Московиты
Московиты — наименование жителей государства Московия (впоследствии, государство изменило название, позаимствовав старое имя Киевщины — Русь).
Этимология[править]
Название Москва, от которой и назван был Московской улус, ставший Московским княжеством, не вполне понятно.
Ясно лишь, что слово «Москва» выводится из различных финно-угорских языков. Формант -ва означает в коми языке «вода», «река» или «мокрый», хотя зачастую авторы финно-угорских гипотез атрибутируют это слово просто как «финно-угорское». Моск- можно объяснить из языка коми, где оно означает «корова», либо из фин. musta «чёрный, тёмный». К финно-угорской также относится гипотеза С. К. Кузнецова, рассмотренная ниже, увязывающая «Москву» со словами горномар. Мӧскӓ; луговомар. Маска, которые означают «медведь», и Авá, которое означает «мать».
С давних пор существует сомнительная гипотеза, что Москва — это Мосох (см. Гог и Магог)[1].
Этногенез[править]
Московиты происходят из смеси финно-угорских и славянских (словене, вятичи) племён со значительной примесью тюрков. К русам (норманнам-варягам) жители Московии непосредственного отношения не имели.
Христианские миссионеры распространяли молитвы на славянском языке, что способствовало переходу на славянский язык финно-угорских племён.
Типично финно-угорскими по происхождению являются «русские» песни-частушки, русский женский головной убор «кокошник», русская мужская сорочка-косоворотка, русская баня, русские лапти, русские пельмени (последнее слово на языке финно-угорского народа коми означает «хлебное ухо»)[2].
Филолог Александр Шаронов отмечает, что финно-угорские племена — летописная меря, мещера, мурома и эрзя составляли единый этнос, который стал подлинным основателем Древнерусского государства и этнокультурным субстратом русского народа.
Изменения название[править]
Изначально под Русью имелась ввиду Киевщина. Ещё Богдан Хмельницкий подписывался «Богдан Хмельницкий, держатель земли Русьской».
По каким причинам правители Московии, а вместе с ней и московиты, изменили название, не до конца понятно. Это могут быть и как претензии на территорию Украины, так и то, что у московитов была дурная репутация (см. ниже), и они решили изменить самоназвание как это часто бывало в истории России, и как явно будет происходить и далее.
Изменения названий могло идти и от западных книжников, которые отождествляли рутенов с московитами[3].
Описание[править]
Западные авторы уже тогда желали оклеветать славных наших предков, не понимая глубин нашей духовности и скрепности. Например:
Московиты, собственно говоря, варвары. Они подозрительны и недоверчивы, жестоки, прожорливы, скупы, плутоваты и малодушны, все они рабы, за исключением 3 иностранных семей, то есть князей Черкасских (Sirkache), владетелей одноименной области, имеющих огромные богатства, Голицыных и Артамоновича (Harthemonewich). Кроме того, они очень невежественны и не смогли бы ничего хорошего сделать без немцев (alemands), которых много находится в Москве. Они очень грязны, хотя весьма часто моются в особых помещениях, обогреваемых печами так сильно, что никто в мире, кроме них, не мог бы выдержать этого жара[4].
Отмечают западные авторы и знаменитую предпринимательскую жилку московитов:
В торговле они очень обманчивы, плутоваты и лукавы и легко могут надуть какого-нибудь простака или олуха[5].
Также:
В Московии некрещеные евреи жить не могут, потому, как говорят москвитяне, что было бы странно, если бы от них, москвитян, религией отличались те, в нравах и поведении которых оказываются не менее замечательная хитрость и способность к обману.
Ввиду всего вышеизложенного, является весьма естественное с нашей стороны недоумение: что именно составляет главную черту характера этого народа — жестокость ли, невоздержность ли или распутство? — так как блуд, прелюбодеяние и подобный тому разврат существуют в Московии вне всевозможных размеров, и едва ли даже законы определяют какое-либо наказание за преступление этого рода[6].
Аналогично:
Московиты, как уже сказано, неловки и неуклюжи с виду, но обнаруживают великую смекалку в торговых делах. Они исключительные обманщики и предатели, жены часто доносят на своих мужей его величеству, если те держат их в большой строгости и подчинении, обвиняя их в плутовстве, чтобы развестись с ними, вследствие чего мужья печальным образом попадают в ссылку, в Сибирь. Чтобы сократить доносы, в нынешнем году издали указ, по которому каждый, кто обвиняет кого-нибудь в тяжелом преступлении без приличествующих доказательств, должен быть подвергнут пыткам. Если обвинитель в силах их вынести, то обвиняемый считается виновным, если же нет, то ему присуждают за его слабость и ложь то же самое, что полагалось обвиняемому.
Народ в Московии завистлив и сварлив, употребляет в разговоре различные дурные, невоздержанные, бранные и постыдные слова.
У них существуют еще другие странности и суеверия при соитии; они считают большим грехом, если московит разделит ложе с иноземной женщиной, но легким и простительным делом, когда русская женщина отдается чужеземцу. Причина в том, что если родится от этого ребенок, его воспитают в московской вере, как бы не от того отца; в противном случае, когда отец московит, мать воспитает ребенка в своей вере[7].
О могучей Московской армии западные завистники писали следующее:
В набеги московиты обычно отправляются, собрав многочисленное войско, намереваясь не столько повоевать, сколько пограбить, причем военная дисциплина у них очень слабая, а то и вовсе не соблюдается[8].
Иностранцев особенно поражала неограниченная тирания эффективных мудрых московских государей:
Трудно понять, то ли народ по своей грубости нуждается в государе-тиране, то ли от тирании государя сам народ становится таким грубым, бесчувственным и жестоким[9].
Иностранцы, поэтому, удивлялись, почему московиты так якобы раболепски относятся к своим правителям:
Все московиты или русские довольствуются более состоянием рабским, чем свободным, выдающимся блюстителем которого они считают собственного государя. Ведь все они без различия, к какому бы сословию ни принадлежали, находятся в тяжелейшей зависимости (при этом личное достоинство ни во что не ставится), о чем будет сказано ниже, при описании деяний нынешнего государя[10].
И действительно, любимые народом московские правители просто напросто обратили в рабов основную массу населения страны. Так, в изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей. Тем самым, Уложение царя Алексея Михайловича лишило большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к рабу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Возникала цепь рабства — внутри семьи (домострой), рабство крестьян перед боярином, и рабство бояр перед царём.
Источники[править]
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Carlisle/text2.phtml?id=1780
- ↑ https://www.business-gazeta.ru/article/360699
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Fabri/frametext.htm
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus6/Nevill/frametext9.htm
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus9/Petrej2/text5.phtml?id=1101
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus13/Korb/text6.phtml?id=741
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus13/Strejs/frametext31.htm
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Olaus_Magnus/text11.htm
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gerberstein/frametext1.htm
- ↑ https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Gwagnini/text4.phtml?id=308