Форты Кронштадта
Форты Кронштадта — фортификационные сооружения о. Котлин. Заложенные еще при Петре I, они стали надежной преградой на пути к Санкт-Петербургу, воплотив в себе за более чем двухсотлетнюю историю своего развития самые передовые оборонительные идеи и технологии XIX века.
Количество камня, которое использовалось при возведении этих укреплений, и качество, с которым они выполнены, заставляют немогликов выпадать в осадок и повышать уровень генерации своего бреда до запредельного уровня.
Для того чтобы построить гранитные форты Кронштадта, Петру I понадобилось бы выписать из Южной Америки несколько тысяч трудолюбивых инков, так как схожий стиль кладки фортов и инкских построек кричит о том, что те и другие строила одна цивилизация!
Дело в том, что при Петре все укрепления острова Котлин были из дерева с обмазкой из глины. А каменное строительство труЪ-фортов началось в правление Николая I. Следует заметить, что баловаться с камнем пытались и ранее.
Первая попытка отделать гавани Кронштадта камнем была предпринята еще в 1734 году, но из-за нехватки каменотесов и каменщиков стройка продолжалась три года, а после и вовсе заглохла. В свое время при строительстве Петербурга царь Петр решил проблему элегантнее: просто взял и запретил каменное строительство во всей федерации стране, а в Питере, наоборот, запретил строительство из дерева, после чего всем артелям каменотёсов волей-неволей пришлось перебираться в зарождающуюся столицу.
Следующая попытка состоялась в середине XVIII века. Была собрана авторитетная комиссия во главе с ген.-лейт. И. Л. Люберасом, которая пришла к выводу, что отделка гавани деревом никуда не годится, что дикий камень для этих целей намного лучше. И… оставила все как есть. Сложно объяснить сей финт ушами, но вероятнее всего, в расчет приняли оценку Любераса по затратам на строительство. Выходило, что обкладка гаваней камнем обойдется казне в 3 млн рублей, в то время как ремонт и реконструкция деревянной гавани и бастионов — менее чем в 133 тысяч рублей. Не умели еще тогда пилить царский бюджет, да…
«Одеть» злополучные гавани в камень удалось лишь в конце XVIII века.
Постройка гранитных фортов не оправдана, все это слишком затратно и в таком строительстве нет никакой необходимости
Необходимость была, и даже не одна.
Причины перехода к каменному строительству в Кронштадтской крепости:
- Важное стратегическое положение крепости. Велика Рассея, а отступать некуда — позади Санкт-Петербург!
- Осложняющиеся отношения с главными конкурентами: туманным альбионом и лягушатниками
- Развивающееся быстрыми темпами артиллерийское и, ВНЕЗАПНО, ракетное вооружение. Да, анон, ты не ослышался. Уже в первой половине позапрошлого века
советскиецарские ракеты были лучшими в мире. Даже уставом Кронштадтской крепости, запрещавшим открывать огонь по врагу, находящимся более чем в 800 саженях (1700 м), разрешалось при применении вражиной боевых фейерверков отвечать огнем из самых дальнобойных орудий. Поддержать веселье, так сказать. ИЧСХ, уже к концу 19 века ЦК позапрошлой страны просрало все полимеры в данной области. Sad, but true… - Личные амбиции. Суть в том, что Николя намбер ван, получив в юности инженерное образование, мнил себя великим архитектором и строителем. И таки не безосновательно. При планировании строительства форта «Рисбанк» (Павел I) он лично внес рацпредложение, которое не только не зафейлилось, но и ускорило строительство чуть ли не на год и сберегло царский кошелек на кругленькую сумму;
- Сложные погодные условия региона. Так, в 1824 году сильная буря и последовавшее за ним наводнение сильно повредили все деревянные укрепления о. Котлин. Мало того, что на восстановление потребовалось 100500 тысяч рублей, так и боеспособность крепости практически была равна нулю.
В результате каменные форты, построенные при Николае I, были настолько мощны, что в 1854 году первый лорд Адмиралтейства англичан Д.Грэхэм писал адмиралу Непиру, вознамерившемуся с огромной эскадрой английских и французских кораблей осадить Кронштадт:
«Было бы сумасшествием играть на руку России и бросаться головой вперед на его [Крондштата] гранитные стены, рискуя нашим морским превосходством, со всеми фатальными последствиями, в неравной борьбе дерева против камня»
Непир, который до этого распиарился во всех лондонских газетах о своем твердом намерении расписать Кронштадт под хохлому, увидев наконец форты вживую, таки совету внял и ограничился лишь покатушками на безопасном расстоянии, с периодической стрельбой по воробьям, что в итоге и стоило ему карьеры. Лулз в том, что выиграли от всего этого обыкновенные таксисты извозчики, которые просто офигевали от понаехавших отовсюду руссо туристо, желающих с берега посмотреть на бесцельно маячившую на горизонте огромную военную эскадру. Периодически в толпе можно было узреть бледную рожу самого батюшки императора, которому было явно сцыкотно от всего этого балагана.
Такое строительство невозможно провести без технической документации и инженеров. И самое главное, почему о строительстве фортов все забыли?!
Никто не забыт, ничто не забыто. В архивах сохранилось много документации и описания хода строительства фортов, ну а о наличии в стране инженеров и чертежников позаботился еще сам Петя, основав в 1701 году школу математических и навигационных наук. Позднее основали Николаевское инженерное училище. При Морском ведомстве существовали корпуса корабельных инженеров, инженеров и техников строительной части и флотских штурманов. В качестве примера приведем личный состав инженерной команды Кронштадтской крепости на 1858 год: инж.-полк. Я. Ляпунов — командир команды, инж.-подполк. Д. Симаков — заведующий Пютерлакской каменоломней, 6 штаб-офицеров, 25 обер-офицеров, 12 унтер-офицеров и 47 нестроевых (унтер-офицеры, солдаты-чертежники, писари и т. д.)
Такое количество гранита обработать вручную невозможно. Одна артель каменотесов обработает один блок в месяц максимум, мамой клянусь!!!
О скорости работы русских каменотесов говорит следующий факт: при строительстве Константиновской батареи было необходимо возвести 300 метровый эскарп, сложенный из кирпичей и облицованный гранитными плитами массой от 4 до 6 тонн, а в цокольной части — до 10 тонн. К лету 1859 года закончили забивку свай, приступили к заливке основания бетоном и сооружению эскарпа и к лету 1860 года закончили. Т.о. за неполный год каменотесы добыли и обработали вручную около 140 гранитных плит цоколя и около 250 плит облицовки.
Константиновская батарея, разрез по эскарпу
Невозможно так обрабатывать гранит вручную. Это машинное производство!!
Невозможно, потому что гладиолус. При строительстве каменных фортов камень обрабатывался на черновую (лишь нижняя постель) в каменоломне, далее транспортировался на строительную площадку, где происходила обтеска на чистовую по деревянным лекалам и шаблонам, предварительная сборка и нумерация блоков. Особое требование к качеству предъявлялось к нижней постели блоков первого ряда ростверка, масса которых доходила до 6 тонн. Не допускались малейшие неровности и уклоны, во избежание появления неравномерных нагрузок на сам ростверк и перекосов, которые могли привести к трещинам в стенах. Плиты облицовки часто имели выпуклую форму для увеличения вероятности проскальзывания ядра и гашения импульса удара. Сложную форму имели блоки бойниц.
Большинство гранитных деталей имели собственные названия (см. картинку)
Все гранитные форты построены без раствора, а ведь всем известно, что безрастворная кладка — «почерк» отлантофф!!!
Все форты выполнены с применением раствора:
Кладку башни, полубашен и куртин до низа амбразур выполняли из бутовой плиты на гидравлическом растворе. Со стороны фарватера ее облицевали гранитным камнем правильной формы, а внутренние поверхности – таким же камнем неправильной формы. Амбразуры форта по периметру также облицевали гранитом. Гранитные блоки крепились между собой пиронами. А швы между ними заполнялись мастикой из смолы, извести и конопляного масла. Снаружи расшивка швов кладки производилась мастикой, составленной из воска, гарпиуса (вещества, тождественного канифоли) и серы. Облицовка из рваного камня расшивалась особым раствором из тертого кирпича, белил и голландской сажи.
Ростверк так же был на растворе. Нижний ряд блоков укладывался с перевязкой швов 50-80 мм, швы заливались
бетоном. Швы второго ряда заполнялись гидравлическим раствором, третьего — соединяли пиронами и заливали
свинцом.
Если гранитные форты строили русские, то почему больше так не строят? Ведь гранит суперпупермегапрочный, выдержит хоть ядерный удар!!!
Печально, но факт: уже к началу второй половины девятнадцатого века гранитная броня фортов Кронштадта не являлась надежной защитой от стремительно развивающейся артиллерии. В 1865 году Э. Тотлебен приказал прекратить гранитное строительство новых батарей, основные укрепления теперь начали обшивать металлическими броневыми листами, кои, видимо, лулзов ради, поначалу заказывали у своих непосредственных конкурентов и противников англичанок. Было предложено даже обшить броней поверх гранитной облицовки весь форт «Павел I» (быв. Рисбанк), но, из-за слишком больших расходов, на эту затею решили положить болта и оставить все как есть, ограничившись лишь постройкой новых батарей вблизи форта.
Отделка гранитом некоторых элементов батарей (контрэскарпов, лестниц, валгангов) еще проводилась до 90-ых годов позапрошлого века, после чего все укрепления начали «одевать» в бетон.