Наука
«Наука» — слово, однокоренное глаголу научить, и, по совести говоря, это двузначное понятие:
- наиболее мощное и влиятельное, притом изначальное и фарватерное направление европейской (греческой, христианской, западной) философии. Наука синергично вовлекает математику[1] в изложении полезных знаний, даже самых бытовых: от рисования и кулинарии до мореходства и стрельбы ядрами. Раньше так и называли: натуральная философия, — мол, та, что без бабского базара просто берёт и исследует все естественные (а не высосанные из перста Господня) направления человеческого любопытства. На социальном плане, наука — та или иная, либо вся наука вообще — древняя арийская традиция, которая живёт, славится и помогает человечеству благодаря профессиональным усилиям людей, известных, как учёные. Освоить такое мощное знание помимо учёных умеют лишь нерды-ботаники, инцелы-технари, а в вымышленных сеттингах жанра фэнтези — также и иные деятели техномагии или матемагии.
- опарашенный слоями подмены понятий мем, Наука™ (англ. the Science™, англ. soyence), центральная святыня культа науки. Основывается на представлениях Мани про свой Манямирок и на прожужжавшем через века дискурсе про науку: так называемая «философия науки».
Есть очень хороший, годный научный метод, молчаливо применяемый в любом серьёзном исследовании. Научный метод явно упоминается учёными лишь тогда, обычно, когда нужно продвинуть по масти очередного «философа»-петуха от науки, а-ля братья Богдановы. Не лежит на совести учёных и естествоиспытателей лженаука, антинаука, научное фричество или одна из ряда -логий а-ля теология, астрология, психология, сциентология, суетология и т. д.
Суть®[править]
Разделение труда, специализации, формирование ролей и каст — всё это настолько типично для общества, что представляется неизбежным. Однако, отдельно взятый умный мозг это так называемый чёрный ящик: невозможно проследить его работу, плоды или способы этой работы, и тем более невозможно — ископировать его навыки или способности. Лишь через мускульные движения подчинённого мозгу тела — тот может как-то попытаться сообщить о событиях в своём Манямирке. Для человечества в его серой массе это не вызывает особых затруднений: мысля, чувствуя и действуя согласно инстинктам, привычкам и нормам поведения — быдло-нормизы договариваются (буквально) до усреднённой и стандартной схемы описания своих внутренних переживаний. А для сообщения ценных мыслей: творческих, технологических и философских, — требуется особая дисциплина мышления и языка, выражающего ходы и контуры уникальных, свежих мыслей, — таких, которые нужны для решения задач и создания нового. Эта дисциплина-то, рано или поздно, оформляется в общественную традицию, а наиболее мощная глобальная цивилизация — наша, белая, — около 6 века до нашей эры сформировала традицию универсального и неограниченного познания: философию. К концу 16 века стало ясно, что огромные дары сулит натуральная философия, а к концу 19 века была сформирована современная наука.