Джону повезло. Он смог избежать попадания тяжелых снарядов и бросил в подвал. Он увидел мирных граждан, что точно так же жались к стенам, и решил, что не к лицу в такой ситуации показывать пример трусости. Он встал как Капитан Америка во всей славе истинной воина-защитника Британии, того самого воина, что защищал могучий Морской Флот и наводил ужас на весь мир продуманными кораблями. «Как восстающий в Мощи!» подумал воитель, вспомнив персонажа детской сказки, что он читал некогда в доме бабушки, который был изображен точно так же. Джон в молодости был большим поклонником творчества Толкина. Прошло 30 лет с момента, как он закончил школу, но иногда странные сказки всплывали в его памяти, словно нефть, обладающая столь высокой силой, что оказывающаяся неизменно на поверхности воды. Так и творения Толкина вязко покрыли его память, и он представлял себя урук-хаем Сарумана, что нес прогресс и мир в отсталый мир Святым Огнем Сарумана, который прекрасно отвечал представлениям о Господе Боге. О этот мощный старик-инженер с огромный седой бородой, подлинный Мессия…
Саруман (кв.Курумо, синд.Курунир, гобл. Сарумян) — важный персонаж романа Властелин колец: сменивший свою ориентацию радужный маг, поначалу белый маг и глава Белого Совета 5 магов, посланных с Запада в Средиземье на помощь местным жителям в Борьбе со Злом, возглавляемым магом по имени Саурон. Наведя справки про Кольцо всевластья, Саруман тайно решил при удобном случае забрать его себе ради получения власти, вместо того, чтобы по-честному уничтожить. Так, под гипнотическим влиянием Кольца и собственной гордыни Саруман постепенно стал коварным и могущественным злодеем, манипулировавшим рядом важных людей ради установления и укрепления собственной власти. Для своих целей Саруман занял крепость Исенгард, вокруг которой организовал тренировочный полигон для орков и иной нечисти.
Саруман отказывается сдаваться
Саруман выходит на контакт с Мордором в погоне за властью
Разница менталитетов
Когда спалил агентуру…
Один из главных антагонистов в романе «Властелин Колец». Майа из свиты Аулэ, как и Саурон, но существенно слабее. Знает и соблюдает все Правила злого властелина (хотя это его и не спасает) и ходит в белом, а потом в радужном. Умеет убеждать несогласных с ним с помощью магического Голоса (который позволяет подчинить практически кого угодно). Ходячий пример величественного падения — от полубога до застрявшего в человеческом облике грязного вожака разбойников.
В ранних вариантах носил имя Сарамонд. Создан Толкином как Макбет в Средиземье — ради образа леса, свергающего правителя-злодея (в «Макбете» этим лесом были враги под прикрытием веток, а во «Властелине» — древолюди (энты и хуорны).
Выглядит в целом похоже на Гэндальфа, а именно седобородый старик больших лет, снабженный магическим посохом и одетый в белые одежды. Правда, после того, как Саруман решил претендовать на власть, он стал называть себя Саруманом Многоцветным (of Many Colours), что позволило Гэндальфу приобрести себе титул Белого после того, как он прибыл, чтобы низвергнуть предателя. Однако цвет его одежды оставался все таким же белым, как и ранее.
После прибытия в Средиземье организовал себе убежище в крепости Изенгард на границах с Роханом, где постепенно разработал ряд мастерских и стал создавать огромную армию из нового вида орков, которые назывались урук-хай. Эти орки отличались от обычных тем, что не боялись света. Также стал вырубать окружающие леса и создавать большое количество механизмов, что вызвало ярость со стороны древолюдей, которые обитали в лесах и постепенно стали причиной критического поражения Сарумана.
При этом Саруман вовсе не планировал делиться властью с Сауроном, с которым заключил союз (использовав для связи магический камень палантир, один из которых давно хранился в Изенгарде), а намеревался забрать кольцо себе и стать властелином Средиземья единолично.
В целях реализации своих планов заслал шпиона во двор роханского конунга Теодена и использовал магию для того, чтобы хорошенько промыть ему мозги и заручиться поддержкой (из-за чего войско Рохана вначале не хотело отправляться на помощь Гондора, и потребовалось вмешательство Гэндальфа для того, чтобы очистить мозги короля от гнили). Также, когда Гэндальф прибыл в Изенгард на совет, раскрыл свои планы и пленил пожилого мага в собственной башне (откуда тот смог бежать только при помощи большой птицы-орла, что прилетел на помощь).
После очищения короля Теодена от обмана Саруман направил свои войска на штурм ряда ключевых крепостей Рохана, но потерпел неудачу: атаку удалось отбить благодаря вовремя прибывшему подкреплению со стороны эльфов и Гэндальфа. После этого была проведена контратака деревьев и в итоге он был побежден и заперт в собственной башне в Изенгарде.
Даже после поражения Саурона не оставил своих попыток получить какую-то власть и отправился вместе со своим помощником Червеустом в Шир, чтобы поработить местных хоббитов. Там Саруман сумел навести свои порядки вплоть до возвращения Фродо домой. Фродо был недоволен сложившимся положением дел и решил изгнать Сарумана. Саруман былой силой на тот момент уже не обладал, а потому был снова побежден и в решающий момент получил смертельный удар в спину от своего же слуги.
Кольцо Тьмы — заново воплотившийся (хоть и довольно хило, едва ли не призраком) дух Сарумана присоединяется к Фолко ближе к финалу и вместе с ним идёт в атаку на Валинор.
Чёрная Книга Арды — здесь Курумо (или на ах’энн Сэйор Морхэллен) создан лично Мелькором, как и Ортхэннер, однако потом обоих «передоверили» Аулэ. И вот Курумо-то не стали обелять даже здесь — Мелькора он предал, хотя и страдал по этому поводу, а если предположить, что события ВК имели место и в этой вселенной — то и Валар он потом предал ещё раз.
Во «Властелине Колец» и «Хоббите» Питера Джексона роль Сарумана исполнил сэр Кристофер Ли — единственый из работавших над фильмами, кто знал Толкина лично. Хотел сыграть Гэндальфа, и был благословлён на это автором — но ко времени экранизации был уже слишком стар и в итоге воплотил менее физически требовательную роль.
При съёмках момента убиения Сарумана Гримой (сохранился только в режиссёрской версии) случился курьёз: Питера Джексона не устраивал издаваемый гибнущим магом звук. «Питер, — сказал сэр Кристофер, — вы сами слышали, какой звук издаёт закалываемый ножом человек?А я вот слышал». Джексон устыдился спорить с ветераном, набившим во время оно не один фраг оркамифашистами, и оставил как было.
Враги сожгли родную хату — в этом Саруман обвиняет хоббитов. Хотя тут большая инверсия — энты не жгли Изенгард, а затопили его. Это Саруман отбивался от них огнём.
Заявленная способность — в Рохане уверены, что Саруман метаморф и способен создавать говорящие иллюзии. Ничего подобного в романе не наблюдается.
Маг — всю Третью Эпоху считался лучшим из таковых и до разрушения Изенгарда возглавлял их орден.
Магическое кольцо — Саруман по примеру Саурона себе такое выковал, а что оно давало и что с ним стало потом, у Профессора не написано.
Свет не есть добро — вот этот мудрый и прекрасный волшебник с белой бородой, близкий друг наместников Гондора, глава Белого Совета, Белый Маг в белой мантии… глава армии в десять тысяч злобных орков, приспешник Тёмного Властелина и двойной предатель.
Цвета зловещей радуги — когда Курумо окончательно сбрасывает маску доброго мудреца, то провозглашает себя Саруманом Радужным, и его одежды начинают переливаться всеми цветами, как мыльный пузырь.
Тупой злой — Саруман Мудрый на протяжении всего романа становится всё тупее и тупее. В предпоследней главе, где он пытается убить Фродо кинжалом и гибнет сам, на него уже жалко смотреть.
Когда Саруман возглавил собственное государство и стал заявлять претензии на управление миром, он произвел своеобразный ребрендинг и назвал себя Саруманом Радужным, что весьма символизирует — тем самым писатель давал понять, что если кто-то принял гомосексуализм, то его душа принадлежит силам зла, и рано или поздно он станет совершать исключительно вредоносные деяния.
Там старики, там орлы, там всякое иное. Даже орки есть... Орки, бро...