Дренайский цикл
«Дренайский цикл» или «Дренайская сага» (англ. Drenai Saga) — серия книг британского фэнтези-автора Дэвида Геммелла. К расе Дреней из вселенной Warcraft отношения не имеет. Издавались на русском языке издательством АСТ. По внутренней хронологии (не совпадающей со временем написания) расположены так:
- Waylander (Нездешний)
- Waylander II: In the Realm of the Wolf (Волчье логово)
- Hero in the Shadows (Сумерки героя)
- The First Chronicles of Druss the Legend (Друсс-легенда)
- The Legend of Deathwalker (Легенда о побратиме смерти)
- White Wolf (Белый волк)
- Legend (Легенда)
- The King Beyond the Gate (Царь каменных врат)
- Quest for Lost Heroes (Призраки грядущего)
- Winter Warriors (Великое заклятие)
- The Swords of Night and Day (Мечи дня и ночи)
Читать все произведения, в принципе, можно по отдельности и в любом порядке.
Суть[править]
Действие книг происходит в королевстве, а затем империи Дренан — СФК условно-европейского Cредневековья. Нет, герои обильно приключаются и в других странах, но самые выдающиеся все-таки выходцы из Дренана, поэтому цикл — дренайский.
Ну и вообще все началось в Дренане, с того, что наёмный убийца Дакейрас по прозвищу Нездешний за немалую мзду убил дренайского короля. Правда, денежка не пошла ему впрок — во-первых, на него все открыли охоту, а во-вторых, началось иностранное вторжение. Вдвоем со священником Дардалионом Нездешний разгребает последствия своего поступка, после чего выходит в отставку и удаляется в глушь.
Когда от рук сына местного властителя гибнет его приемная дочь, Нездешний снова берется за оружие. Порешав вопросы и попутно завязав пару узлов Судьбы, Нездешний окончательно сваливает за границу и пытается там дожить свои дни в спокойствии и достатке. Не тут-то было: Зло норовит просочиться из параллельного мира, и Нездешний на старости лет выходит на битву, теперь уже последнюю. На этом конец трилогии о Нездешнем.
Следующий подцикл начинается с того, что бандиты уводят горячо любимую жену Ровену и убивают родителей юного дровосека по имени Друсс. В свои семнадцать Друсс отличается недюжинной силой и крутым нравом. Он достает из-под пола секиру своего дедушки — известного бандита Бардана — и идет на поиски жены и на раздачу возмездия. Семь лет поисков, войн и приключений — и супруги воссоединяются. Но Друсс уже подсел на адреналин и раз этак в два годика выкатывается поприключаться-повоевать. Впрочем, он не наемник какой-нибудь, воюет всегда только за то дело, которое считает правым и руководствуется жестким моральным кодексом. Дважды он участвует в эпических битвах за родной Дренан — в Скельнском проходе, когда на Дренан нападает Вентрийская империя (которую он сам же помог восстановить) и в битве за крепость Дрос-Дельнох, когда ее штурмуют полчища надиров (которым он сам же помог превратиться из кучи разрозненных племен в организованное государство). Впрочем, Друсса никогда не парит, какая он ай, молодца! — он не склонен к мелихлюндиям и рефлексиям (а на самом деле автор первым делом сочинил роман «Легенда», где описал его героическую смерть, а потом уже дописывал к нему приквелы).
Надиров благополучно отбили, мирный договор скрепили браком царствующих/княжествующих домов (в Дренане после убийства короля Нездешним королей не было) — а через сто лет снова-здорово: к власти приходит жестокий диктатор Цеска, не брезгующий чернейшей магией (которая один раз уже пыталась прорваться в мир при Нездешнем). И потомку дренайских князей и надирских ханов Тенаке приходится биться за чужой ему, в общем-то, Дренан, это при том, что и надиры его, полукровку, не очень-то жалуют. Тенака успешно изгоняет гадов из Дренана и утверждает на его обломках суверенитет надиров. Но поханствовать долго и счастливо ему не удалось: его отравил собственный сын. Надиры перестали цивилизоваться, как они делали раньше под мудрым руководством Тенаки, и снова принялись за грабеж и разбой. В ходе одного из набегов работорговцы угоняют в плен невесту юного Киалла, и тот отправляется на поиски, заручившись поддержкой четверки отставных крутых. В ходе приключалова и магических трюков со временем девушка успела стать надирской ханшей и забеременеть, а к моменту своего освобождения родить мальчиков-близнецов, одного из которых, по договору, забрал надирский шаман, чтобы сделать ханом, а второго воспитывали Киалл и дочь Тенаки с прицелом сделать дренайским князем. Геммелл явно собирался писать сиквел о братьях, но точку поставила смерть.
Через пару столетий Дренан таки стал империей. Император Сканда покорил все окрестные народы вплоть до самой Вентрии, и женился на вентрийской принцессе. Но не знал бедняга, что против него уже составлен заговор демонов и колдунов. Три короля должны погибнуть, чтобы мир вернулся под власть демонов. Двое — вентрийский император и Сканда — умирают, а вот с нерожденным сыном Сканды выходит не гладко: его мать берут под защиту четверо отставных крутых из армии Сканды: чернокожий мастер клинка Ногуста, лучник Кебра, силач Бизон и юный офицер Дагориан.
Несколько наособицу стоят романы о Скилганноне Проклятом — он не дренай, а наашанец, но пересекался с Друссом, а потом воскрес тысячу лет спустя, когда и Друсс, и Тенака стали древней историей.
В целом цикл представляет собой олдскульную добротную фэнтези «меча и магии». Вообще Гэммел почитается королем «героического фэнтези», в его честь в 2009 году была учреждена литературная премия «The David Gemmell Legend Award for Fantasy» (DGLA). «Легенда», несомненно, достойна занять место на золотой полке фэнтезийной классики, остальное по вкусу. Главный недостаток цикла (и других циклов Геммелла) — слишком много Копиркиных. Но, поскольку все они симпатичные персонажи, это не очень портит кашу.
Что еще здесь есть?[править]
- Антигерой — Дакейрас, Скилганнон, да, в общем-то, и Друсс подтягивается (да, он живет по строгому моральному кодексу — но именно потому, что знает, как сильна в нем темная половина).
- Антизлодей — Карнак. Во второй книге он выступает как главный антагонист Нездешнего, но все-таки он великий государственный деятель, спаситель отечества и вообще великолепный мерзавец, которого даже жалко убивать.
- Ульрик. Да, он ведет на Дренан полумиллионную армию головорезов — но сам он достойный воин и блюдет законы чести.
- Безумный король — император Гульготира в «Побратиме смерти».
- Вентрийский император Горбен под конец жизни. А все потому что власть развращает. Ну и зачарованный меч с заключенным внутри демоном помог делу…
- Бой-баба — Даниаль, вторая жена Дакейраса, и Мириэль, его приемная дочь.
- Крутая принцесса — Танаки, дочь Тенаки-хана.
- Вирэ, дочь дельнохского князя.
- Копиркин — на лицо ужасные, добрые внутри Бизон, Ангел и Бельцер, лучники Эскодас и Маггриг, Финн и Кебра, чернокожие гиганты Язычник и Ногуста, антигерои с темным прошлым Скилганнон и Нездешний, охотники за головами Шадак и Варсава, плохо различимые между собой надирские шаманы и дьяволопоклонники-колдуны… Увы, Геммелл склонен повторяться. Впрочем, как говаривал Высоцкий, «сам у себя ворую, имею право».
- Королевства — хорошо, а империи — плохо — когда Дренан перестал быть королевством, все пошло наперекосяк, хотя это скорее троп Королевства — хорошо, а республики — плохо. Но вот Вагрийская, Готирская, Вентрийская империи — несомненно, плохо. Да и Дренан, поднявшись до империи, сильно испортился.
- Крутой в отставке — любимый типаж Геммелла.
- Крутой дедуля — Друсс в «Легенде», Дакейрас в «Сумерках героя».
- Крутой король — Ульрик.
- Культурный крутой — большинство рыцарей Трицати, а также Дакейрас в отставке, под старость пристрастившийся к чтению и коллекционированию произведений искусства.
- Мишанек, второй муж жены Друсса.
- Окаи, он же Талисман, он же Ульрик закончил с отличием готирскую военную академию. Правда, в глазах других надиров чужеземная наука была вроде проказы, но битва в долине Слез Шульсен быстро доказала преимущества культурной крутизны над просто крутизной.
- Культурный мерзавец — Гарен-цзен, первый министр Готирского императора.
- Мрачный мальчик, весёлая девочка — Друсс и Ровена. Правда, она не столько весёлая, сколько ласковая и понимающая.
- Одушевленное оружие — Снага, секира Бардана, перешедшая к Друссу, в которой жил демон, постепенно превращавший всех обладателей топора в маньяков-убийц. Бардан и разбойник Кадживак поддались разлагающему влиянию демона, а Друсс сумел не только остаться человеком, но и демона изгнать, после чего Снага превратилась просто в крутое и символическое оружие.
- В меньшей степени — мечи Огня и Крови, а также сделанные по их образцу, но более слабые мечи Ночи и Дня. В каждом из этих мечей тоже живёт по демону, и они тоже пытаются превратить своих носителей в кровожадных убийц; но на личности этих мечей-демонов делается куда меньший акцент.
- Ужас у холодильника — когда Анхарат и Эмшарас закончили своё заклинание, все демоны обрели плоть в параллельном мире. Но через тысячу лет после этого вышеупомянутые мечи всё ещё сводят носителей с ума — а значит, живущие в них демоны «опоздали на поезд». Жалко их…
- В меньшей степени — мечи Огня и Крови, а также сделанные по их образцу, но более слабые мечи Ночи и Дня. В каждом из этих мечей тоже живёт по демону, и они тоже пытаются превратить своих носителей в кровожадных убийц; но на личности этих мечей-демонов делается куда меньший акцент.
- Орден — Тридцать.
- Рыцарь в ржавых доспехах — второй любимый типаж Геммелла. Плавно переходит в первый по мере старения персонажей.
- Трусливый лев — Регнак, Бронзовый князь поневоле.
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (русскоязычные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (на других языках) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |