Канонический иллюстратор
Никто не знает, как выглядела Анна Каренина, эту проблему каждый решает самостоятельно. А вот внешний вид какого-нибудь Чебурашки всем известен превосходно, и другого облика быть не может по определению. Любой культовый персонаж детской литературы довольно быстро обретает канонический облик, отступить от которого не может себе позволить ни один сколь угодно вольный художник.
Бывает, что к произведению «прилипают» иллюстрации конкретного художника, и мы вообще не мыслим произведение без этих иллюстраций. Если можно поразмышлять о внешности героев — именно эти черты становятся каноническими. Так, Айболита с Бармалеем рисовал много кто, но узнаваемые черты и уровень техники (усы Айболита и усы Бармалея, пистолет-тромблон у Бармалея и точёный стетоскоп у Айболита) давно устоялись.
Чаще всего так бывает со сказками — ведь именно их богато иллюстрируют.
При этом иллюстратор может даже наплевать на авторский текст. Так, Бармалей Добужинского — не каннибал (то есть что-то вроде негра с костью в носу), а пират. У Успенского образ Чебурашки описан так: «Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру» (в аудиоспектакле: «заяц это, медвежонок или вообще австралийский кенгуру»).
Впрочем, канонического иллюстратора вполне может затмить маркетинговая сила крупного медиамагната: хоть каноническим иллюстратором Винни-Пуха считается Эрнест Шепард, в мире более известен образ Пуха в трактовке Уолта Диснея (и, заметьте, игрушки Кристофера Робина Милна реальные и фотографии их известны — да всё не впрок). В СССР самый известный Пух — из мультфильма Фёдора Хитрука, но по другой причине: из-за изоляции СССР там ни один вариант не стал каноническим.
См. также канонический переводчик.
Примеры[править]
- Прежде, чем вписывать современное произведение, проверьте, прошли ли иллюстрации испытание временем! Примеры в сноске[1].
Отечественные[править]
- Николай Гоголь, «Мёртвые души» — Александр Агин.
- Корней Чуковский, «Бармалей» — Мстислав Добужинский. Что интересно, с Айболитом не угадал.
- Еще забавнее то, что теперь канонический Айболит — это более-менее точный шарж на самого Корнея Чуковского.
- Герой «Телефона» — да, а вот привычные изображения седого Айболита с усами и бородкой скорее похожи скорее на Цемаха Шабада (одного из прототипов персонажа в целом). Айболит же Добужинского — явный лофтинговский Джон Дулиттл (другой прототип).
- Еще забавнее то, что теперь канонический Айболит — это более-менее точный шарж на самого Корнея Чуковского.
- Александр Волков, сказки о Волшебной стране — Леонид Владимирский. Его видение отдельных персонажей порой даже влекло изменения в авторском тексте — вплоть до того, что по его настоянию безрукие коротыши с удлиняющимися шеями ранних редакций превратились в Прыгунов (впоследствии Марранов), а подземных королей из двенадцати (по месяцу правления) стало семь, по цветам радуги.
- Сергей Сухинов, Декалогия о Изумрудном городе — Михаил Мисуно, пытавшийся перенять стиль Леонида Владимирского и ставший официальным творческим наследником. А вот «Гудвин, великий и ужасный» Владимирский иллюстрировал лично.
- Алексей Толстой, «Приключения Буратино» — Аминадав Каневский (1946). Он же придумал канонического Мурзилку (1937).
- Впоследствии образ Буратино уточнил всё тот же Леонид Владимирский (1953). Волосы-стружки и полосатый колпачок вместо белого в тексте и у Каневского — его работа.
- «Взрослые» книги Алексея Толстого, в том числе «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита», «Хождение по мукам» — Сергей Михайлович Пожарский.
- Андрей Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля» — Константин Ротов.
- И тем не менее, Врунгель книжный и Врунгель из известного мультсериала — два совершенно разных человека, как внешне, так и характерами. Прежде всего, книжный капитан Врунгель гладко выбрит и обладает довольно суровым нравом — он определенно не комичный добряк-колобок из экранизации.
- Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч» — тот же Константин Ротов.
- Владимир Сутеев, почти все сказки — иллюстрации автора.
- Николай Носов, «Незнайка/Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе» — Алексей Лаптев, «Незнайка на Луне» — Генрих Вальк.
- Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — Евгений Мигунов.
- Он же создал многими считающиеся каноном иллюстрации к приключениям мальчика-робота Электроника.
- Кир Булычёв, цикл про Алису Селезнёву — тоже Евгений Мигунов (художник также был соавтором повести «Гость в кувшине»). В создании мультфильма «Тайна третьей планеты» Мигунов не смог участвовать по состоянию здоровья, хотя и приглашался Качановым, но его влияние в трактовке многих образов заметно.
- Эдуард Успенский, «Чебурашка» — Леонид Шварцман. Редкий для СССР случай, когда каноном стал мультфильм.
- Владислав Крапивин — Евгений Медведев и в меньшей степени Евгения Стерлигова.
- Ольга Громыко, цикл «Космоолухи» — Екатерина Гаевская, она же nimue_18.
- Вера Камша, «Отблески Этерны» — Роман «Amok» Папсуев.
- Книги Ника Перумова: долгое время Нику не очень везло на иллюстрации и обложки (только вспомните, какая ересь украшает многие «зеленомраморные» издания), но в итоге уже в конце 2000-х он сработался с Владимиром Бондарем, который и стал каноническим.
- Книги Бориса Акунина канонично иллюстрировал Игорь Сакуров.
Зарубежные[править]
- «Калевала» — Аксели Галлен-Каллела. С фитильком, так как многие представляют не собственно иллюстрации, а картины — самостоятельные художественные произведения, хоть и на тот же сюжет.
- Эрих Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена» — Гюстав Доре. Внешность Карла-Фридриха, больше соответствующая середине XIX века, чем его родному XVIII, многими считается натебейкой в сторону маршала Сент-Арно и Наполеона III, с их бородками и усами.
- Данте Алигьери, «Божественная комедия» — тоже Гюстав Доре (это при том, что иллюстратора от поэта отделяют пять столетий!).
- Привычный, стереотипный образ Робин Гуда (характерная шляпа с пером, зелёная одежда, короткая бородка и пр.) придуман иллюстратором Говардом Пайлом и его учеником Н. К. Уайетом — тот же случай, что у Гюстава Доре с бароном Мюнхгаузеном.
- Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» и Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера» — Жан Гранвиль (через полтора века после написания обеих книг).
- Интересный пример с братьями Гримм, Якобом и Вильгельмом. Их младший брат Эмиль Гримм был талантливым художником и создал фронтиспис ко второму изданию сборника сказок.
- Эдгар Аллан По — Гарри Кларк.
- Александр Дюма, «Три мушкетёра» — Морис Лелуар.
- Жюль Верн — Эдвард Рю (вместе с гравёром Анри де Монто) и Альфонс де Невиль. За изданиями с шикарными иллюстрациями гоняются букинисты, эти же гравюры воспроизводили в переводных и многих повторных изданиях. Капитан Немо в фильмах — слепок с иллюстраций Рю.
- Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» — Джон Тенниел. Что интересно: Алиса Лидделл была брюнеткой; Кэрролл, однако, послал художнику для образца фотографию другой своей знакомой девочки, но Тенниел вообще отказался рисовать с натуры. На его иллюстрациях у Алисы светлые волосы. Что ещё более интересно, Тенниел вовсе пошёл против канона, изобразив Алису с вьющимися волосами. Читавшие книгу с каноническими иллюстрациями недоумевали, почему Алиса говорит, что у её подруги волосы вьются, а у неё самой — нет.
- Впрочем, в оригинале у Ады, в отличие от Алисы, есть ringlets — локоны-кудряшки. У Алисы на иллюстрациях волосы слегка вьются, но ringlets у неё всё-таки нет.
- Менее каноничными считаются иллюстрации Артура Рэкхема.
- Артур Конан Дойл, «Шерлок Холмс» — Сидни Пэджет. Именно ему мы обязаны холмсовой кепкой-двухкозыркой.
- Лаймен Фрэнк Баум, «Страна Оз» — Джон Нил. Иллюстрировал также книги Рут П. Томпсон, продолжившей серию, а затем и свои собственные, также ставшие официальной частью франшизы.
- А вот первую книгу (из которой Волков сделал собственный цикл) он не иллюстрировал, для неё канонический иллюстратор Уильям Денслоу, при всей монструозности его стиля.
- Алан Александер Милн, «Винни-Пух и все-все-все» — Эрнест Шепард на Западе и Виктор Чижиков в России. Однако мультфильмы и там, и там затмили по известности канонических иллюстраторов, и большинство людей представляет Винни-Пуха не так, как он нарисован по канону, одобренному автором, а по экранизации Диснея/Хитрука. Кстати, облик героев диснеевского «Винни-Пуха» был позаимствован как раз у Шепарда.
- Кеннет Грэм, «Ветер в ивах» — тоже Эрнест Шепард и Артур Рэкхем. Кстати, это была последняя книга, которую проиллюстрировал Рэкхем — издание с его иллюстрациями вышло уже после его смерти. Из более современных менее каноничными считаются иллюстрации Инги Мур. В Чехии каноническим иллюстратором является Йозеф Чапек (старший брат фантаста-создателя термина «робот»[2]).
- Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — Йозеф Лада. Был слеп на один глаз, именно поэтому Швейка мы знаем по характерным «плоским» картинкам.
- Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» — иллюстрации автора.
- Клайв С. Льюис, «Хроники Нарнии» — Паулина Бейнс.
- Астрид Линдгрен, «Карлсон», «Рони, дочь разбойника» и др. — Илон Викланд.
- В России в изданиях «Карлсона» более распространён образ из мультфильма (художник — Анатолий Савченко).
- Туве Янссон, книги о Муми-троллях — иллюстрации автора. Более того, она даже рисовала газетный комикс про Муми-троллей.
- Более того, Туве Янссон — профессиональный художник, и первые варианты историй про муми-троллей были фактически комиксами — картинками с дополняющим их текстом. Превращение их в книги произошло сравнительно случайно, и сама Туве Янссон относилась к своей литературной деятельности скорее как к побочной. Среди работ, проиллюстрированных Янсон, есть например Хоббит, или Туда и обратно.
- Станислав Лем, «Кибериада» — в Польше Даниэль Мруз.
- Пол Стюарт, Крис Ридделл, «Хроники Края» — собственно, Крис Ридделл, который здесь выступает в роли не только иллюстратора, но и соавтора.
- Плоский мир — Пол Кидби.
- А до него, причём куда дольше, был Джош Кирби, но его каноничность более спорна (чего стоит один четырёхглазый Двацветок!).
- М. Муркок, «Элрик из Мелнибонэ» — Майкл Уэлан. Именно им созданы канонические внешность Элрика, общая стилистика Мелнибонэ и дизайн Чёрного меча. Следовавший наработкам Уилана художник П. Крейг Расселл кодифицировал всё это окончательно.
- Уэлан также канонический художник для книг множества других авторов — Тэда Уильямса, Энн Маккефри, «Тёмной башни» Стивена Кинга… Титул «лучший фэнтези-художник века» так просто не дают!
- Dragonlance — их двое, Ларри Элмор (фактически третий соавтор вселенной, придумавший её визуальный облик) и Мэтт Ставицки, чьи работы в том же стиле украшают наиболее известные новые обложки.
- D&D в целом — Джефф Изли
- Forgotten Realms — те же Изли и Элмор, а в XXI веке — Тодд Локвуд.
- Скотт Вестерфельд, серия «Левиафан» — Кейт Томпсон.
- «Приключения капитана Алатристе» — Жоан Мундет.
- Анна-Катарина Вестли, цикл о папе, маме, бабушке и 8 детях — Юхан Вестли, муж писательницы.
- «Страшные истории для рассказа в темноте» Элвина Шварца — Стивен Гэммел. Собственно, иллюстрациями книжная серия и известна, а попытка переиздать с иллюстрациями другого художника понимания не встретила.
- Кстати, этим другим художником был Бретт Хэлквист, который тоже является каноническим иллюстратором, только для другой книжной серии — «33 несчастья» Лемони Сникета.
- Рэй Брэдбери — Джозеф Мугнайни.
- Нил Гейман, «Звёздная пыль» — Чарльз Весс.
- Чарльз де Линт, «Кошки Дремучего леса» и «Семь диких сестёр» — тоже Чарльз Весс.
- Джеймс Гарни, «Динотопия» — иллюстрации автора (правда, тут непонятно, что первично, текст или иллюстрации).
Аниме, манга и ранобэ[править]
Японцы в принципе относятся к графическому оформлению своих работ очень основательно:
- Всю литературную серию ведёт один иллюстратор, и при переизданиях иллюстрации остаются на местах.
- Магаки в принципе сами себе и автор и иллюстратор.
- При аниме адаптации стараться сделать персонажей как можно более похожими к исходному материалу, вплоть до того что за дизайн персонажей отвечает иллюстратор ранобэ или мангака.
- Ну, это правило нередко не соблюдается.
Ниже приводить только особо запоминающиеся примеры:
- Vampire Hunter D и «Сага о Гуине» — Ёситака Амано. Он же автор промо-артов к серии Final Fantasy.
- Metal Gear Solid и другие работы Хидэо Кодзимы — концепт-артом неизменно заведует Ёдзи Синкава.
- Тиагу Фурукава Лукас — сам написал, сам проиллюстрировал, сам мангу выпустил.
- Ну и конечно Akira в исполнении Отомо Кацухиро! Сам мангу написал, сам и снял фильм.
- Gothicmade — автор манги и режиcсёр в одном флаконе! Вот только оценить у нас это не получится, смотри основную статью почему.
- Навсикая из Долины Ветров — Миядзаки и мангу написал и аниме снял.
- Youjo Senki — все фанаты единогласно согласны, что манга, со своим дизайном персонажей, значительно лучше в графическом плане чем ранобэ и аниме.
- Onepunch-Man — рисовку Мураты знают все, и аниме сделано с его дизайном персонажей, то что оригинальную веб-мангу делал ONE знают уже не все.
Ссылки[править]
Примечания[править]
- ↑ 1) Вышло другое издание другого издательства с тем же художником; 2) фанаты и оцифровщики гоняются именно за этим изданием; 3) другие художники заимствуют черты у канонического; 4) многократно переиздавалось с теми же иллюстрациями; 5) автор особо отметил. Список не исчерпывающий
- ↑ Технически, и создателем слова «робот» является как раз Йозеф: брат никак не мог придумать удачного названия своим персонажам и попросил помощи.