кореи и из Квантунской области. Китай сопротивления оказать не смог и к весне 1932 года вся Маньчжурия была оккупирована. Кроме того, в феврале 1932 года японские войска захватили порт Шанхай, из которого открывалась дорога на Нанкин — южную столицу Китая.
В ответ на требование Лиги Наций вывести войска из Маньчжурии Япония ответила отказом, а затем объявила о выходе из Лиги[3].
К 1936 году после нескольких провокаций и локальных столкновений Япония вышла к Китайской Стене, а Китай по соглашению выводил войска с территорий между Стеной и Пекином. В Маньчжурии было создано марионеточное прояпонское государство Маньчжоу-Го, на территории которого расположились войска Квантунской Армии.
Война до Войны…[править]
Летом 1937 года японская армия начала масштабное наступление на севере Китая, быстро захватила Пекин и вышла к реке Хуанхэ, после чего наступление временно остановилось. А в августе японские войска вновь заняли Шанхай и прилегающие районы, после чего начали наступление на Нанкин. Нанкин японцы взяли в декабре, учинили в городе резню. Китайская армия после боев за Шанхай и Нанкин потеряла почти всю военную технику[4].
После начала масштабных боев с японскими войсками Чан Кайши сделал несколько очень грамотных ходов:
- Договорился о перемирии с китайскими коммунистами, лидером которых к тому моменту стал Мао Цзэдун.
- Соответственно, улучшились отношения и с СССР, в Китай вновь начала поступать советская военная помощь.
- Поддержку Китаю оказали и Великобритания с Францией, поставки оружия велись через французский Индокитай и британскую Бирму.
- До 1940 года удавалось поддерживать и отношения с Германией[5].
- Постепенно удалось склонить США от нейтралитета к поддержке Китая. В конце концов разногласия по китайскому вопросу стали одной из причин нападения Японии на США.
В то же время, в военном плане успех продолжал сопутствовать Японии. Японские войска к 1939 году контролировали прибрежные районы Китая к северу от Шанхая и ряд крупных портов на юге. Одновременно в Шанхае было сформировано марионеточное правительство, а китайскому лидеру неоднократно предлагалось перемирие. Но война продолжалась.
…и во время Войны[править]
В 1939—1940 годах поддержка Китая ослабла.
- Великобритания и Франция вступили в войну с Германией, и не имели больше серьезных возможностей оказывать помощь. Кроме того, они не хотели в условиях войны с Германией портить отношения и с Японией.
- Германия лишилась возможности оказывать помощь через Индокитай или Индию. И Гитлер был совсем не против организовать Сталину войну на два фронта, для чего были нужны хорошие отношения с Японией.
- СССР в условиях возможной войны на Западе (С Германией, или с Англо-Французским блоком) также не горел желанием портить отношения с Японией.
- После вступления США в войну на Китай распространилась программа ленд-лиза. Одновременно вновь ухудшились отношения Китая с СССР, и к лету 1943 года сотрудничество было фактически свернуто.
В то же время Япония практически не вела в Китае крупных наступлений, ограничиваясь медленным вытеснением китайских войск от побережья. При этом японцы активно использовали оружие массового поражения, как химическое, так и биологическое. Такое положение сохранялось на японо-китайском фронте вплоть до конца войны. Япония все силы тратила на противостояние США, а с 1944 — на подготовку к войне с СССР, а китайские войска были слабо подготовлены и вооружены. На оккупированных Японией китайских территориях действовали партизаны, подчинявшиеся как официальному правительству Чан Кайши, так и коммунистической партии Мао Цзэдуна.
Китайские войска смогли начать активные действия только летом 1945 года, когда Япония начала постепенный вывод войск с территории Китая в Маньчжурию и Корею, а оттуда — на японские острова. В августе-сентябре 1945 года китайские войска (гоминдановские на юге и в центральном Китае, коммунистические на севере и в Маньчжурии) участвовали в разгроме и разоружении японских войск.
Итоги[править]
- Китаю были возвращены все потерянные в 1931—1944 годах территории, за исключением возвращенной СССР Квантунской области (Порт-Артура и Дальнего), а также территории КВЖД[6].
- Китаю был возвращен остров Тайвань, захваченный Японией еще в 1895 году[7].
- Международное признание границ Китая, признание Китая в числе государств-победителей и место в СБ ООН[8].
- Китай находится на одном из первых первых мест по потерям населения вообще — до 35 миллионов человек убитыми и раненными, включая 18 миллионов убитых.
Перенесено из статьи ВМВ/Ход боевых действий, будет допилено[править]
Война в Азии[править]
Тем временем, в Китае творился подлинный хаос. После гибели первого президента Китая Юань Шикая, крайне несвоевременно объявившего себя новым императором, власть формально перешла к партии Гоминьдан, а де-факто, к к кучке самозваных маршалов, сбивавшихся в клики по интересам. Глава Гоминьдана Чан Кайши, сменивший на это посту Сунь Ятсена, ситуацию не контролировал от слова совсем. Маршальские клики регулярно сцеплялись между собой, слали Чана с его приказами куда подальше, и попутно дрались с китайскими коммунистами. Последние в долгу не оставались и регулярно устраивали на гоминьдановских территориях крестьянские восстания. Чан Кайши попытался их застроить турельками блокгаузами, но командование Китайской Красной армии к тому моменту уже во всю качало стратегию и тактику, и от атак «по Чапаевски» перешли к более грамотной стратегии маневренной войны. По той же причине было решено предпринять Великий Поход, оставив базу в сердце Китая дабы пройти на север, откуда сподручней общаться с СССР. По пути красноармейцы распечатывали люлей преследующим их гоминьдановцам, дохли от голода и болезней, страдали от нехватки припасов, переправлялись через горы и реки, и к концу пути их осталось крайне мало. Прибытие в Шанси, где окопался один из идейных коммунистов со своей армией, заставило красное командование выдохнуть с облегчением. Они окопались и на время затихли, ибо начался процесс перехода власти к Мао Цзэдуну, который пользуясь тем что связи с ИККИ почти не было, а все авторитетные коммунисты уехали через Синьцзянь в Москву на консультации, принялся продвигать свою политику, для начала обеспечив продовольственную безопасность путем посадки гаоляна на любую пустующую поверхность, благо он растет где угодно. Затем реорганизовал остатки красной армии и занялся обороной от изредка набегающих бандитов. И всё это время не переставая орал о том что нужно срочно что-то делать с японцами. Гоминьдановские генералы, сидящие по соседству и имеющие с ним негласный договор о перемирии, кивали, но в драку лезть не спешили.
Японцы, к тому моменту уже контролировавшие Корею, и наблюдающие за увлекательнейшим шоу под названием «гражданская война в Китае» решили не упускать такой роскошный шанс и, после уже классической провокации на железной дороге, провели полицейскую операцию по поимке виновных силами нескольких дивизий, случайно захватив попутно всю Маньчжурию и установив там марионеточный про-японский режим Маньчжоу-Го под началом Пу И (к слову, законным императором династии Цин). Начиная с 37-го года японцы планомерно захватывали китайское побережье, плодя всё новые и новые подконтрольные Японии государственные образования, вроде правительства Ван Цзинвея или поэтично названного Правительства Большого Пути Шанхая. На оккупированных территориях японцы себя вели так, что даже отъявленные эсесовцы из айнзацгрупп нервно курили в сторонке. Например, после Битвы за Нанкин, доблестные микадо перестреляли всех (!) пленных и вырезали ещё 200 000 мирных китайцев, причём два самурая особенно отличились, рубя китайцев катанами на скорость. Счёт был 107:101.
Китайцы противопоставить японцам могли только боевой дух, которого хватало не на всех, хорошее оружие, которого опять же хватало не на всех, и военное искусство, которое опять же, было не у всех. В итоге генералам надоело, что вместо войны с японцами они вынуждены отвлекаться на коммунистов, которые орут во все горло «давайте бить япошек вместе!», изловили Чан Кайши и после совещаний с Советским Союзом, было решено что отныне Гоминьдан и Китайская Красная Армия будут вваливать японцам вместе. Мао Цзэдун, кусая локти с досады, нехотя согласился. Почему? Потому что по его гениальному плану вместо этого СССР должен был объявить войну Японии и Гоминьдану, а Мао сидел бы в горах и смотрел на драку бумажных тигров. Но вместо этого СССР принял жесткий нейтралитет, а Мао пришлось драться с японцами самостоятельно. В ходе войны произошла масса подстав от КПК Гоминьдану и обратно, что ничуть не поспособствовало взаимному доверию. Однако временное перемирие между заклятыми врагами позволило надавить на остальных варлордов и сколотить хлипкий антияпонский альянс, что на войну влияние оказало слабое. Вдобавок, Гоминьдан терзали коррупция и кумовство, экономика балансировала на грани краха, часть толковых генералов, не вынеся условий командования деморализованной армией сбежали к коммунистам, часть сорвиголов, кому не понравилось у коммунистам перебежали в Гоминьдан, а у самих коммунистов наблюдались раскол (между марксистами и сторонниками маоизма, который в те годы только начинал оформляться), нехватка снабжения и людской силы. В общем, не смотря на акты героизма, китайская армия войну проигрывала. А японцы? А у японцев тоже не всё было слава богу: население Японии офигевало с закидонов японских милитаристов, которые фактически руководили страной и регулярно между собой срались (потому что на обеспечение сухопутных войск, авиации и флота ресурсов не хватало), воевать не рвалось и в целом хотело развивать коммерцию, промышленность, транспорт и т. п. Но, увы, военной машине требовались кадры, а потому всех, кто не смог закосить, загребали в армию, где махровым цветом цвели дедовщина и трибуналы за малейшую провинность. Понятное дело, в сложившейся обстановке появились и протестующие — например, Коммунистическая партия Японии, считающаяся (не без оснований) самой отмороженной из всех компартий. Она ещё с 1920-х годов пыталась вставлять палки в колеса японской военщине, прославилась изобретением шахидмобилей (да-да, первыми тактику заезда в полицейский участок на грузовике со взрывчаткой освоили японцы), выступала против введения войск в Маньчжурию и вызвала бурную реакцию репрессивного аппарата: к 1936 г. путем массовых расстрелов партия фактически оказалась обескровлена, но не сломлена: немногие уцелевшие соблюдая конспирацию помогали советским разведчикам собирать разведданные. Очень многие при этом поплатились жизнью.
Какое-никакое подобие порядка было только в боевых частях, где командовали поначалу довольно вменяемые генералы, ещё имеющие понятие о чести (и в частности, например, протестующие против применения новейших достижений отряда 731), однако от них быстренько избавились, а командование попало по большей части в руки отморозков, и Нанкинская резня тому подтверждение. Квантунская армия синекурой отнюдь не была — хреново вооруженная, с устаревшей доктриной позиционной войны, погрязшая в дедовщине и практически неуправляемая, она была обречена с самого начала, но об этом потом.
(Перенесено из статьи Западный варвар)
Китайцам, помогли Летающие тигры (отряд добровольцев из союзников) — 60 американских лётчиков и 200 человек персонала, — и около 712 лётчиков и техников, официально посланных Советским Союзом (в качестве неофициальной цифры сами китайцы называют две тысячи человек).
Примечания[править]
- ↑ А фактически попытки Японии взять контроль над Китаем начались в 1895 году, а локальные боевые действия и провокации шли с 1931 года
- ↑ Гражданская война в Китае — это отдельная песня, последний куплет которой еще не спет:
- С 1920 года в Китае шла война между сторонниками Сунь Ятсена (партия Гоминдан, контролировали юг страны, центром были города Шанхай и Нанкин, с 1922 года на стороне Гоминдана действовала компартия Китая(КПК)) и Бэйянскими милитаристами (группы полевых командиров, контролировали север страны и Маньчжурию, центр — Пекин)
- В 1927 году новый лидер Гоминдана Чан Кайши разорвал альянс с КПК и начал репрессии против коммунистов. Компартия ответила созданием партизанских районов.
- В 1936—1937 годах угроза со стороны Японии заставила коммунистов и гоминдановцев заключить перемирие до победы, но пакостить друг другу по мелочи они не переставали
- С 1945 года война возобновилась, при поддержке СССР китайские коммунисты закрепились на севере Китая, а затем начали продвижение на юг, закончившееся бегством Чан Кайши и его сторонников на Тайвань в 1949 году и провозглашением КНР
- С 1949 года и до конца 70-х годов китайцы с материка и китайцы с Тайваня периодически устраивали друг другу обстрелы и авианалеты.
- Последние 30 лет КНР и Тайвань ведут диалог об объединении
- ↑ Япония могла себе позволить любую наглость — ни Англия, ни Франция не имели возможности помочь Китаю военной силой, а США вплоть до 1941 года отказывались влезать в мировую политику. Советский Союз помочь Китаю мог, но не имел желания — лидер Китая Чан Кайши за несколько лет до вторжения Японии рассорился с местными коммунистами.
- ↑ По иронии судьбы наиболее масштабное техническое сотрудничество Китай вел с Третьим Рейхом. Теплоты в отношениях Берлина и Токио это, разумеется, не прибавляло
- ↑ Причем до такой степени, что младший сын Чан Кайши служил в Вермахте, стал лейтенантом и участвовал в захвате Австрии и Польши. Старший сын, к слову, служил в Красной Армии…
- ↑ Маньчжурия возвращалась Китаю на условии признания независимости Монголии и согласия на размещение в Маньчжурии советских войск. Как ни парадоксально, советские войска не столько помогали, сколько сдерживали китайских коммунистов, во всяком случае до 1948 года.
- ↑ С 1949 года Тайвань — единственная подконтрольная Гоминдану часть Китая. Отношения КНР и Тайваня мягко говоря натянутые.
- ↑ До 1970-х годов место Китая в ООН занимал представитель Тайваня