Пигмалион против Галатеи
Пигмалион был скульптором, который влюбился в свою скульптуру. Боги были милостивы, оживили её и Пигмалион с Галатеей были счастливы — урок мировой художественной культуры окончен, всем «отлично»!
Но что, если между творцом и творением возникает ненависть? Причём ненависть идёт от создателя. Казалось бы — возьми да вычеркни, убей, разбей, сожги. Ты же мастер!
Но нет, зачастую творец создаёт кого-то гораздо сильнее себя и вынужден жить в тени своего творения, не в силах ни отказаться от него, ни создать что-то новое. Отлично от Заложника роли тем, что герой всё-таки сопротивляется и ведёт со своим творением какую-то борьбу. Плюс эта проблема скорее свойственна людям пишущих профессий, нежели актёрам.
См. также Неприязнь создателя к своему творению. Троп-инверсия — Персонаж против автора.
Примеры[править]
Любое восстание машин — чистой воды сабж.
Литература[править]
- Стивен Кинг:
- «Мизери».
- «Последнее дело Амни» — на этот раз с точки зрения «Галатеи», т. е. литературного героя, которому есть за что не любить своего автора.
- Громов, «Всяк сверчок» — герой космооперы знает, что он в книге, и очень сильно недоволен своим автором-халтурщиком. Дальше недовольства, впрочем, дело не идёт, а автор об этом и не подозревает, так что здесь Галатея против Пигмалиона.
- Джиллиан Рубинстайн, «Пленники компьютерной войны» — профессор Масахиро Ито, насмотревшись, как первые две его игры с дополненной реальностью — «Космические демоны» и «Небесный лабиринт» — крайне непредсказуемо саморазвивались, взаимодействуя с игроками, решил не доделывать третью — «Божественный путь», а чтобы никто не смог продолжить его работу, попытался полностью удалить все наработки. Досрочно обретшая сознание игра начала активно сопротивляться этому, дописывая себя самостоятельно.
Кино[править]
- «Господин оформитель» — главный герой убедил себя, что это именно его случай, и что красавица, похожая на его модель, — это и есть ожившая статуя. Хотя вполне возможно, что он просто помешался (наркомания, кровь на манекене и труп в мастерской говорят скорее в пользу того, что он сам маньяк). В изначальном рассказе оставлена такая же двусмысленность.
- «Бёрдмэн» — весь об этом, причём на двух уровнях. В фильме Ригган Томпсон известен публике как актёр, сыгравший супергероя-Бёрдмэна десятки лет назад. Ригган активно борется с прилипшим амплуа разрываясь между лёгкой славой в тени своего творения и изматывающей работой. Ради последней герою приходится терпеть прихоти актёров, закладывать дом и подвергаться унижениям. На втором уровне реальный актёр Майкл Китон, ставший заложником образа Бэтмэна, и, очевидно, ведущий аналогичную борьбу.
- «Великолепный» с Жан-Полем Бельмондо: несчастный писатель пытается убить своего героя, желательно максимально унизительно.
- «Доктор Джекилл и мисс Хайд» — Пигмалиону приходится противостоять Галатее, в которую он сам же периодически превращается.
- «Доктор Джекилл и сестра Хайд» — то же самое противостояние набирает более кровавые обороты, ибо, в отличие от примера выше, фильм не комедия, а хоррор, и место действия не Америка 1990-х, а Лондон XIX в. (как и книжный первоисточник).
- V for Vendetta.
- Blade Runner.
- Ex Machina — Ава, искусственный интеллект, прямо говорит, что ненавидит своего создателя. Тот же планирует её уничтожить, как только окончательно убедится в её разумности.
- «Параллельные миры» — главный герой — художник-комиксист попадает в мир нарисованных персонажей, знакомится с придуманной им героиней… И они не поладили.
Мультсериалы[править]
- «Люди в Черном» — основатель ЛВЧ Альфа весь сериал стремится уничтожить означенную организацию. Почему? Потому что она мешает достижению его мечты — превращения в сверхчеловека.
Аниме и манга[править]
- Kono Kanojo wa Fiction desu (Эта девушка — вымысел) — Юри придумал себе идеальную девушку Митиру и она даже ожила. Вот только к тому времени Юри успел влюбиться в другую и Митиру собирается решить эту проблему убив конкурентку. И что ты этой Митиру сделаешь, если она деревья голыми руками из земли выворачивает и лазерами из глаз палит? Остается только жить с Митиру и молчать как партизан в кого влюбился.
- Gou-dere Sora Nagihara — на отаку-школьника прямо из манги вываливается его горячо любимая вайфу Сора Нагихара. Вот только вместо болезненной милой девушки в манге в реальности Нагихара — совершенно не имеющая тормозов девица, желающая собрать гарем герою любыми методами (начиная с выволакивания девушек из постелей и доставки на дом) и в лицо заявляющая девушкам «Герой прибыл, что осеменить вас всех!».
Видеоигры[править]
- Comix Zone: из-за удара молнии злодей из комиксов автора оживает и отправляет в них своего творца, стремясь того убить и обрести таким образом полноценную жизнь.
- Mass Effect: о да… Но субверсия: геты просто защищались (а квариане — просто испугались), жнецы — благонамеренные эстремисты с серобуромалиновой моралью.
- Resident Evil 6: влюбленный в Аду Вонг и не добившийся взаимности Дерек Симмонс создал ее «злого двойника». Не с нуля, правда — для этого он с помощью вируса перекроил внешность своей подручной Карле. Вот только управлять ей не смог. В полной мере воспользовавшись своей властью над «Нео-Амбреллой» и армией мутантов, Карла затеяла собственную игру и впоследствии жестоко отомстила Симмонсу.
- Bad Dream: Fever — программист желает создать идеальную игру, но с каждой попыткой становится всё хуже и хуже. Протагонисту придётся нейтрализовать программиста и разархивировать первый, наименее глючный вариант игры Bad Dream: Fever.
Настольные игры[править]
- Promethean: the Created (одна из линеек Chronicles of Darkness) раскрывает тему целиком, полностью и с обеих сторон. Персонажи игроков — искусственно сотворенные живые существа наподобие монстра Франкенштейна (впрочем, похожие на фарфоровых кукол галатеиды там тоже есть), ищущие способ обрести истинную человечность. Одним из обязательных условий для этого является сотворение хотя бы одного из себе подобных. Однако, во-первых, процесс может пойти вразнос, породив безмозглое чудовище, а во-вторых, свежесозданный конструкт в любом случае испытывает все прелести псевдожизни и любовью к «прародителю» обычно не пылает. Охота за беглыми творениями или наоборот, месть безжалостному создателю — одна из стандартных сюжетных завязок.
Музыка[править]
- Франц фон Зуппе, оперетта «Прекрасная Галатея» — кодификатор: Пигмалион был вынужден пойти против своего творения из-за измен Галатеи то с Мидасом, то с Ганимедом, хотя делалась статуя для личной совместной жизни...