Патриарх-губитель
Вкратце
Своими преступными действиями глава рода вольно или невольно губит своих потомков.
…Но перед этим из могилы
Ты снова должен выйти в мир
И, как чудовищный вампир,
Под кровлю приходить родную —
И будешь пить ты кровь живую
Своих же собственных детей.
Во мгле томительных ночей,
Судьбу и небо проклиная,
Под кровом мрачной тишины
Вопьешься в грудь детей, жены,
Мгновенья жизни сокращая.
Но перед тем, как умирать,
В тебе отца они признать
Успеют. Горькие проклятья
Твои смертельные объятья
В сердцах их скорбных породят,
Пока совсем не облетят
Цветы твоей семьи несчастной…
Как и в случае с Медеей, зловещий образ патриарха-губителя зиждется на разрушении устоев. Испокон веку и до сравнительно недавнего времени фигура отца и деда, главы семейства, на котором лежала ответственность за само существование, процветание и приумножение рода, считалась почти священной, богоподобной; поднять руку на патриарха — чудовищным кощунством, не имеющим оправданий, что наделяло его практически безграничной властью и делало потомков практически беззащитными перед ним. Вместе с тем, прародитель, который, вместо того, чтобы даровать жизнь, отнимает её — явление противное самим основам мироздания, отталкивающее и внушающее ужас на подсознательном уровне.
Сабж бывает двух типов:
- целенаправленный губитель — собственноручно выкашивает своих близких или потомков;
- нечаянный губитель — совершал преступления в адрес сторонних ему людей, иногда даже руководствуясь интересами семьи, а в итоге навлёк родовое проклятие или кровную месть. Вполне может сочетаться с предыдущим вариантом — если проклятье превратило его самого в неупокоенного духа, истребляющего своих потомков.
См. также Адский папаша, Злобный дед, Убийца любимых, Я тебя породил, я тебя и убью и Злодейский патриарх — родоначальник Гнусного клана.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- В мифах Древней Греции хватало долбоящеров, навлекших на свой род гнев богов своими преступлениями.
- Эталоном стал Пелоп, сын Тантала, стараниями папаши успевший побывать закуской на пиру богов. Не оценив прикола, боги обрекли Тантала на вечные загробные муки его имени, а Пелопа воскресили — на свою голову. Он, скотина такая, пообещал возничьему кровожадного царя Эномая Миртилу, что тот получит прекрасную царевну Гипподамию, если поможет Пелопу обогнать её папашу-маньяка в гонке на колесницах. Миртил, вожделевший Гипподамию, немножко поколдовал с колёсами, в результате чего с царём прямо во время гонки произошёл внезапный несчастный случай. Только вот вместо красавицы доверчивый Миртил получил удар в спину, но перед смертью успел пожаловаться уже своему папочке, которым был, на минуточку, быстрокрылый бог Гермес. Не самый крутой в олимпийском пантеоне, но потомкам Пелопа хватило, причём надолго — череда страданий, злодеяний и предательств, постигшая этот род, впечатляет даже по меркам древнегреческих мифов. Особо выделились ещё два патриарха — два брата-акробата Атрей и Фиест, чьи взаимные подначки, включавшие в себя повторение на бис хохмы дедушки Тантала, инцест, сопряжённый с изнасилованием и доведением до самоубийства, а также братоубийство, ещё долго заставляли богов жалеть, что Пелопа тогда не доели.
- А вот motherfucker Эдип, давший название одноимённому комплексу, просто стал жертвой несправедливой судьбы. Ну, отца он, положим, действительно пристукнул, но по незнанке же, плюс тот сам напрашивался, а уж что сочная царица, которую ему отдали в жёны за избавление от чудовищного Сфинкса благодарные жители Фив, приходится ему матерью — тем более знать не мог. Итог: выколол себе глаза, мать-жена повесилась, сыновья Полиник и Этеокл пали в братоубийственной схватке за власть, Фивы сравняли с землёй, верная дочь Антигона покончила с собой, чтобы избежать казни, то же самое сделал её жених, дочь Исмену убили…
- А пошло все от Урана, заточившего своих детей в недра Земли, его сына Крона, пожиравшего своих детей, и Зевса, проглотившего свою беременную жену Метиду, чтоб у нее не родился сын сильнее его.
- С прикрученным фитильком — библейский Каин. Собственно дети его остались живы, но он был первым убийцей, следовательно — именно тем, кто привнёс убийство в наш мир, а страдает теперь всё человечество, включая, по логике, и потомков самого Каина.
- Тогда уж стоит начать с Адама и Евы, чьё грехопадение «испортило» весь мир («Проклята земля за вас»), включая и их потомков.
- Согласно народным преданиям, человек, ставший после смерти вурдалаком, в первую очередь навещает свою семью, а уж потом они все вместе начинают кошмарить родные края, пока живых в окрестностях вообще не останется. Ну или пока всех не успокоят колом в сердце и усекновением башки.
- Распространённый мифический сюжет, когда царю/богу предсказывают смерть или свержение от рук своих потомков. На что он отвечает попыткой убийства своими или чужими руками.
Театр[править]
- Греческие трагедии, основанные на мифах — Софокл, Еврипид, etc.
Литература[править]
- А. К. Толстой:
- «Семья вурдалака» — старик Горча отправляется ликвидировать вкрай оборзевшего разбойника Алибека, наказав своим родным, чтобы загнали ему кол в сердце, если он вернётся позднее указанного срока, поскольку это будет уже не он. Проблема в том, что появился он аккурат в тот момент, как часы пробили последний удар, и у сыновей, боявшихся совершить ошибку (а вдруг часы спешили?), не поднялась рука. Увы, Горча действительно вернулся не таким и отвурдалачил всю семью, не пощадив и маленьких внуков.
- «Упырь» — тут и гендерная инверсия с бригадиршей Сугробиной, высосавшей родную дочь и посягавшей на внучку (и всех других девушек в роду, поскольку она и была той самой Марфой, проклятой мужем за предательство), и сабж напрямую с её любовником рыцарем Амвросием (он же — статский советник Теляев). А может, вообще ничего не было…
- Р. Л. Стайн, трилогия «Сага Улицы Страха» и её продолжения:
- судья Бенжамин Файер приговорил к сожжению на костре жену и дочь Уильяма Гуда, а тот проклял род Файеров на века и обрёк на гибель в огне. В результате большинство представителей рода, в том числе непосредственно близких Бенжамина, ожидали горе, безумие и смерть. Проклятие действует и поныне, распространившись на улицу, выстроенную на месте сгоревшего особняка Фиаров, более того — на весь городок;
- внук Бенжамина Эзра, чьё стремление отомстить Гудам привело лишь к гибели его жены, дочери и невесты сына, а потом и самого Эзры;
- Саймон Файер, чьи отец, мать и сестра были вероломно убиты одним из Гудов, пришёл к выводу, что добро — это отстой и очень удачно поменял фамилию с Файер («огонь») на Фиар («страх»). Судьба всех его близких и потомков, включая дочь, нечаянно убитую им самим, доказала, что зло — отстой не меньший, а шило на мыло менять не стоит;
- сам Уильям Гуд, втянувший своих потомков в бесконечный круговорот кровной мести.
- Н. В. Гоголь, «Страшная месть» — предатель Петро в результате проклятия стал родоначальником целой династии злодеев и чудовищных размеров нежитью, чьи корчи в попытках добраться до последнего представителя рода порождают землетрясения. Туда же и сам этот последний потомок, погубивший дочь, к которой он испытывал нечестивую тягу, зятя и внука, безжалостно зарезанного в колыбели.
- Сэр Хьюго Баскервиль же!
- «Дикая охота короля Ста́ха» — когда-то один из представителей рода Яновских Роман Старый предательски убил «народного короля», и теперь восставший из мёртвых Стах со своей призрачною свитой будет преследовать его род до двадцатого колена. Ну, или те, кому эта легенда выгодна.
- Арчибальд Кронин, «Замок Броуди» — Джеймс Броуди. Небогатый шляпник с какого-то перепугу вообразил себя родней местных аристократов, поэтому постоянно раздражен тем, что ему никто не оказывает «должного почтения», и держит в страхе всю семью. Среднюю дочь, по наивности забеременевшую от ухажера, Броуди выгнал из дома прямо в ночную бурю, после чего она потеряла ребенка, хотя и чудом выжила стараниями местного врача, потом фактически свел в могилу жену. Сын от такой жизни сбежал сам (на пару с молодой любовницей отца), а младшую дочь Броуди затравил до такой степени, что она, провалившись на экзамене, от страха перед отцом повесилась.
- ПЛиО! Тайвин Ланнистер — трагический король этого тропа, даже если в итоге окажется, что Серсея, Джейме и Тирион — вовсе не его биологические дети. Ведь он их усыновил (это как минимум), назвал «Ланнистерами и своими детьми» перед людьми и богами, и несёт за всех троих полную ответственность.
- В. Жуковский, «12 спящих дев» — Громобой заключил сделку с дьяволом, но когда подошел срок отдавать душу, выторговал себе отсрочку ценой душ своих маленьких дочерей.
Кино[править]
- Экранизации «Семьи вурдалака»:
- «Три лика страха» (1963, США, Франция, Италия, реж. Марио Бава);
- «Ночь дьяволов» (1972, Италия, Испания, реж. Джорджио Феррони);
- «Семья вурдалака» — первый эпизод сериала «Пятый всадник» (1975, Испания, реж. Хосе Антонио Парамо);
- «Семья вурдалаков» (1990, СССР, реж. Геннадий Климов, Игорь Шавлак) — старика здесь зовут Яков.
- Экранизации «Упыря»:
- «Дикая охота короля Стаха» по мотивам повести Короткевича.
- Экранизации «Собаки Баскервилей».
- «Прикосновение» — Николай Ильич Мальцев, последовательно переправляющий своих близких в мир иной якобы для их же блага. Канон, эталон, хранить вечно и никогда не говорить, что жизнь прекрасна и удивительна.
Телесериалы[править]
- «Три жизни, три мира: Десять миль персиковых цветков» — таков Император демонов Цзин Цян который представляет собой виртуозное сочетание адского папаши и апокалиптического маньяка.
- «Три жизни, три мира: Записки у изголовья» — Королева демонов Лин Мяо (и их прародительница) хотела погубить все сущее, своих потомков демонов в том числе.
- Сверхъестественное — в четырнадцатом эпизоде десятого сезона Каин (да, тот самый), в котором после битвы с армией демонов вновь проснулась казалось бы давно забытая жажда убийства, решает приняться за собственных потомков (они, вопреки Библии, не сгинули во Всемирном Потопе и составляют половину всего человечества). Не щадит даже детей. А причина в том, что именно среди его родословной встречается сильная «жажда убийств».
- И Яхве не забываем: да, Люцифера он не убил, но мучал сильно.
- Дневники вампира — Майкл, отец семьи первородных вампиров. Убедившись в том, что его дети стали кровожадными чудовищами, он (как будто сам не такой же) посвятил все своё бессмертное существование преследованию и охоте на них.
- «Слэшер», четвёртый сезон — Спенсер Галлоуэй, бессердечный богач, превративший собственную семью в натуральный гадюшник, а борьбу за наследство — в игру на выживание с маньяком.
Мультсериалы[править]
- Гора самоцветов, Чепоги — загзаг. Киму тигр-волшебник подарил большой дом и богатства. Но сказал, что это должен забрать некий Чепоги. Ким в страхе хочет убить его, но Чепоги оказался младенцем и тот его вырастил, как собственного сына.
Манга, аниме, ранобэ[править]
- «Мой очаровательный лакей» — зигзагом: таковой невольно оказалась Элизабет Летос, тетка главной героини Илии, чьё желание, чтобы её первенец Мэтью унаследовал титул деда герцога Турбелиса, привело к тому, что род Летосов оказался опозорен на долгие годы.
- Сам герцог Турбелис тоже, при встрече с внучкой Илией-младшей прямо признался: в том, что Элизабет и её отец выросли такими (Элизабет жестокой и амбициозной, а Илия тихим и робким) — его вина. В итоге ведь род Турбелисов пресекся на нем, и дальнейшее наследование герцогства Турбелис произошло по женской линии через Илию.
- «Маленькая Мисс Дьявол: Озорная жена президента» — таким оказался дед главной героини гендиректор корпорации Сан, в итоге получивший сердечный приступ, когда узнал от внучки, захватившей власть над компанией, что она и не думает спасать корпорацию, а наоборот, хочет её ликвидировать
Видеоигры[править]
- Crusader Kings 2 и Crusader Kings 3. Казнить неверную жену, недостойных наследников, просто слишком старых потомков, детей, которые из-за сексуальных похождений вашего протеже стали худородными… Жестко, эффективно, а в третьей части ещё и экономит ресурс «признание».
Визуальные романы[править]
- Fate/Stay Night — патриарх семьи Мато, чернокнижник Зокэн. Человек (вернее, уже не совсем) уже 200 лет пытается добыть Грааль ради обретения истинного бессмертия. А потомки для него всего лишь инструменты, с помощью которых можно достичь этой цели, и их он не только использует, но изощрённо пытает и убивает, порой просто забавы ради.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — несколько зигзагом, но таковыми можно считать генокрадов. Хотя бы один попавший на обитаемый мир генокрад заражает людей, создавая «династию» гибридов (и попутно разрастаясь до «Патриарха»), а по достижению определённой популяции вызывает флот-улей, который поглотит и планету, и «детей», и его самого.
Ролевые игры[править]
- Vampire: the Masquerade — практически буквально. Патриархи-основатели каинитских кланов, вампиры третьего поколения (обращённые теми, кого обратил лично Каин), как искренне верит Шабаш, спят где-то там, глубоко под землёй, уже не первую тысячу лет. Однажды они проснутся… и очень захотят кушать. Камарилья отвечает, что всё это сказочки, но мы-то с вами знаем, чем всё в итоге закончилось.