Соловей-разбойник
Соловей-разбойник (Соловей-Разбойник) — ещё один исконно-посконный славянский злодей. Он не чародей, не зарубежный агрессор и не трёхголовый дракон, и не столь популярен, как они. Соловей — всего лишь криминальный элемент, однако и у него имеется некоторое число дополнительных возможностей — и знаменитый смертоносный свист из них пусть и самый известный, но далеко не единственный.
Факты и стереотипы[править]
- Этимология имени исключительно простая — какая ещё птица умеет выдавать такие забористые трели? Иногда Соловей и вовсе изображается с чертами буквального соловья али ещё какой птахи — гарпия, да и только (или аллюзия на Дива, кличущего вверху древа?). Согласно нижегородскому преданию, у него был также чуть более законопослушный брат или товарищ по имени Скворец.
- По версии Олега Дивова, Соловей на самом деле — «соловый», то есть светловолосый, на грани блондина с шатеном. В этом не было бы ничего примечательного для восточных славян, будь он человеком разумным, но в сеттинге Дивова (см. Литература) Соловей — совсем другой гоминид.
- В порядке необузданных догадок высказывалась также версия, что Соловей — искажённое «Соломон».
- Не следует путать нашего
героязлодея с Соловьём Будимировичем. Этот былинный персонаж — не разбойник, а вполне законопослушный купец. - В языческие времена на Руси двусоставные имена были для знати, простые люди называли своих детей в честь животных, по порядковому номеру и исходя из личных качеств.
- Ну, или желая уберечь от нечисти — отсюда милые имена типа Ненаша, Нехороша и т. д.
- Отчество у Соловья — Одихмантьевич. По одной версии, древние русичи так переиначили имя литовского отца нации князя Гедимина[1]. По другой версии, «Одихмантий» отсылает к норвежскому конунгу Эймунду, завоёвывавшему в XI в. киевский стол для Ярослава Мудрого. А по третьей, пусть и явно страдающей всеми болезнями наивного языковедения, это значит попросту «сигнальщик».
- В других вариантах отчество Соловья — Ахматович или Рахманович.
- По национальности Соловей, вероятно, мордвин — мокшанин или эрзя; до крещения у них широко бытовали птичьи имена (для сравнения — славяне и германцы предпочитали звериные, типа Волк/Вук/Олаф/Вольф).
- Также Соловей мог быть вятичем — это племя очень долго сопротивлялось киевским князьям, отчего и в самом деле прямой дорогой Киев-Муром и далее на Ростов и Суздаль избегали пользоваться, причём именно княжьи люди, а не купцы.
- Соловей «сидит на десяти дубах» (вариант — девяти или даже тридевяти). Село под таким названием действительно существует в Орловской области на границе с Брянской, так что исторический Соловей был, вероятно, и впрямь могущественным разбойничьим атаманом вплоть до раубриттера, засевшим в этом селе (тем более, что былины указывают: были у него и подворье, и терем, и населявшая их родня). Но художникам и литераторам фактография не указ, и разбойник обычно кукует на натуральном дубу (что вообще-то логично: свысока удобнее высматривать жертв и потом поступать с ними по усмотрению).
- Соловей-разбойник умеет очень громко (аж за двенадцать вёрст слышно) свистеть. На более близком расстоянии его голос валит деревья, срывает крыши с домов, сотрясает землю, оглушает и даже убивает людей и способен погубить целую армию, как натуральная ультра- или инфразвуковая излучательная установка. Прообразом, как считается, послужили боевые кличи степной конницы или даже свист стрел со специальными надрезами в наконечниках. Однако свиристеньем Соловей не ограничивается — может и «зарычать по-звериному», и «зашипеть по-змеиному»; подражать голосам животных лесному жителю по должности положено.
- В адаптациях свист обычно оказывается лишь побочным эффектом — настоящую разрушительную силу имеет выдуваемый Соловьём поток воздуха. По одной из версий, он является отражением стихийной, нечеловеческой части Ильи Муромца (сравните с Энкиду по отношению к Гильгамешу).
- Конец разбою Соловья положил Илья Муромец, сшибший разбойника стрелой с дуба (причём выбил «око со косицею» — то ли косящий глаз, то ли с частью височной кости). Шайку Соловья он то ли перебил, то ли разогнал, а самого Соловья пленил и привёз пред очи князя Владимира Красно Солнышко. Тот, впечатлившись демонстрацией силы Соловьёва голоса, велел поскорее отрубить разбойнику голову — однако этого, судя по обилию адаптаций, всё же не последовало…
Где разбойничает (или нет)[править]
Фольклор[править]
блять это слишком как-то жестко
Илья: Не проходил ли тут Соловей?
Крестьяне: Ты хотел сказать «Соловей-разбойник», Илюша?
Илья: Мне лучше знать.
- Где лопата?
Литература[править]
Между древним Удоевым, основанным в 794 году, и Черноморском, основанным в 1794 году, лежали тысяча лет и тысяча километров грунтовой и шоссейной дороги.
За эту тысячу лет на магистрали Удоев – Чёрное море появлялись различные фигуры.
Двигались по ней разъездные приказчики с товарами византийских торговых фирм. Навстречу им из гудящего леса выходил Соловей-разбойник, грубый мужчина в каракулевой шапке. Товары он отбирал, а приказчиков выводил в расход. Брели по этой дороге завоеватели со своими дружинами, проезжали мужики, с песнями тащились странники.
Жизнь страны менялась с каждым столетием. Менялась одежда, совершенствовалось оружие, были усмирены картофельные бунты. Люди научились брить бороды. Полетел первый воздушный шар. Были изобретены железные близнецы – пароход и паровоз. Затрубили автомашины.
А дорога осталась такой же, какой была при Соловье-разбойнике.
- Эдуард Успенский, «Вниз по волшебной реке» — здесь Соловей сперва выступает как злодей-недотёпа, потому что лишился зуба, шепелявит и свистеть не может, так что его уделывает даже бабка с помелом. Немного погодя его по ориентировке, текст которой достоин прямой цитаты:
Царь наш Макар Васильевич повелел изловить дерзкого преступника Соловья-разбойника. Росту он высокого. Сложения крепкого. Одноглазый. Лет ему от роду пятьдесят. Особых примет нет. Обе ноги имеет левые.
За поимку живого или мёртвого награда — полбочонка серебра.
Год сегодняшний. Лето нынешнее. Писал писарь Чумичка.
- Его задерживают и доставляют в столицу… вот только там уже заправляет Кощей Бессмертный, который велит вставить Соловью недостающий зуб и немедленно рекрутирует в своё войско. И вот тут-то разбойник разворачивается во всю душу, став громилой в гадском ансамбле.
- А. Бушков, «Анастасия» — псайкер-людоед Соловей-Разбойник не только говорит лозунгами, но ещё ими гипнотизирует. Пародия на Брежнева. «Он владеет Наследием Великого Бре. А это страшные заклятья, способные пригвоздить к земле любого… Это смерть».
- Д. Емец, «Таня Гроттер» — тёмный преподаватель в Тибидохсе, Соловей О.Разбойник (Одихмантьевич), тренер по магическому пилотажу.
- «Преданья старины глубокой»: здесь Соловей Рахманович, прозванный Разбойником — сын индийского волшебника Рахмана и представительницы племени великанов-велетов. В отличие от Хагрида, великанский рост он не унаследовал (просто здоровый детина), зато приобрёл такую способность, как разрушительный свист, способный с корнем выбрать вековой дуб или убить человека на месте. В молодости вместе со своей семьёй возглавлял крупную ватагу разбойников, грабивших путников на дорогах. Эту лавочку прикрыл Илья Муромец, перебивший людей Соловья, а его самого доставивший в Киев, к князю Владимиру. Проведя много лет в заключении, Соловей в итоге смог сбежать и подался на службу к Кащею. Несмотря на старость, усохшую ногу и подслеповатость, Соловей всё ещё остается грозным бойцом, способным так дунуть-плюнуть, что в небеса улетят и княжеские хоромы. Ловит Финиста, отправленного наблюдать за Кащеем, и сажает его в клетку. Вместе с Калином и Горынычем помогает Тугарину спасти кота Баюна, устроив набег на Владимир. Там он сталкивается с Овдотьей и получает серьёзные раны, но выживает и быстро идёт на поправку. В третьей книге вновь сталкивается со своим былинным врагом Муромцем, хотя ни Соловей, ни сам Илья уже не испытывали друг к другу настоящей вражды. Во второй раз проигрывает и даёт богатырю обещание покинуть поле боя, но тут же нарушает его, атакуя Муромца в спину. Как следствие - получил копьём в оставшийся здоровый глаз.
- Олег Дивов, «Храбр» — здесь волоты/йотуны, и в их числе
СоловейСоловый разбойник оказываются недовымершими реликтовыми гоминидами типа гигантопитеков. Видимо, светлый окрас для таковых редок. Йотун Святогор, к примеру, — угольно-черный, а сам главный герой, тоже их потомок — тёмно-рыжий, как медведь. Соловый со своей семьёй в голодную зиму решил поправить дела за счет человечины, но тут в разорённом ими Десятидубье случается Илья Муромец, ака Ульф Урманин… - «Ведьмак» — отсылка: разбойник по прозвищу Соловей, в чьей банде одно время состояла Ангулема и которого заказали убить Геральту и компании.
- «Кащей Бессмертный (дилогия Мансурова)» — боевой мутант, выведенный колдунами в незапамятные времена. Выглядит как гарпия, но с телом и лицом мужика криминальной наружности, умеет свистом разрушать неживое и убивать живое, причем именно ультразвуком, а не ветром. А еще их там много, стаями летают.
- Т. Лихоталь «Повесть о славных богатырях» — тут Соловей сверхспособностями не обладает, а является то ли крутым атаманом, то ли мелким князьком в Брынских лесах. Ходит с глиняной свистулькой в руке, но окружающие над этой причудой не смеются — ему достаточно свистнуть, чтоб голову у неугодного с плеч сняли.
С Ильёй пересекался дважды — первый раз его люди поймали идущего в Киев Илью и попытались захолопить. Сбежать из поруба помогла девушка лада (впоследствии проданная Соловьём в степь и уже в неволе родившая Сокольника). А вот второй раз, уже с княжьими людьми, Илья расчищал дорогу на Брянск. И в итоге припомнил всё хорошее и Соловью и его людям.
Кино[править]
- «Илья Муромец» Птушко — весьма выразительная корявая рожа, которую бьёт Илюшенька. Как и в былинах, позже князь требует от него спеть на бис в Киеве. Соловей отказывается убавить мощность динамика, и концерт обрывается по причине смертного приговора солисту.
- «Там, на неведомых дорожках» (экранизация Успенского). Соловей-Разбойник вынужден ходить к дантисту несколько раз, получив по тем или иным причинам в челюсть от стрельца Дрёмы («Меня — будить?!») Даже полученный от Кащея золотой зуб выбил… В книжке его нейтрализовали примерно так же — но хотя бы однократно…
- Визуальная отсылка — Соловей-Разбойник в исполнении Олега Анофриева очень напоминает Бармалея из «Айболит-66» в исполнении Ролана Быкова.
- «Иван да Марья» — в него влюбилась царевна Аграфена. Разбойник? Ну и что?.
- Но тут не так эпичен сам Соловей, как связанные с ним песни. Шутка ли — автор Владимир Высоцкий!
Первый Соловей в округе,
Я гуляю бесшабашно.
У меня такие слуги,
Что и самому мне страшно.
К оборотням не привыкну —
До того хитры, ребятки!
Да и сам я свистну, гикну —
Аж душа уходит в пятки!
Выходи! Я тебе посвящу серенаду!
Кто тебе серенаду ещё посвистит?
Сутки кряду могу — до упаду, —
Если муза меня посетит.
Я пока ещё только шутю и шалю —
Я пока на себя не похож:
Я обиду терплю, но когда я вспылю —
Я дворец подпилю, подпалю, развалю,
Если ты на балкон не придёшь!
Как-то ехал царь из леса,
Весело, спокойненько, –
Вдруг услышал свист балбеса
Соловья-разбойника.
С той поры царя корежит,
Словно кость застряла в ём:
Пальцы в рот себе заложит —
Хочет свистнуть Соловьём!
Надо с этим бой начать,
А то начнет разбойничать!
- «Золотые рога» — мальчишка представляется Бабе-Яге как Соловей-разбойник. Младший.
- «Соловей-Разбойник» (2012, комедийно-криминальный фильм по сценарию Охлобыстина и с ним же в главной роли). «Белый воротничок» Севастьян Григорьевич Соловьёв «Соловей» решает бороться с произволом местных властей и преступных группировок с помощью разбоя. К «Соловью» и его другу — бывшему главбуху «Дебету» — присоединяются кузнец «Молот», трудолюбивый человек из народа, уволенный по сокращению, и оперная певица «Прима» (на поле Приму заменил агент Н7). В наличии тропы Альтернативные концовки/Боливийский финал, Бесполезный огнестрел/ Вынул ножик из кармана, Фирменное оружие, Мочить в сортире.
- На самом деле это только половина правды: большинство убитых сотрудников полиции честно выполняли свою работу. А сам Соловей с бандой ничуть не положительные персонажи, что в фильме не раз проговаривается, и к «искуплению» своему они шли целенаправленно и даже с охотой. Мораль понятна и проста — бунт, особенно русский, бессмысленный и беспощадный, это на самом деле совсем нехорошо. Особенно если он становится безвариантным.
- У этого Соловья тоже есть фикса («Чего тебе, мультик златозубый?»). Не исключено, что вместе с белым кожаным пальто и двумя маузерами затрофеил у убитого мафиози.
- В смысле «не исключено». В сцене где в разгромленный туалет заходит официант, Соловей как раз промывает свежевыбитые зубы.
Мультфильмы[править]
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 1978 г.
- «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — здесь Соловей имеет откровенно монголоидную наружность, носит тараканьи усы и длинный чуб посреди бритой головы. Анимация его свиста тянет на топливо ночного кошмара: сперва у него наливаются кровью глаза, затем он, перекрутив своё тело, словно полотенце, взмывает на десятки метров вверх, чтобы как следует вдохнуть… А от самого свиста, сравнимого с хорошим ураганом, по воздуху летят, как бумажные, люди, животные и деревья любых размеров, солнце гаснет, а землю бурят смерчи. У булавы в руках Ильи даже навершие лопнуло, как стеклянный стакан!
- Бабка, охаживающая Соловья клюкой со словами «Не свисти!» — явная аллюзия на упомянутого стрельца Дрёму. Хотя, конечно, сгорбленная бабулька с клюкой совсем не похожа на шкафоподобного стрельца…
- А само обезвреживание Соловья через «швиштяшший жуб» вообще, похоже, восходит к мультфильму 1978 г. Ну не показывать же было советским ребятишкам жуткой былинной сцены с выбитым стрелою Муромца глазом…
- Также к эпизоду с соловьиным свистом отсылает момент, когда Алёша Попович грозится освободить пленного Тугарина перед слегка попутавшим берега князем Киевским.
- «Иван Царевич и Серый волк 3» — незадолго до событий фильма Соловей-разбойник совершил поворот направо и помог главным героям спасти Русь от Палка Палковича Пугало и его промывания мозгов «повидлом».
- «Бабка Ёжка и другие» — здесь эпизодический Соловей-разбойник совсем не злодей. Просто свистит себе, дружит с птицами, и никому не причиняет вреда. Когда герои вернули Соловью-разбойнику волшебный свисток, он подсказал им, как одолеть Змея Горыныча.
Телесериалы[править]
- «Дружина» — Соловей здесь предводитель банды разбойников, нападающей с деревьев и использующей особые метательные ножи, которые издают пронзительный свист в полете.
Музыка[править]
- Владимир Наш Весь Семёныч к теме сабжа возвращался неоднократно, и не только в «Иване да Марье»:
Соловей-разбойник главный
им устроил буйный пир,
А от их был Змей трёхглавый
и слуга его — Вампир.
Пили зелье в черепах,
ели бульники,
Танцевали на гробах,
богохульники!
Страшно, аж жуть!
- Еще есть одноимённая песня группы «На-На».
- Номер «Экс-ББ» «Бабки Ежки». Тут Соловей — пародия на Витаса. Не путать с номером «Как хотела меня мать да за первого отдать..», где пародируется тоже Витас и та же песня, но персонаж не то Кощей, не то какой-то оживший скелет.
Реальная жизнь[править]
- Согласно расхожей шутке, в XX веке сабж переквалифицировался из разбойников в прямо противоположные деятели, но любовь к заливистому свисту и отъёму денег у проезжающих по дороге сохранил.
Примечания[править]
- ↑ Вряд ли. Гедимин-то жил в XIV веке, неужто фольклорный образ Соловья-Разбойника не старше? А может, тогда и Кощей Бессмертный — на самом деле долгоживущий Ольгерд?