Слэш в творчестве Толкина
Оно конечно, кроме Курво,
Сынки у «Фени» [Феанора] не женаты,
Но хватит их, ей-богу, слэшить,
А то от папы прилетит!
Слэш в творчестве Толкина — феномен большого количества фанфиков жанра слэш по вселенной Толкина.
Подробности[править]
Старикан Толкин был очень старомоден, а также жил в XX веке, и по этой причине в его сюжетах непосредственно открытых отношений категории слэш не было от слова «совсем» (хотя отдельные сцены, кое на чей взгляд, вполне на такое тянули[1], поскольку большинство героев были мужчинами).
Однако когда появились фанфики, абсолютное большинство их содержало именно слэш. Как же так вышло, почему именно слэш оказался популярным?
Как-то не по-нынешнему всё…[править]
Как-то по-эльфийски тут всё… Даже у людей…
Причин здесь несколько. Так, женские персонажи в мире Толкина были, на взгляд современного человека, очень бегло знакомящегося с книгой, слишком слабо прописанными, и выполняли вторичные функции, в основном жены или возлюбленной при каком-то герое. По этой причине толкиновские женские персонажи некоторым читателям не особенно интересны: нет, дескать, драмы, нет ярких переживаний[2], которые стали бы основой фанфика.
Ну, или эта драма есть, но крупно недооценена поверхностными читателями, как в случае с книжной, канонической Эовин. Но и та хочет быть при Арагорне, а когда наконец убеждается в полной невозможности этого (сердце Арагорна уже занято, и точка!), то влюбляется в Фарамира и оказывается «при нём»; к этому-то вся её любовная линия и сводится. Толкин и по жизни был уверен, что женщина должна быть при муже, а не шарахаться по жизни абы как.
- А в ситуации с Арагорном и Арвен, чисто объективно и по канону, драмы на свой лад тоже вагон и маленькая тележка, но чтобы её заценить, надо крупно вникнуть в ПРИЛОЖЕНИЯ, — а лучше бы еще и в опубликованные черновики и наброски! — а не в сам текст «Властелина Колец». Потому что в самом тексте откровенно пропущено мимо. А кто, кроме самых упёртых фанатов, вдумчиво курил эти самые Приложения?! И прочие канонические доп.материалы. Не говоря уже о набросках и черновиках.
- И опять-таки, довольно-таки глубокая драма, связанная с парой «Арагорн + Арвен», никак не касается каких-то проблем между ними именно в чувствах и отношениях. Да, Арагорн и Арвен, волею отца последней, трагически разлучены на долгое время: Арагорну отказано в браке с Арвен, пока он не поможет привести Саурона к полному краху и этот крах Тёмного Властелина, как таковой, не произойдёт; Элронд так и заявил Арагорну: «Возвращайся королём, тогда и поженитесь»[3]. Но как раз между самими Арагорном и Арвен всё стабильно: он её абсолютно хочет, и никого другого, и она его — так же; и как только им наконец позволят воссоединиться (что в финале и случается) — явно не будет никаких бурь, сцен, заморочек,
битья посуды, начнётся неизменное «Долго и Счастливо». Оно-то и началось — и длилось, судя по Приложениям, ещё десятилетиями, пока Арагорн не помер от старости, а Арвен не «ушла за ним». Там фишка в другом…[4]
- И опять-таки, довольно-таки глубокая драма, связанная с парой «Арагорн + Арвен», никак не касается каких-то проблем между ними именно в чувствах и отношениях. Да, Арагорн и Арвен, волею отца последней, трагически разлучены на долгое время: Арагорну отказано в браке с Арвен, пока он не поможет привести Саурона к полному краху и этот крах Тёмного Властелина, как таковой, не произойдёт; Элронд так и заявил Арагорну: «Возвращайся королём, тогда и поженитесь»[3]. Но как раз между самими Арагорном и Арвен всё стабильно: он её абсолютно хочет, и никого другого, и она его — так же; и как только им наконец позволят воссоединиться (что в финале и случается) — явно не будет никаких бурь, сцен, заморочек,
А как с этим в приквеле?[править]
А в приквеле, то есть «Сильмариллионе» — который, в отличие от «ВК», и вовсе не беллетристика, а какая-то «помесь эпоса с учебником», что ли![5] — персонажей дофига, но они намеренно прописаны схематично (а кто жаждет деталей — тому опять же в доп. материалы)… И вновь не отпускает чувство, что темы «бурных переживаний именно на почве всяких любовей-морковей» автор в основном намеренно избегал.
- Проблемы по этой части сводятся лишь к таким, которые, примерно, бывают в традиционных эпосах: например, папочка девы — расист и ставит влюблённым палки в колёса, мешая воссоединиться, но потом, видя, какой молодец этот парень, папуля устыжается и благословляет брак[6].
- Или эльфийский князь докапывается до той же самой девы, пока она, сбежавшая от папы, сидит у него в «почётном плену», но сердце девы занято, да и моральный облик этого князя внушает деве сильные сомнения, а оттого её ответ неизменен — «Нет». Проблемы случиться не успевают — верный
бусый волкволшебный пёс спас деву из этого плена. - Ну а личные проблемы означенного папочки той же самой девы, — спесивого коронованного козла, — и богини[7], которая в него влюбилась и стала его женой (и эту-то деву ему и родила)… Богиня вся из себя такая правильная и благородная, в книге она почти не описана, но на подтексте так и чувствуется, какая у неё огроменная харизма и самоуважение. С этаким муженьком у неё просто обязаны были быть некие тёрки!.. Намёк на это оставлен, но не более чем смутный намёк. Ничего не описано, не детализировано. Додумывайте как знаете. А потом этот козёл-король погиб от рук гномов по своей ВОПИЮЩЕЙ глупости (так и не отказался от своего расизма![8] Ну и ответил за базар![9]), а богиня покинула смертные земли (нет, не померла, это ей слабо́; просто вернулась к себе на родину) — и теперь она всю вечность будет тосковать по погибшему мужу-мудаку в краю богов. И вся любовь.[10]
- Или одного из героев Саурон (на более раннем этапе своей
карьерыбиографии, чем в ВК) шантажирует «шансом воссоединиться с возлюбленной» — насквозь липовым шансом, разумеется. - Или один горе-герой болен на голову, обижал свою жену, она от него сбежала, он помчался её «ловить», и нарвался на этом, причём летально.
- Или его сын-говнюк очень хотел девушку, но она любила другого (причём возвышенного героя), отчего говнюк решил записаться в предатели, а её «попросил себе» в качестве награды (но, разумеется, не получил, по объективным причинам).
- Или девушка была влюблена в другого горе-героя, а он её упорно «не замечал», и так продолжалось, пока она, по его же глупости, не попала в плен и не погибла от руки врага. Тут он сказал «Ах!», да поздно.
- А потом он же взял да замутил инцест с собственной сестрой, не зная, что это сестра (единственный по-настоящему острый казус на всю книгу)… но эта линия как раз не порождена Толкином с нуля, а откровенно слизана им из «Калевалы» (от которой профессор был без ума).
- Или (лишь в доп.материалах) другой эльфийский князь и смертная книгочейка всю жизнь так и не воссоединились, так без толку и похаживали друг около друга — не желали допустить романа однодневки с вечностью, «потому что слишком уж различен путь двух народов». Банально — князь не хотел долгие эпохи жить тоскующим вдовцом, а книгочейка не хотела его в такое ввергать.[11] А в основном тексте этот князь упомянут только по имени и лишь пару раз (потом погиб), а про книгочейку автор и вовсе ни гугу: не нашёл места[12].
- И… кажется, в общем-то, и всё. А при всём при этом, собственно про чувства — и тут ни мур-мур, кроме лишь двух вариантов: 1) стандартное эпическое «очень любит, очень хочет, очень верен, и она ему — так же»; 2) он ку-ку, жаждет определённую женщину, готов на любую хрень ради обретения её, но ему шиш. Многим нынешним людям, которые привыкли ждать от фэнтези совсем другого — маловато будет!..
А про личную жизнь БОЛЬШИНСТВА персонажей автор и вообще ни слова: она просто была, какая ни на есть, — раз жёны налицо, — и отвяжитесь.
А ряд очень заметных эльфов и вообще не женится, «ввиду гордыни своей» (у слэшеров, ясен пень, другое истолкование).
Проблем же на весь том наберётся много — политических, магических, философских, этических, — но они, по большей части, уж никак не насчёт чувств-с.
Нехорошо жить хоббиту одному![править]
А в «Хоббите», написанном лет за 15 до «Властелина Колец»? (ВК — сиквел «Хоббита».) А в «Хоббите» абсолютно все темы «касаемо чувств» — они так и вовсе пропущены, от слова «напрочь». Потому что эта повесть вообще не про то. Это, во-первых, чисто мужская история о боевом путешествии, а во-вторых, еще по совместительству и детская книжка.
Теперь рассмотрим повествование в целом, во всей саге. Бильбо — поздняя молодость которого описана в «Хоббите» — так и не женился всю жизнь… Гм, гм… И жил годами в одном поместье с племянником… Ну-ну… Причём у племянника — тоже никаких романов и никаких попыток найти себе невесту… Так-так… Допустим, оба барина — старый и молодой — иногда потрахивают добросердечных крестьянских вдовушек (хотя собственно в повествовании об этом ни слова — это ж вам не Сапковский, а Толкин)… Но — и только? Ничего кроме этого?.. «Вряд ли», — сказали слэшеры.
Брат за брата?.. Или всё-таки…[править]
Также влияет и то, что братские близости ряда героев также выглядят по современному восприятию проявлением именно задоисследования, поскольку как-то не принято, чтобы мужики нынче были настолько близки[13], и их действия вызывают подозрения в наличии слэша.
Одна только линия «Фродо и Сэм» чего стоит!..[14] При том, что автор — человек ОЧЕНЬ традиционных взглядов. И скажи ему кто-нибудь «А Фродо с Сэмом случаем не тово, не сево?..» — автор в ответ яростно рявкнул бы «Да вы что, охренели?! Это просто „Господин и Слуга“, как в некоторых рыцарских легендах![15] Причём слуга столь верен и предан, что уже прямо почти побратим, то-то хозяин с ним и обнимается! А вы что подумали?!».
- Ну, это даже не вопрос, что именно слэшеры подумали…
- Сэм, вернувшись из эпического похода, женился на милой крестьянской девушке, на которую давно поглядывал — и за последующие годы настрогал ей больше десятка (!) детишек. Но слэшеры сказали: «А одно другому никак не мешает, если вдуматься».
Итог[править]
В итоге самые популярные темы фанфиков именно слэшевые:
- Торин и Бильбо
- Леголас, Арагорн и Гимли в разных комбинациях
- Хоббиты
- Маэдрос и Фингон (Руссингон)
- Саурон и Келебримбор
Примечания[править]
- ↑ Разумеется, вопреки упорному и неизменному мнению самого автора. Убеждённый, ревностный католик Толкин и хоть какое-то оправдывание или протаскивание содомии™ — две вещи несовместные.
- ↑ Та же Галадриэль, казалось бы, исключение (очевидно, например, что уж скорее Келеборн при ней, чем она «при нём»). Но при поверхностном знакомстве с материалом, — без погружения в философские и этические глубины, связанные с темой Кольца, — «Галочкина» даже-не-драма-а-трагедия (с относительно хорошим концом) никого не впечатлит, да к тому же не затрагивает дела любовные: у неё с Келеборном по этой части всё по видимости ровно и гладко, никаких бурь и потрясений; а если и есть какие-то проблемы, трения («Галочка» сильна нравом и магией, да еще и бывшая воительница; а Келеборн личность амбициозная, самую чуточку вздорная, недолюбливающая гномов), то это, во всяком случае, не показали читателю, оставили вне действия.
- ↑ Такой прикол прокатил потому, что Арагорн — из долгоживущего (особо одарённого Небесами) людского этноса. Думаете, ему «что-то около сорока»? Ха-ха, вас шокирует его подлинный возраст… Ну а Арвен и вовсе не стареет.
- ↑ Кто прочёл доп. материалы, тот в курсе. А в экранизации вся драма (никак с «превратностями любви» не связанная! Чисто фэнтезийная, метафизическая, как, по сути, и в книге!) всё равно искажена и опошлена, и частично дофантазирована сценаристами,
чтобы хоть каких-то зримых проблем нагнать, причём немножко «не в ту сторону». А кто из зрителей этим искажением возмущался? Полтора гика. Остальным пофиг, они же просто не в курсе; им сошло и то, что было на экране. - ↑ И к тому же допилен до читабельного, компактного и непротиворечивого состояния не самим Толкином, а его сыном Кристофером и писателем Г. Г. Кеем. Сам Толкин так за всю жизнь и не сподобился довести до ума историю Первой Эпохи (в ВК описан конец Третьей), хотя переписывал этот свод черновиков так и сяк чуть ли не каждые несколько лет.
- ↑ От этого-то брака происходят и Арвен, и Арагорн — по разным линиям. Спокойно, никакого «инцеста» в этом нет (Толкин НЕНАВИДЕЛ инцест): ведь эльфийка Арвен — всего лишь праправнучка той девы, зато человек Арагорн происходит от оной же девы через ТА-А-АКОЕ невзъебенное количество поколений, что о каком-либо «инцесте» говорить просто смешно. Спустя восемь тысяч лет (!) сошлись вновь две линии, только и всего.
- ↑ Назовём её для простоты так, хотя Толкин был ярый католик и настаивал, что Бог только один, а Его бессмертные слуги — это так себе, Великие Духи и малые духи: вроде архангелов и ангелов, только без крыльев. Ну вот означенная госпожа Мелиан как раз из числа «малых духов».
- ↑ Но после лицезрения великих подвигов и неслабых достоинств своего зятя-человека — сей король подумал «Во я сглупил-то!», после чего сделал исключение для людей (поставил их наконец-то в своём воображении «вровень с эльфами», а не ниже) и… обратил свой расизм уже исключительно на гномов. Ну и доигрался.
- ↑ Но там были и другие заморочки. Гномы тоже не ангелы (и это совсем другая история)… Кстати, и Келеборн (муж и соправитель Галадриэли), и Леголас (лишь поначалу), и Леголасов папочка Трандуил недолюбливают гномов, В ЧАСТНОСТИ, именно за убийство ими, гномами, этого короля, каким бы он токсичным ни был.
- ↑ В семьях великих, очень-очень значимых эльфов и еще пару раз случались проблемы… описанные, впрочем, буквально по чуть-чуть, больше на намёках. Например, папа Феанора, упомянутого в эпиграфе, ВОЗМОЖНО, чем-то сильно достал свою жену Мириэль — она вдруг ни с того ни с сего умерла (это в Краю Богов-то!), а ее посмертная душа ОТКАЗАЛАСЬ ВОЗРОЖДАТЬСЯ (!!), то есть отказалась вернуться к мужу (!!!). И пришлось этому Финвэ жениться на другой, а ему в виде особого исключения (!!!!) это разрешили. Именно Мириэль (а не новая жена Индис) родила этому странному типусу знаменитого Феанора — а тот, когда подрос, вконец достал свою жену Нерданель присущими ему понтами. И опять, опять — деталей почти нет, во всех этих случаях додумывайте сами, не маленькие! Толкин, говорят, однажды сказанул при свидетелях: «Писать надо так, чтобы за каждым написанным словом угадывался минимум десяток ненаписанных». То есть, дескать, всё разжёвывать — это, по его мнению, был негодный путь.
- ↑ А он еще и провидел (больший или меньший дар прорицания у сильных magic users, особенно у эльфов — это у Толкина направо и налево), что с высокой вероятностью погибнет на войне. Ну так и подавно не желал разбивать сердце Андрет.
- ↑ Её линия всё равно была бы «уж слишком побочной». А потому, типа, нафиг.
- ↑ Особенно на фоне современных открытий (типа гомоотрядов в Греции), как бы приучающих видеть везде это самое.
- ↑ Причём Фродо и есть упомянутый в предыдущем разделе ХОЛОСТОЙ «молодой барин», живший долгие годы в поместье своего ХОЛОСТОГО дяди Бильбо.
- ↑ Ну а нюанс «Фродо и его старший родственник Бильбо — подчёркнуто деревенские помещики, а ни в каком месте не рыцари» — это намеренная игра Толкина со штампом.