Злодейский гамбит
Некий персонаж — назовём его Васей — умирает (или как минимум с ним просто случается что-то нехорошее), чтобы его товарищи добились успеха. Вот только Вася не сам пожертвовал собой, а был принесён в жертву другим персонажем — скажем, Петей. Да и то, что Вася должен умереть ради Правого Дела™, решил не он сам, а всё тот же Петя. Надо ли говорить, что Вася, скорее всего, при этом не особо горел желанием отдавать концы?
Знакомьтесь, перед вами злодейский гамбит — злой двойник героического самопожертвования. Одновременно и его инверсия. Настоящий герой никогда не осмелится попросить пожертвовать собой даже просто левого человека. Злодей (особенно если он сильно отмороженный) может пожертвовать даже своим ближайшим союзником, не спрашивая мнения последнего. С другой стороны, напарник героя зачастую сам изъявляет желание пойти на смерть ради общего блага, в то время как подручные злодея обычно проявляют завидную волю к жизни.
В отличие от тропа «Послать на верную смерть» — данный троп служит более или менее масштабным целям. Убить чужими руками чтобы жениться на вдове к ним явно не относится.
Другой родственный троп — бей своих, чтобы чужие боялись. Разница в том, что своих злодеи «бьют» именно чтобы «чужие боялись» (или банально just for lulz), а не жертвуют ради достижения какой-то цели.
В военном деле, это называется пожертвовать пешку. Да-да термин из шахмат, изначально представлявших военную игру, где жертвы фигур — важный стратегический и тактический элемент, особенно символичным стал момент, когда жертвуют «быдло»-пехоту, а не благородного воина. Впрочем, и для благородного воина должно быть Великой Честью помереть ради монарха.
Примеры[править]
Литература[править]
- Если в историческом/фентезийном сеттинге условно злая сторона на переговорах соглашается на мир и обмен заложниками, то можно быть почти точно уверенным, что в дело вступает именно наша ситуация — заложниками они пожертвуют без особых терзаний, как только накопят сил для удара в спину.
- Один из примеров — у Корнуэлла Хэстен готов пожертвовать своим «сыном» (не удалось, Утред Хэстену не верит), а Гутрум — Рагнаром-младшим (удалось слишком хорошо — предательство было настолько успешным, что заложники переманили на свою сторону своих стражей).
- «Дневной дозор» — Завулон не моргнув глазом приносит в жертву свою любовницу Алису ради того, чтобы разрушить замыслы конкурирующей организации в лице Ночного дозора. Жестокость ситуации усугубляется тем, что сама Алиса была влюблена в него по-настоящему. Пожалуй, что субверсия, так как сорваны были замыслы планетарного масштаба, о которых и сам автор (позже серьезно пересмотревший свои взгляды на вселенную Дозоров) отзывался без особого восторга.
- Лев Прозоров, «Евпатий Коловрат» — ордынский тёмник Бурундай мягко и дружелюбно отправляет на смерть сотню, сделав её приманкой в охоте на немёртвых дружинников воеводы Коловрата.
- Михаил Старицкий, «Осада/Оборона Буши» (повесть и пьеса с одним сюжетом, кто из них кто — автору правки так и не удалось выяснить) — с прикрученным фитильком, так как главные герои убивают и себя тоже, но того факта, что они убили заодно и всех других защитников крепости, совершенно не интересуясь мнением большинства из них на счет этого гамбита Танатоса, это не отменяет. И да, они не стратеги, а решение принято в том числе на основе личных деструктивных порывов. И да, их надлежит считать героями и насквозь положительными персонажами.
- «Песнь Льда и Огня» — Русе Болтон отправил отряд под командованием Гловера, чтобы сократить число верных Старку лордов и их дружинников. Ведь свадьба на носу и лишние люди верные Старкам ему не нужны.
- Но ведь он жертвует чужих людей. Так что это не жертва. Это просто использование втёмную и убийство чужими руками.
- Старки нередко брали заложников из числа детей клановой знати горных племен. И столь же часто казнили их, когда родня решала, что восстанию таки быть.
- Рассказ «Пешки» Майка Резника из цикла «Боевой флот». Команда космического катера, часть флотилии, удерживающей ложный (и одновременно обходной) удар противника, смиряется с тем, что пешками жертвуют. Вот только хотелось бы им знать перед смертью, чёрные они или белые.
- Андрей Уланов «И вся федеральная конница…» — суть операции «Шекспир», проводимой разведкой Союза, вместе с Агентством Пинкертона. Сливать южанам данные о перемещениях войск Союза на Вирджинском театре военных действий, обрекая тысячи солдат на гибель, чтобы обеспечить успех наступления Гранта и Шеридана, которое рассекло Конфедерацию пополам, лишив её армию пополнений и снабжения.
Кино[править]
- «До первой крови» — игра в зарницу: посылая мальчика с приказом, рассчитывают на то, что он попав в плен обязательно проговорится и заманит противника в ловушку, но он несмотря на то что его повесили вниз головой не раскрывает военную тайну, в результате план рассчитанный на то, что он проговорится идёт насмарку.
- «Герой» — по мнению Императора, так сделал Безымянный, убив Облако, Ветра и Снег, чтобы получить награду и оказаться в десяти шагах от Императора, один на один. Он ошибся в двух вещах. Во-первых, Безымянный не убивал никого из мятежников. Во-вторых, он пришел не за тем, чтобы убить Императора.
- фильм «Троецарствие: Возрождение Дракона» — крутой генерал убелённый сединами, во время битвы оказавшейся безнадёжной обнаруживает, что его решили вместе со всем войском принести в жертву, чтобы выманить и отвлечь противника.
- фильм «Храброе сердце» — король сначала решает пожертвовать ирландцами, но они неожиданно для него переходят на сторону шотландцев, затем он приказывает стрелять по своей пехоте сцепившейся с шотландцами
Телесериалы[править]
- «Игра престолов» — приказ лорда Рамси Болтона (бывшего бастарда Рамси Сноу) стрелять по своей пехоте
- «Остаться в живых» — Бен Лайнус убивает Локка, чтобы собрать людей с острова вместе.
- «Ходячие мертвецы» — Шейн оставляет Отиса как приманку для ходячих, чтобы точно донести лекарства до раненного ребёнка.
Мультсериалы[править]
- «RWBY» — Рейвен Браннен. Хотя тут злодейский гамбит разыгрывается против еще больших злодеев…
Комиксы[править]
- Красный Череп — фюрер тропа.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- «Fullmetal Alchemist»: Эдвард Элрик, столкнувшись в тёмном лесу с гомункулами Гордыней и Обжорством, быстро нашёлся и ликвидировал все источники света. В абсолютно тёмном лесу Гордыня лишился своей способности к умбракинезу, а Обжорство тупо ослеп, в то время как в команде хороших парней были химеры, умеющие видеть в темноте, и пришельцы из империи Син, чувствующие потоки энергии, что позволило и тем, и другим мочить гомункулов совершенно невозбранно. Когда свет всё же вернулся, Гордыня понял, что их обоих уже кучу раз убили и вполне могут заковырять до окончательной смерти. Выход нашёлся быстро: Гордыня убил и поглотил Обжорство, чтобы завладеть оставшимися у него жизнями и умением находить противника по запаху, после чего объявил героям второй раунд.
- «Death Note» — именно после такого гамбита становится ясно, что судьба Лайта предрешена. Он заставил Такаду совершить самоубийство, после чего во время очной ставки ВНЕЗАПНО оказалось, что у него кончились надежные подручные.
- «Fate/Zero» — Токиоми приказывает Кирею отправить Ассасинов в самоубийственную атаку на трех королей. Едва ли он всерьез рассчитывал, что они кого-то убьют: задействовав свой Благородный Фантазм, Искандер перебил их без поддержки двух других. Но в результате он избавился от угрозы со стороны своего ученика… как ему казалось.
- Kill la kill — Рагё повержена, передатчик уничтожен, академия освобождена — ура, товарищи! Но вся ситуация кардинально меняется, как только недобитая Рагё произносит: «Нуй, принеси себя в жертву!»
Видеоигры[править]
- World of Warcraft: Battle For Azeroth — Сильвана, понимая, что Лордерон удержать не получится, приказывает всем покинуть город, а Вароку Саурфангу — стоять до последнего, сдерживая войска Альянса, и отдать свою жизнь, дабы дать всем остальным возможность спастись. Сильвана, конечно, персонаж весьма неоднозначный, но в плане пожертвования не по доброй воле, а по принуждению ситуация вполне подходит. После победы Альянса, впрочем, король Андуин Ринн приказал не убивать Саурфанга, а доставить его в Штормград.
- Dynasty Warriors, последние части (хотя по мелочи применяется во всех играх серии в половине сражений, вслед за реальной историей). Цао Цао приносит в жертву обороняющие Ханчжун войска, чтобы выманить Гуан Юя для атаки на юге и рассорить Лю Бэя с Сунь Цюанем. Между играми меняется отношение к этому самих генералов Цао — в одних играх они сражаются с уверенностью в победе своими силами, в других — понимают, что обречены, но героически стоят до конца, в третьих — сами вызываются отвлекать силы противника. В реальности, скорее всего, никакого хитрого плана не было, а Ханчжун был потерян из-за ошибок и самоуверенности.
Интернет-проекты[править]
- SCP Foundation — Повстанцы Хаоса настоящие короли этого тропа! Серьёзно, если бы Комитет Дельта начал издавать руководства по тактике для командиров Повстанцев, то на первой странице там был бы совет «Жертвуйте персоналом класса Альфа». Практически каждая операция и хитрый план Повстанцев сопровождаются применением злодейского гамбита. Зачастую очень успешно надо сказать.
- Фонд тоже частенько использует данный троп. Но они не злодеи.
Реальная жизнь[править]
- Тактика «живой волны» в чистом виде. Отправить в атаку несколько отрядов один за другим, пока противник будет разбираться с первыми отрядами, последние сократят расстояние и нанесут удар.
- Также стратегия «ложного удара», когда подразделение предпринимает атаку, с целью отвлечения внимания противника или чтобы заставить их использовать имеющиеся резервы в куда худших условиях.
- Более крупный пример — операция «Монастырь», проведенная советской разведкой в 1941—1943-х годах. В рамках операции, советский разведчик А. П. Демьянов, действовавший под легендой офицера генштаба, имевшего доступ к сверхсекретной информации. В рамках операции нередко сливались реальные данные, в том числе планы операции «Марс»[1]. Результатом стало катастрофическое поражение войск СССР подо Ржевом, но при этом Вермахт был вынужден использовать неприкосновенные резервы в виде моторизованных дивизий СС и дивизии «Великая Германия». Но это же поражение заложило основу для сокрушительного успеха операции «Уран» и окружению под Сталинградом армии Паулюса.
- Бой у северных народов зачастую начинался с того, что на противника спускали собак с упряжки, а сами брались за лук, чтобы обстрелять противника пока он занят собакам, и может не заметить прилетевшую стрелу (не сможет вовремя прикрыться крыловидным наручем-щитом из дерева и кожи)
- Вёсны и осени: правитель Цзинь породнился с правителем Ху отдав ему в жёны свою родную дочь, затем он спросил у своих советников с кем лучше начать войну, на что Гуань Цисы предложил напасть на Ху, за что князь Цзинь приказал казнить придворного посмевшего предложить такое — напасть на родственника. Затем когда князь Ху поверил в свою безопасность, он неожиданно напал на Ху, принеся в жертву и Гуань Цисы и свою родную дочь
- По одной из версий (с чем не согласны сторонники других версий): гибель Багратиона была не случайной и он был жертвенной пешкой при Бородино
- После расшифровки Энигмы, союзникам постоянно приходилось сознательно подставлять под удар немцев свои корабли, чтобы те не догадались, что все их сообщения читают.
- Британское командование неоднократно прибегало к дезинформации немецкого командования, забрасывая документы с «дезой» вместе с бойцами французского Сопротивления, проходившими подготовку в Британии — их направляли на заведомо раскрытые немцами явки.
Игры со штампом[править]
- Rurouni Kenshin: израненный Сисио Макото делает выпад катаной прямо сквозь Юми, заслонившую его собой, чтобы достать Кэнсина. Тот после такого фокуса откровенно охреневает[2]: мол, так ты и любимую готов предать, чтобы победить?! «Предать? Разве что в твоих глазах», — отвечает Сисио, после чего умирающая Юми, улыбаясь, говорит, что счастлива хотя бы так помочь ему в его главной битве, и обещает ждать его в аду.
- Хроники странного королевства — у шархи есть отдельное темное божество, ответственное за такие гамбиты: Тирми, злой двойник Байнена (видимо, отвечающего за борьбу за правое дело или что-то вроде того). Один из персонажей упоминает, что спутать эти два лика — куда хуже, чем Ма и Фо.
Примечания[править]
- ↑ Вторая Ржево-Сычевская операция
- ↑ «Охреневает» — это мягко сказано. Сисио не мог этого знать, но эта сцена практически полностью совпала с тем, каким образом Кэнсин много лет назад случайно убил свою возлюбленную Томоэ.