Саурон
Благодаря подлости и трусости Мелькора, Саурона побеждали уже десять раз — каждый раз то поступало недостаточно силы из незримого мира, то простой железный меч наносил раны будто клинок самого Арнора, то бродяжка, которого Жестокий хотел допросить, не прячется ли эльфийский патруль, оказывался равным по силам с майя.
Саурон — персонаж вселенной Властелина колец, темный лорд, главный антагонист трилогии, борьбе с которым посвящена история. Интересно, что книга названа фактически титулом Саурона — именно его называли Властелином колец, так как он создал Кольца власти, вокруг которых строится все повествования, что является весьма редким явлением (обычно книги не называют по антагонистам). Имя его происходить от слегка изменённого Sovereign, что значит Властелин.

Во второй эпохе был известен как Халбранд, хотя некоторые по ошибке считали, что он — предводитель орков Адар. В силу того, что он являлся божественных духом, по сути полубогом, он мог не спать и не есть, но иногда предпочитал отдыхать как простые люди. По мере врастания в материю это изменилось.
История[править]
В ранний период развития Средиземья был слугой Мелькора, некоего злого бога, который решил пойти войной на эльфов из Валинора и установить свои порядки. Мелькор командовал разными злыми существами, типа орков, гоблинов и драконов, а его правой рукой и команданте нескольких важных крепостей был Саурон. После поражения Мелькора в войне с Валинором и его заключения в тюрьму за пределами мира Саурон бежал в Средиземье и долгое время скрывался. За следующие годы обладал множеством имён, не очень любил называть своё настоящее имя Саурон, предпочитая такие имена как Зигур, Артано, Гортаур, Олорин и др.
Весьма и весьма почитал ковку, и занимался ею в свободное время, так как считал её высшей формой искусства:
Однако даже занятый своим особым проектом, он всё равно по меньшей мере раз в несколько дней оказывался в этой самой кузнице Аулэ и начинал там усиленно ковать. Делал всё подряд — обычно просто мечи или кольчуги искусной работы из особой промифриленной стали.
Никакой системы в его ковке не наблюдалось — похоже, стукание молотком по железякам, разогревание горна и смешивание металлов было для него не столько работой, сколько отдыхом — пусть в результате и получились крайне качественные продукты, которые не стыдно выдать и вождям.
При этом для своей работы он использовал мистические силы аспекта Порядка:
Он был майа, аспектом Порядка, а оттого при ковке вдвигался в самую суть материи, наблюдая за её глубинной структурой. Точными ударами молотка и магическими воздействиями он направлял каждую частицу в сплаве или результирующей форме в идеальный Порядок, так что выкованное таким образом оружие отличалось особой остротой и не разрушалось, а доспехи могли выдержать десятикратный удар — хотя и времени уходило на каждый такой предмет немало.
Далее Саурон прибыл к эльфам, где в то время правил король Келебримбор, и представился эльфийским кузнецом, который пришел чтобы помочь развивать королевство. Затем он представил проект по созданию Колец власти, которые давали бы определенную силу и магические способности — 3 для эльфов, 5 для гномов и 9 для людей. Но когда кольца были сделаны, Саурон отступил в государство орков Мордор и создал последнее Кольцо власти, которое носил сам, и которое давало ему власть над всеми остальными владельцами Колец — так злодей намеревался захватить все Средиземье.
В итоге люди и эльфы единым фронтом напали на Мордор и победили армии Саурона. Но сын короля людей Элендила Исильдур отказался уничтожать Кольцо Саурона, решив забрать его себе как трофей. В итоге Саурон не был побежден окончательно, так как он жив покуда существует кольцо. После смерти Исильдура кольцо потерялось и попало к странному существу по имени Голлум, который за счет магии кольца прожил значительно дольше, чем должен был. Потом это кольцо нашел в ходе своего путешествия хоббит Бильбо.
Саурон все это время восстанавливал Мордор, в котором находился в виде духа (большого огненного глаза на вершине башни), и отправлял своих слуг на поиски Кольца, так как с его возвращением приобрел бы значительную силу и легко бы завоевал Средиземье. В это время эльфы закрылись в своих королевствах, гномы также, среди людей пропали старые короли и пришли к власти жадные наместники. В итоге на момент действия романа «Властелин колец» по сути противостоять армиям Саурона уже некому, и единственная надежда победить его — это ликвидировать Кольцо, так как с ним умрет и Саурон.
В итоге после событий Властелина колец, когда главное Кольцо было ликвидировано, полностью прекратил свое существование.
Однажды он решил атаковать эльфа Финрода, в результате чего произошло сражение Финрода и Саурона.
Шибболет Феанора[править]
В этом же тексте, наиболее последней версии легендариума Профессора, роль Саурона заметно изменилась. Здесь он был раскрыт как помощник Первого Дома, который стал учеником Феанора и отверг предложение Моргота встать на сторону зла. Во время истории с Светочем он планирует собственное освещение, которое позволит качественно освещать внутри домов, фактически создавая некий магический аналог электричества, с которым он оказывается внезапно плотно связан; он понимает, что прямо конкурировать с мудростью и величием Феанора едва ли получится.
И тогда Саурон понял — насколько бы совершенным не было великое Светило, что призвано заменить безвременно павшие Деревья, но как и те самые Деревья оно не сможет осветить весь мир — ведь если на пути старого света находились растения или здания, за ними было темно, как было темно и в домах.
При этом в силу того, что пророчества рассматривают все варианты развития событий, Валар сильно опасались того, что Саурон начнёт ковать и создаст своё легендарное Кольцо всевластья, что создаст немало проблем. Из-за этого они неоднократно пытались помешать ему ковать разными хитрыми способами. В частности, лично Манвэ пытался помешать Саурону ковать, для чего вынудил того отправиться на изнурительное патрулирование моря, полагая, что это его отвлечёт — но ничего не помогло.
Он едва не опоздал из-за того, что Феанор весьма поторопился с освещением — но смог вовремя представить прототип, хотя и не нашёл идеальный проводник для своего замысла.
Тем не менее именно его попытка начать ковать во время Возведения Света приводит к беде — орёл пытается предотвратить непозволенное, и сбрасывает его на камни, после чего за ним прыгает Адар, который полагает, что того хотят убить, в результате чего получает смертельные ранения и вскоре погибает, что приводит к ярости Глаурунга. После этого его проклинает Манвэ, который прибывает на орле и оказывается разозлён тем, что праздник возведения света оказался просто осквернён, запрещая ковать на тысячу лет:
По воле Старого Короля отныне и сроком на тысячу аманских лет тебе запрещено — приближаться к кузницам на расстояние ближе, чем десять метров, брать в руки молоток, постукивать по металлу, выплавлять и создавать сплавы, иным образом приступать к ковке. Если же нарушишь высокое решение Старого Короля и Валар, то ждут тебя беды и проклятия, как и весь этот мир.
После этого он изгоняет Саурона в земли Кулукмаиэль, где велит там заняться местной пасекой. Феанор пытается опротестовать изгнание, однако в ответ на это сам Саурон говорит, что принимает наказание, и говорит что Манвэ мог наказать его и более жёстко: К тому же, он и меня мог превратить в пчелу на тысячу лет, но хоть этого не сделал.
При этом сам Саурон продолжает втайне ковать звёзды Феанора, так как жить без кузнечного мастерства просто не считает возможным. Его посещает Феанор, который приходит его поддержать, и при этом рекомендует ему для отдохновения начать рыбачить, что сохраняется в сознании кузнеца. Он обещает ему подарить ценную удочку. Затем приходит Ариэн, и в это время на пасеку нападают пауки, которые как раз решили пожрать весь свет в Валиноре. Майар прячутся в трубе, где им удаётся спастись от огромных пауков (которые в трубу просто не могут пролезть).
Когда Феанор совершает Исход, а затем и Финарфин с благословения Валар решает покинуть Аман и отправиться на войну с братом, Саурон также бежит в Белерианд, где встречается со своим старым знакомым Феанором. Он присоединяется к Первому Дому, и становится тем, кто придумывает титул Императора Нолдора, который становится для Феанора сигнатурным. В свою очередь сам Саурон становится главой новой религии и приобретает статус верховного понтифика нолдор, и одновременно божества.
Вообще Саурон был весьма годным богом — он проводил всё время на земле, мог и закусить с эльфами, или сыграть на скрипке. Вот это — нормальный качественный бог, а не высокомерные валар, которые сидят на своей горе, и тем более не Эру, фигура уже практически мифическая.
Во время первой битвы за Финвэтронд он вовремя распознаёт коварный замысел Ородрета, после чего посредством магии защищает дополнительно ворота, так что магическое копьё не смогло ворваться внутрь и поразить множество эльфов взрывной волной. Дальше сражается с арфингами. Постепенно Феанор начинает относиться к нему, как к младшему брату:
Чисто формально Саурон был многократно древнее и старше, чем он, но опыта, в том числе в боевых действиях, ему явно не хватало, поэтому Феанор воспринимал его скорее как младшего брата, да и человечье тело, которое использовал майа, этому способствовало — хотя на практике Саурон был способен победить в рукопашном любого эльфа, и вид был его обманчив.
В дальнейшем сопровождает Феанора во время его похода на Восток, и даже оставался с ним во время его дальнейшего путешествия к Озеру Пробуждения (когда большинство эльфов получили приказ немедленно вернуться в Финвэтронд). Однако после того, как Феанор решает связаться с чародеем, он возвращает Саурона обратно и назначает его десницей Маитимо. Его же сын уже выдаёт Саурону куда больше титулов, в числе которых: Десница Императора, верховный понтифик Средиземья, он же его живой бог, Великий Князь Теплообмена, малкадор Империи — носитель императорской печати и хранитель знамени.
Саурон уже стал и по духу и по факту нолдо, а его способности обещали сыграть решающую роль в судьбе их народа. Кончено, пока ещё, полагал Феанор, он лишь неоперённый волчонок, но наступит час его вселенской славы.
Но после установки Трона и особой активности он начинает понимать, что его тело врастает в материю, и оттого он теперь сильнее устаёт и ему требуется больше отдыхать. Он начинает задумываться над обретением власти над плотью, которая могла бы решить этот вопрос, но за постоянными проблемами вспоминает об этом нечасто. Во время разведки он посещает монастырь Таур-ну-Фуина, где узнаёт про формирование в мире эрувианства, а кроме того, находит место в горах, в которых затем будет построен могучий город нолдор Гондолин.
В дальнейшем Саурон устанавливает связь с гномами из Ногрода, отправившись туда и проведя переговоры с местным королём, а заодно выяснив, что там совершенно нет мифрила. После этого он предлагает осуществить сотрудничество, и предлагает позволить гномам добывать мифрил в Финвэтронде в обмен на добрые отношения. Сам он весьма положительно и высоко оценивает гномов, которые некогда были сотворены самим Аулэ, и полагает, что с ними обязательно надо налаживать качественные контакты.
После этого он занимался хозяйственными делами в Финвэтронде в отсутствие Маитимо, который отправился на строительство Стены, и вместе с Норэмэлдо занялся тренировкой почтовых воронов, которые должны были стать важным способом связи между нолдор.
Пытается остановить Карантира от гибели на Троне и сражается с ним в тронном зале, что провоцирует Шторм. Когда он заканчивается, направляется вместе с Карантиром на исследование аномалии, которая оказывается ловушкой Эру, после чего тот уничтожает тела Карантира и Саурона. Однако чародей спасается за счёт чёрного мифрила в составе сети Трона, который позволяет ему избежать гибели ещё и духа. Он добирается до Трона, где снова восстанавливает своё тело.
В дальнейшем происходит серьёзный инцидент — Саурон погибает при постройке башни, и его дух оказывается на востоке, в вольном городе Салкинор. Он знакомится с лордом Эрролом, и договаривается о сотрудничестве, затем же направляется по разным городам, и наконец на долгое время оседает в Гондолине (так как его в это время заменяет Ариэн, и он сам полагает, что его просто заменили на кого-то ещё). Только после битвы с пауками он возвращается полноценно в Финвэтронд, по пути обзаведясь парой щенков. Когда в столицу прибывают монахи, которых он когда-то пощадил, он становится их духовным лидером и даёт им несколько весьма полезных советов.
Он восстанавливает свой статус понтифика и первым делом качественно отдыхает на своей пасеке, которую эльфы всё это время поддерживали в хорошем состоянии. Здесь он размышляет о происходящем и вспоминает про Аман.
Узнав про поход за Сильмариллами, возмущается, но Маитимо грозит серьёзными карами в том случае, если он ещё один раз решит покинуть пост и отправиться куда-то не туда. После этого он пишет письмо Эрролу и спрашивает его про Владыку Изменений, и получает довольно подробный ответ, а также приглашение посетить снова вольный город.
Описание[править]
По сути является первым в фэнтези примером такого явления, как Темный лорд или же Темный властелин. Выглядит характерно — устрашающего вида великан в черных доспехах, лицо скрыто большим черным шлемом, командует армиями отвратительных орков, интересуется захватом власти над миром и контролем над всем живым.
Интересно, что в письмах Толкина говорилось, что в отличие от Мелькора, Саурон был магом, который стремился к осуществлению абсолютного порядка под собственным началом, таким образом если Мелькор был воплощением разрушительной силы, которая ничем не ограничена, то Саурон был диктатором, который желал не уничтожать, но подчинять и контролировать абсолютно всё под своим началом (символом подобного контроля стало Всевидящее око Саурона, которое было способно обозревать всё с вершин огромной черной цитадели).
В тех же письмах также говорилось, что в случае победы Саурона он бы обеспечил неплохое существование побежденных народов и даже позволил бы существовать нуменорцам (которые его некогда победили и унизили), однако лишь при том условии, что все бы признали его Богом-Королём и верховным правителем, управляющим судьбами мира. В целом возможно что и не самый плохой вариант, по сравнению с властью Валар, которые после наезда короля людей просто затопили их остров, убив значительную часть населения. Однако в самой книге Саурон уже предстает как типичный Хаотически Злой монстр, сеящий хаос при помощи полчищ орков и едва ли несущий хоть что-то хорошее.
Саурон индус[править]
Продолжают поступать новости о долгожданном втором сезоне «Колец Власти»! Наконец-то мы узнаем, как Аннатар совратил эльфов с помощью песен и танцев!
Гениальный сюжетный ход из второго сезона сериала Кольца власти, где внезапно оказалось, что тёмный властелин Саурон в своей истинной форме является индусом. Внешность актёра подходила для индийского фильма, но уж точно не для эльфа Саурона, который за счёт грамотного применения магии хорошо маскировал свою пагубную сущность и выглядел так же, как и остальные эльфы.
Видимо, идея такая пришла в голову сценаристам из-за того, что исторически Саурон много властвовал на Востоке, следовательно решили они и сам должен обладать незападной внешностью. Ну что же, теперь такой новый канон, остаётся только смириться (хотя всё же облик из Shadow of Mordor тёмному лорду подходил лучше).
Сие откровение вызвало немало мемов и шуток, например на тему того, что такой восточный Саурон будет ездить на слоне, а не на лосе, как модник Трандуил.
Военная тактика Саурона[править]
В оригинальном тексте Саурон, несмотря на своё божественное происхождение и высокую сущность, отличается весьма хаотичным и бессмысленным стилем ведения войны. Дойлистски это объясняется тем, что писатель был лингвистом, а не специалистом по военному делу, и по этой причине получилось некачественно и недостоверно — да и по жанру произведение это эпос, а не реализм.
Даже независимые аналитики отмечали, что Саурону следовало бы научиться воевать у какого-нибудь попаданца:
…судя по битве за Минас-Тирит он не знает даже основ, кроме зерг-раша, а если бы он зафокусил Гэндальфа, а потом лучников, назгулы на драконах спокойно бы разобрали все остальные войска
Однако Немировский в своём разборе показывает, что вполне вероятно Сауроном двигал грамотный расчёт — он понимал, что необходимо сражаться на за земли, а за мистическое влияние, и специально гнал кольцо в Мордор, где любой из итогов привёл бы к тому, что влияние его оппонентов было бы удалено из мира.
Интересные факты[править]
- Когда начались съемки сериала Кольца власти с очень сомнительным выбором актеров, комментаторы стали предполагать, что Саурона могут сделать белым мужчиной (так как он злодей) или наоборот трансом, чтобы соответствовать повестке. К счастью, Саурон является гигантским огненным глазом и по сути духом, поэтому вряд ли получится с ним это сделать (что не сказать о бедных эльфах).
- Так и вышло: оказался белым эльфом.
- В том же сериале символом Саурона оказалась схематическая карта Мордора и гор рядом с Минас Тиритом, что однако напомнило также трезубец, который является гербом Украины, что вызвало забавные комментарии от политизированных аналитиков:
Коварный Саурон погубил брата Галадриэли и пометил его тело символом, смысла которого не могли прочесть даже мудрейшие, но... который понятен каждому в России, хехе...
Юмор[править]
Майа, который выжил[править]
См. также[править]
- Око Саурона
- Большая игра Саурона
- Чёрная жижа (Саурон)
- Саурон в попе
- Саурон выступает перед орками
- Саурон — тот, кто вошёл в Средиземье