Поп Гапон
Поп Гапон (Георгий Гапон) — священник РПЦ, политик, революционер и борец за свободу конца 19-начала 20 века. Организатор шествия 9 января 1905 года, которое было жёстко подавно царским режимом. Сам Гапон вошёл в историю как один из символов первой русской революции 1905—1907 годов. Как и большинство других революционеров, плохо кончил.
Ранняя биография[править]
Георгий Аполлонович Гапон родился 5 (17) февраля 1870 года в Полтавской губернии. Расовый хохол, дальние предки были запорожскими казаками. Родители — крестьяне, при этом отец был зажиточным («кулаком»). Уже с детских лет проявлял интерес к религии. В 7 лет отдан в школу, впоследствии поступил в Полтавское духовное училище. Затем окончил Полтавскую духовную семинарию, в которой пристрастился к толстовцам (получал доступ к запрещёнке, которую писал Лев Толстой), из-за своего увлечения запрещённой литературой вступил в холивары с начальством семинарии и не смог получить диплом, который требовался для поступления в универ. После учёбы занимался частной практикой.
Священник[править]
В 1894 году по наущению своей жены принял первый церковный сан. Стал дьяконом РПЦ. Помогал молодому Гапону епископ Илариона, с помощью которого Гапон и получил должность священника в бесприходной церкви Всех Святых при полтавском кладбище. Работая священником Гапон проявил незаурядные таланты, запомнился как проповедник, который собирал большие массы людей во время своих выступлений. Гапон помогал всем нуждавшимся беднякам, совершал духовные требы для бедных прихожан из соседних церквей. Также устраивал собеседования на религиозные темы, на которые стекалось большое количество слушателей, несмотря на то, что церковь Гапона была бесприходной. Вскоре у Гапона появились враги среди духовенства — другие священники, которым не нравилось, что Гапон забирает у них прихожан, в его адрес пошли наезды, включая даже обвинения в ереси.
В 1898 году потерял жену (та умерла от болезни), осталось двое детей. Гапон переезжает в Питер с тем, чтобы поступить в духовную академию. Смог поступить по протекции епскопа Иллариона, который замолвил за Гапона словечеко перед главой Святейшего Синода Победоносцевым. В Академии долго не продержался, поняв, что там особо ловить нечего и изучают там лишь всякий маразм. Ездил в Крым, затем вернулся в Питер. В 1899 году вернулся к проповедям. Проповедовал в Церкви Милующей Божьей Матери в Галерной Гавани. На проповеди Гапона стекались многие тысячи людей, не всем хватало места в церкви. Особое внимание Гапон уделял беднякам, которых пытался с помощью проповедей вернуть на путь истинный, наставить к труду. В 1900 году назначен на должность настоятеля сиротского приюта святой Ольги, законоучителя и священника приюта Синего Креста. Продолжал работу по улучшению жизни городской бедноты — В 1902 году составил новый проект системы благотворительных учреждений, который предусматривал создание трудовых колоний для реабилитации безработных босяков. В то время сошёлся с Сергеем Зубатовым, начальником особого отдела полиции, помогал в создании подконтрольных полиции рабочих профсоюзов. Был вхож в разные зубатовские организации, заседания которых посещал. После отставки Зубатова стал представителем петербургской рабочей организации во властных кабинетах. В это время резко политизировался, в 1904 году возглавив «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Постепенно контакты Гапона с полицией становились меньше, пока, наконец, 8 января 1905 года его не объявили в розыск.
События 9 января 1905 года[править]
Прологом к событиям начала первой русской революции стало увольнение 4-х рабочих с Путиловского завода (которые состояли в Собрании Гапона). После увольнения с участием Гапона обсуждалось направление депутатаций в ряд мест с целью восстановления уволенных рабочих. Сам Гапон пропагандировал радикальные меры (выступал за стачку, а не за петицию).
В начале января Гапон смог очень сильно накачать толпу идейностью, и люди были готовы бастовать. Началась забастовка во всём Санкт-Петербурге, люди стали требовать изменений. Некоторые заводы бастовать не хотели, к ним прибывали войска Гапона и требовали прекратить работу, убеждать слишком долго не приходилось. Своей целью протестующие назвали перемены, и призвали вручить царю призыв к ним, при этом все протестующие были исключительно мирными, не имели оружия и отказывались от применения силы, а также гарантировал самому царю безопасность. Однако он заявил, что если царь не выйдет, «то царя у нас больше нет».
Но царь вообще отсутствовал в тот день в Петербурге и уж тем более не стал встречаться с народом. Тогда власти стали просто стрелять в колонны протестующих, чтобы разогнать шествие. Был ранен и сам Гапон, убиты множество протестующих. В результате митинг был рассеян, но на деле власть лишь подложила под себя мину, ибо с тех пор начали раздуваться революционные настроения.
По итогам произошедшего Гапон смог пережить Кровавое воскресенье и стал призывать к свержению власти, заявив что после пролития крови царя в России больше нет.
В апреле 1906 года был убит на даче в Озерках (пригород Санкт-Петербурга) предположительно группой своих бывших товарищей-революционеров.