Мифы
К сожалению, современное общество забыло о смысловой силе мифа. Сейчас мы используем слово «миф» как синоним для лжи, а не как отображение вечной истины. Мифы ведь только на первый взгляд кажутся волшебными сказками. В реальной жизни можно легко найти их источник.
Я склонен рассматривать большинство древних мифов как хроники, записи реальных событий, испорченные поэтизацией
Мифы — предания, народная традиция, связанная с культурой. Мифы являются неотъемлемой частью человеческого общества. В обществах старины считалось, что мифы повествуют о подлинной истории, несмотря на обильное присутствие символов и фантастических элементов, которые тем не менее полагались действительно имевшими место быть в прошлом.
Набор мифов определённого народа называется мифологией.
История[править]
Мифология описывает предания далёких дней, переданные как бы посредством устного метода (так как книг ещё не существовало, это был основной способ передачи информации). Повествует обычно о том, как появилась Земля, откуда взялись люди, о богах и стихиях, с которыми люди постоянно взаимодействуют. Боги в мифологии чаще всего являются персонификацией природных сил, но также встречаются и полубоги — легендарные потомки богов, наделённые сверхъестественными силами.
Основные персонажи мифа — боги и герои, противостоящие хтоническим чудовищам.
Так как миф описывает представления отдельного народа о мире, то в нём есть чётко определённые категории добра и зла — положительных богов, коим должно поклоняться, чтобы жизнь была блага, и различных злобных народов и существ, противостоящих людям.
Из мифа впоследствии выродились сказки — детские произведения, которые уже не претендуют на истину. В современности мифология воспринимается как полный вымысел или фантастическое описание реально имевших место быть событий.
В современности мифами могут называть популярные заблуждения — например известное представление о гигантском количестве жертв Инквизиции и массовом сожжении ведьм в Средневековье могут назвать «мифом об Инквизиции».
Цитаты[править]
Что, если мифология — это всего лишь забытая нами история?
Когда-то, давным-давно, каждая религия походила на двуликого Януса. У нее была экзотерическая или внешняя сторона, предназначенная для большинства верующих, и эзотерическая, (внутренняя сторона), для немногих. Много званных, но мало избранных. Христианство имело свою эзотерическую сторону в теософии, науке познания Бога, в исихазме; иудаизм в Каббале; ислам в суфизме; индуизм в различных йогах; язычество в своих мистериях. Эти эзотеризмы были для тех, у кого был достаточный интерес, мотивация и способность извлечь из них пользу. Вход осуществлялся через посвящение, после чего под руководством наставника избранные могли отправиться на поиск истинной реальности, обычно на пожизненный срок в полной или частичной изоляции. Таков, по крайней мере, был принцип, каким бы несовершенным он ни был на практике.
Что, если война миров, эпизодом которой стала Титаномахия была не дикой фантазией, созданной рапсодами, а была последним воспоминанием жестокой битвы, где истинные имена военноначальников поглотила бездна времени? Что, если боги, которым мы поклоняемся и демоны, которых мы страшимся в кошмарах, когда-то были реальными — правителями и мятежниками, сейчас окутанными мерцающей вуалью мифа, чьи грани смягчились неумолимым потоком забвения?
Само слово «мифология» шепчет намёк на эту загадку. От греческого mythologia — сочетания mythos (история или речь) и logia (изучение или рассуждение) — оно когда-то означало просто изустное изложение или изучение истории.
Почему легенды о сотворении мира звучат одинаково? Почему мифы о всемирном потопе можно найти по всему миру? Почему Великая Мать-Богиня, которой поклонялись многие народы в древности ныне повсеместно забыта? И почему мы находим пророчества о конце света в столь же отдаленных местах? Где искать источник религий и где они закончатся?
Мифы продолжаются до конца времен, в котором небо и земля разрушаются и появляются новое небо и новая земля. Это событие представлено в легендах, столь разных, как скандинавское Рагнарёк, германское Götterdämerung («сумерки богов») или Страшный суд в христианстве и иудаизме или Киямат в исламе.
Возникает соблазн рассмотреть эти вопросы в свете «веков», которые являются столь универсальным мифическим мотивом.
Существуют две основные теории, которые пытаются объяснить эти сходства.
Одна из них — архетипическая, которая утверждает, что эти универсальные мифы указывают на общую структуру в человеческом разуме. Карл Густав Юнг — самый известный сторонник этого подхода.
Другая — диффузионистская точка зрения, которая утверждает, что эти сходства указывают на общий источник мифа в прошлом.
В прошлом веке академический мир фактически запретил психические исследования и присудил, что материалистическая философия является единственным допустимым базовым предположением.
Формула философии: «Мир в принципе непознаваем, но я попытаюсь объяснить его устройство». А формула науки звучит так: «Мир в принципе познаваем. Но не мной»