Зелёный лейтенант
Сейчас все это странно,
Звучит все это глупо.
В пяти соседних странах
Зарыты наши трупы.
И мрамор лейтенантов —
Фанерный монумент —
Венчанье тех талантов,
Развязка тех легенд.
Зелёный лейтенант в литературе/кино и в жизни — это две совершенно разные вещи.
Противотроп — Такой молодой, а уже лейтенант. А ещё бывает зелёный генерал-лейтенант.
В художественных произведениях[править]
Зелёный лейтенант может выступать в нескольких ипостасях:
- Комедийный герой — неопытный вьюнош попадает в незнакомую обстановку, в результате огребает кучу проблем, к счастью (по закону жанра), не смертельных. Ближе к концу произведения полуслучайно совершает некий подвиг, что выводит его из категории «зелёных», но до реальных героев ему ещё — как до Пекина пластунским ходом.
- Из его же пригорода?
- Вспомогательный комедийный герой, добавленный just for lulz. На протяжении всего повествования попадает в глупые ситуации, но умнее от этого к концу не становится. Да это и не важно, зритель смотрит не на него.
- «Молодые годы» героя — нынешний генерал или, скажем, император вспоминает начало своей карьеры. Опять же с улыбкой и опять же касаясь в основном приятных событий. Поскольку мы знаем, КЕМ стал сей лейтенантишко, даже малозначительные эпизоды приобретают некий смысл.
- Путь героя — на протяжении произведения из «зелёного лейтенанта» вырастает вполне матёрый боец. Иногда — посмертно.
- Проклятый и забытый — надрывная история о несовместимости жестокой войны с тонкой душевной организацией нашего героя. Насмотревшись по ходу действия всякой гадости, он ничуть к ней не приспосабливается, а так или иначе выходит из игры, как правило — ногами вперёд.
- По праву рождения — раньше был и такой вариант. Старший сын наследует вместе с дворянским титулом и воинское звание (ну или право на таковое)? А почему бы и нет?
- Лейтенант-оборотень — офицер, ставший таковым не ради того, чтобы служить на благо своей стране, а ради возможных плюшек и ништяков. Стелется перед начальством и быстро входит в круговую неуставную поруку, если таковая имеется. Может элементарно иметь блат. Если да — скорее всего, создаст сослуживцам и непосредственному начальству ряд проблем.
- Вариант: лейтенант, но давно уже не зелёный, а в некотором случае — даже желтый. Уже достаточно немолодой человек, который мудрее и результативнее некоторых старших офицеров, в особенности — своих начальников, но, в силу каких-то причин или из личного нежелания, не повышенный в чине. К примеру, лейтенант Этваш «Капелька» из венгерского цикла про него и майора Кардоша.
Суровая реальность[править]
Зелёный лейтенант — самое незавидное состояние офицера. Даже в мирное время он огребает проблемы ото всех — начиная от бесчисленного начальства и заканчивая собственными подчинёнными, которые в чём-то опытнее его или просто наглее. И очень немногие из этих «приключений» потом захочется вспоминать с юмором. Гораздо более вероятно желание напиться и забыть обо всём. Если лейтенант из числа т. н. «пиджаков» (т. е. не собирается быть профессиональным военным и не учился на такового, а просто отбывает воинскую повинность офицером) — всё ещё тяжелее, хотя и легче: дальше фронта не пошлют, меньше взвода не дадут, а здравый пофигизм в части карьерного роста позволяет гораздо легче переносить «трудности и лишения».
В военное время, кроме того, молодой лейтенант — первый кандидат на тот свет.
Примеры[править]
Литература[править]
- Прапорщик (тогда это был аналог младшего лейтенанта) Пётр Гринёв из «Капитанской дочки» — начало пути героя.
- Кадет Биглер (Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка») вполне подходит под этот троп (второй вариант), хоть формально и не лейтенант.
- Лейтенант Блуз из «Пехотной баллады» Пратчетта — вариант ходячей разрядки смехом.
- «Стальная Крыса идет в армию» — Мортон, невольный напарник Джима ди Гриза, косплеит зеленого лейтенанта, когда они с Крысой присваивают офицерскую форму. Правда, так неубедительно, что его без проблем разоблачили и арестовали.
- Молодой Майлз Форкосиган в «Ученике воина». Впрочем, Майлз так и закончил свою карьеру лейтенантом — капитана он получил «по блату», уже выйдя в отставку.
- Пятый вариант с фитильком — лейтенант, который командовал расстрелом Овода. Малоприятное занятие, что и говорить.
- Борис Васильев, «В списках не значился» — педаль в строевой плац: вчерашний выпускник военного училища за отличные успехи в учёбе (и по собственной горячей просьбе) получает направление в суперпрестижный Особый Западный военный округ. В Брестскую крепость. В июне сорок первого. Ах, в каком восторге он был!.. Ещё не зная, что его ждёт и чем это закончится…
- Антон Блажко, «Малая судьба» — полная сурового реализма история интеллигента из разряда вышеописанных «пиджаков» (автор предпочитает иное обиходное жаргонное — «пластилин»), угодившего по долгу службы в Чечню.
- Уильям Кейт, «Шагай или умри!». Лейтенант Колин Фрейзер, зам.комадира роты Браво, Пятый Иностранный Легион. Волей случая остался единственным офицером Легиона в полубатальоне Элис. Поначалу неуверенный в себе, к концу поднимает уровень крутизны и становится настоящим командиром.
- Тоже Кейт, но уже Эндрю — «Кровь Героев» по BattleTech. Алекс Карлайл — как раз зелёный лейтенант, пусть и весьма талантливый.
- Сэнди Митчелл, цикл «Кайафас Каин». Лейтенант Дженит Сулла. Бывший индендант, постоянно ищущая приключения на свой зад. ИСЧХ — успешно во всех смыслах. Отставку встретила в звании Леди-генерала.
- Андрей Уланов, «Серебряные пули с урановым сердечником». Главный герой Вуко Мракович. Даже не лейтенант — курсант Академии ВКС, желающий смыться с небольшой суммой в кармане. Только не на того нарвался — попал на ковер к местному главе СБ и получи секретное задание.
- С прикрученным фитильком ибо на самом деле он не курсант, а целый майор Ольгерд Новотны. Офицер контрразведки ВКС, проводивший сверхсекретную операцию под фальшивым флагом. Причем цель у особистов была та же, что и у СБ. Просто использовать последних втемную было наиболее простым путем решения.
- Андрей Загорцев, «Город» — аверсия: POV спокоен и циничен, и использует малейшие возможности для улучшения положения своей маленькой штурмовой группы. Для него, молодого, но хорошо подготовленного и уже обстрелянного лейтенанта спецназа, это грязная и опасная, но привычная работа.
- Вообще герои «лейтенантской прозы».
- Юдзи Итами из Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri совмещает аж целых три варианта: он а) комедийный персонаж, на которого сыплются все шишки и плюшки истории, при этом он б) классический лейтенант-оборотень, который и в армию-то пошёл просто чтобы иметь непыльную работёнку на которой можно заработать на своё отаку-хобби, да ещё и имеет в качестве друга детства и фактически приёмного отца — аж целого министра обороны. Но при этом он в) реально натуральный и беспримесный герой, в критической ситуации моментально превращающийся в крайне остроумного, компетентного, прагматичного и циничного командира — моментально возвращаясь в режим задрота как только кризис минует. Ну и не зелёный он давно, ему уже скоро в капитаны пора.
Кино[править]
- «В бой идут одни «старики»».
- «Зелёный фургон» (1983) — Володя Патрикеев в исполнении Дмитрия Харатьяна. Первый вариант.
- Сергей Астахов из бондарчуковского (прстигспде) «Сталинграда» (2013) — тоже первый вариант.
- «Афганский излом» — старший лейтенант Никита Стеклов приезжает в Афганистан уже под конец конфликта. Пересылает его туда отец высокий чин, чтобы сынишка мог героически повоевать, нахапать жменями наград и раздобыть редкие в Союзе товары. Исход немного предсказуем.
- Хотя по здравому размышлению, посылать своего сына туда, где стреляют и реально убивают — не лучшая идея для успешной карьеры. Так что поступок отца Стеклова можно трактовать и как благородный — не стал прятать сына за спинами чужих детей. Да и в бою Стеклов ведет себя хоть и глупо, но храбро.
- «Прокляты и забыты» — из названия вполне понятно, о чём будет разговор. В принципе, вполне реально. Ситуация, когда свежеприбывший на фронт офицер (изначально штатский), попав под обстрел (или бомбёжку — непринципиально), натурально сошёл с ума. Стоял на четвереньках и выл.
- Байопик о Черчилле «Уинстон» — образцовый третий вариант.
- «Лоуренс Аравийский» — один из этапов карьеры.
- «Хозяин Морей: на краю земли» — юные джентльмены, по праву рождения начавшие службу во флоте её величества в качестве не юнг, а офицеров. Командуют матросами, которые им в отцы годятся. Педаль в пол: в первом же бою одного из них калечит ядром, а в последнем другой гибнет, участвуя в абордаже вражеского корабля, потому что они не отсиживаются в трюме, а реально выполняют обязанности младших офицеров в бою.
- Лейтенант Горман из фильма «Чужие». Был назначен командовать взводом космодесанта, отправленного на выяснение причин потери связи с дальней колонией, имея в активе всего одну боевую операцию. Необузданная догадка: Компания (или конкретно Бёрк) специально устроила это для того, чтобы было проще надавить на него для сокрытия неудобных фактов в случае их выявления. В первом столкновении с монстрами напрочь завалил управление отрядом и, как минимум, стал причиной гибели реально опытного сержанта (отвлёк его внимание слишком длинной и «уставной» формой отдачи приказа). Затем выбыл из строя, получив по голове ящиком с запчастями, а после прихода в себя ему хватило ума не мешать капралу Хиксу руководить обороной. Во время отступления вернулся за раненным товарищем и, будучи окружённым монстрами, взорвал себя гранатой.
- Лейтенант Паркер из фильма «Ярость». По крайней мере, в отечественной озвучке звучит как такой. Нерешительный, ловит колкие шутки в свой адрес от прожжённых войной танкистов. Погибает в первом же боестолкновении, сгорев со своим танком.
- Зеленый лейтенант НКВД из фильма «Перед рассветом»
Телесериалы[править]
- «Орвилл» — лейтенант Алара Китан. Низкорослая девушка, дослужилась до шефа безопасности на звездолёте. Она объявняет ещё в первой серии, что флот Союза намеренно продвигает кселеян по служебной лестнице, ибо их очень мало во флоте. Сами кселеяне — раса учёных, презирающих военную службу, и это при том, что они живут на планете с повышенным притяжением, а значит они — гораздо сильнее многих других рас. Впоследствии становится ясно, что она совершенно не готова к командной должности из-за нехватки опыта. Потом, конечно, она подтягивается.
- «Солдаты» — Смальков же.
Реальная жизнь[править]
- Классическая хохма армии США — «второй лейтенант» с компасом и картой в руках. Считается, что потери в таком случае будут едва ли меньше, чем в бою.
- Сюда же отечественный анекдот: «О, военные едут! Карту достали, компас, сейчас дорогу спрашивать будут!»
- Архетипический псих-наемник Костас Георгиу вербовался как «полковник Каллэн», хотя по жизни был лишь бывшим капралом британской армии. Считается, что скатыванию во многом послужило полное отсутствие офицерского опыта.
Примечания[править]