Луч смерти
Луч смерти (англ. Death ray) — гипотетическое оружие, наносящее урон лучом энергии. До появления атомной бомбы лучи смерти в фантастических произведениях выводились как «абсолютное оружие», гарантирующее своему обладателю победу в мировой войне. Лучи смерти были популярны в фантастике 1920-30-х, но упоминания о них встречаются и раньше. К настоящему моменту лучевое оружие в фантастике превратилось из невиданного технического чуда, дающего безусловное преимущество над противником, в непременный атрибут, внимание на котором обычно не заостряется.
Возможно, что прототипом луча смерти послужили зеркала Архимеда, знаменитого греческого ученого, с помощью которых он, по преданию, спалил римский флот, осаждавший его родной город Сиракузы. «Разрушители легенд» опровергли эту легенду в одной из своих передач. Точнее, не добились видимого результата в рамках её финансирования[1].
О «тепловых лучах» марсиан писал Герберт Уэллс в романе «Война миров» в 1898 году. В 1925 году Госкино СССР выпустило фильм «Луч смерти», а в 1927 году подобное оружие описал Алексей Толстой в книге «Гиперболоид инженера Гарина». Фантасты того времени любили упоминать в своих произведениях лучевые ружья и пистолеты. Например, лучевым оружием обладал популярный герой комиксов Флэш Гордон. Джеймс Бонд также использовал лучевое оружие в фильме «Лунный гонщик», вышедшем в период бума космической фантастики, последовавшего за появлением на экранах «Звёздных войн».
Многие изобретатели начала XX века занимались проблемой передачи энергии на расстояние — на этом принципе основано, в том числе, и действие луча смерти. Об успешном создании лучевого оружия заявляли в разное время Никола Тесла, Михаил Филиппов и другие ученые, но никаких доказательств широкой публике представлено не было. В 1957 году в списках необходимого к разработке военного арсенала Национального совета изобретателей США все еще фигурировали к тому времени почти забытые лучи смерти.
В конце концов, 16 мая 1960 года появился первый рабочий лазер и фантасты принялись вооружать лазерными пистолетами, винтовками и пушками своих героев, хотя это оружие не менее фантастично. Фантасты хотели представлять себе лазер как эдакие световые пули, которые отшвыривают цель на десять метров, а не как почти мгновенный невидимый луч, который цель с натяжкой проплавит или подожжёт — если хватит времени и энергии. Идею, гипотетически, могли бы спасти лучи смерти, основанные на ускорении частиц до релятивистских скоростей, однако тут изобретателей поджидала общая проблема всех конструкторов энергетического оружия — проблемы с габаритами, энергопитанием и охлаждением.
Есть и особо лютая разновидность — Дезинтегратор.
Пятиминутка реальности[править]
Мощный газодинамический лазер сбивает самолёт, летящий на высоте 10 км. Определить начальную скорость лазера, сопротивлением воздуха пренебречь.
Ограничением для любого вида оружия, физически разрушающего цель издалека, является банальнейший из банальных Закон сохранения энергии. Чтобы нанести повреждение, необходимо приложить энергию к удалённому объекту. Поэтому:
- В орудии энергия должна быть либо непосредственно выработана, либо откуда-то взята. Орудие должно генерировать или аккумулировать и затем высвобождать энергию выстрела, при этом каким-то образом не быть разрушенным этой же энергией. Ну, если не брать одноразовые варианты типа лазерной пушки с накачкой от ядерного взрыва.
- Превращение энергии источника в передаваемую к цели форму должно происходить с КПД, близким к 100 %, ибо каждая доля процента потерь увеличивает дополнительные проблемы с охлаждением / отведением паразитных излучений и требует повышения энергии источника.
- Доставка энергии от орудия к цели (а луч смерти, какой бы ни была его физическая природа, сам по себе является лишь переносчиком энергии) должна происходить с минимальными потерями.
Проблемы «лучевой пушки» (причём любой) в этой связи очевидны:
- Нужен очень мощный источник, энергию которого можно эффективно превратить в энергию луча смерти. Самый прикидочный подсчёт показывает, что, например, гиперболоид инженера Гарина для разрезания пополам дредноута должен был сжигать полностью порядка десятков килограммов угля в секунду (даже без учёта рассеяния). Существующие источники слишком громоздки для применения в оружии.
- КПД у всех ныне известных видов генераторов лучей безнадёжно далёк от 100 %, причём большей частью это обусловлено физической природой самих генераторов. А значит, установка будет греться и/или излучать всякое. Тот же гиперболоид из предыдущего пункта даже пара процентов от выделяемой для работы мощности довольно быстро превратила бы в каплю расплавленного металла, независимо от тугоплавкости материалов.
- Все известные виды лучей подвержены расхождению и рассеиванию в среде, то есть прогрессирующей потере энергии воздействия с увеличением расстояния. Именно поэтому реальные лазерные и плазменные скальпели и резаки металла вполне себе работают — излучатель находится рядом с объектом.
Как ни смешно, самым эффективным способом доставки энергии от орудия к цели (на расстоянии от единиц метров до десятков километров) остаётся бросок массивного тела (при необходимости снабжённого собственными двигателями и боезарядом) за счёт энергии расширяющихся горячих пороховых газов, образовавшихся при подрыве химического боеприпаса. На б́ольших расстояниях, когда требуемая начальная скорость снаряда оказывается слишком велика, в дело вступают ракеты.
Это не означает, что лучевые инструменты не могут существовать и применяться. Но именно для военных целей их применение, пожалуй, наиболее проблематично.
Виды лучей смерти[править]
Электромагнитные лучи[править]
- Основная статья: Боевой электромагнитный излучатель
Тепловой луч[править]
Старейший из семейства лучей смерти: тепловые лучи Уэллса, термические пистолеты Карсака, гиперболоид инженера Гарина — всё это тепловые лучи смерти. Его реальное воплощение — инфракрасный лазер, который никто не будет использовать в качестве оружия (хотя очень многие пытаются, в основном чтобы распилить бюджет). На его примере отлично видны проблемы, свойственные тепловым лучам смерти: эффективность сильно ограничена теплотой плавления вещества цели в месте обработки её лазером и теплотой дальнейшего испарения прикрывающего цель аэрозоля. Отсюда следует, что он может быть эффективен только в импульсном режиме, при «прокалывании» цели в одной точке, чем объясняется его крайне узкое использование в вооружениях — в основном, как целеуказателя и детектора. Реальное его применение — медицина и наука. И техника — сталь толщиной в несколько сантиметров инфракрасные лазеры кромсают весьма бодро.
- Возможно подразумевался в фильме-сказке «Раз, два — горе не беда!» под псевдонимом «синего луча». Кстати, эффективен там не более чем с пяти шагов.
- Справедливости ради, лазеры, способные вызвать перманентную слепоту, существуют. Но это скорее проблема — такой абилкой обладают некоторые лазеры, от которых ничего подобного совсем не требуется — чем серьезное направление развития оружейных технологий.
- Впрочем, в произведениях эффективность теплового луча зачастую спасает незнание авторам с реальных эффектов его воздействия и возможностей противодействия.
Х-лучи[править]
То есть рентгеновские, гамма и т. п. лучи. Пожалуй самая опасная категория видов излучения, однако их эффективность под большим вопросом — ибо квадрат расстояния, если это не рентгеновский лазер. В фантастике завоевали популярность как невидимые убийцы всего живого (или, как вариант, способ контроля поведения), а в реальной жизни нашли себя в радиологии, рентгеновских аппаратах и прочих мирных вещах, включая стерилизацию всякой еды и медицинских расходных материалов, заодно открыв бактерию deinococcus radiodurans, килограмм которых переживëт столько же гаммы, сколько убьëт тонну человеков.
- Интересный вариант есть во вселенной Halo — термоядерные ракеты «корабль-корабль» типа Bident, доставляющие непосредственно к цели рентгеновский лазер с накачкой от ядерного взрыва (видимо, реактора). Создавались против кораблей ковенантеров с энергощитами, судя по всему были не особо успешны (или, out of universe, про них просто забыли сами же авторы — они упоминаются только в гайдбуке Halo: Warfleet).
- Крайне схожий вариант - новейшие ракеты во вселенной Хонор Харрингтон. Используются на замену "старым" термоядерным ракетам.
- В "Мошке в зенице господней" Ларри Нивена и Пурнеля ручной рентгеновский лазер демонстрируется как одно из древних супероружий мошкитов, когда они в очередной раз были на пике своей цивилизации.
Электроразрядное оружие[править]
- Основная статья: Электрическая пушка
По сути дела, это молния с «проводкой» в виде металлического «гарпуна» или лазера. Проблема в том, что направить молнию очень сложно, а отвести энергию — проще простого, достаточно заземления. Тем не менее, башни Тесла заняли прочные позиции в RTS, а в реальной жизни появились дистанционные электрошокеры типа тазера, убогие настолько, насколько это вообще возможно благодаря гуманному законодательству. К тому же использование проводков в тазере — чит, с другой стороны — надо же как-то обойти неуправляемость электрического разряда? А ещё можно устраивать шоу с помощи катушки Тесла, играющей музыку — для чего их обычно и используют. Некоторые более продвинутые авторы используют электролазеры, работа над которыми ведется в реальной жизни.
Бластерный луч[править]
- Основная статья: Бластер
Передача энергии взрыва по лучу. Широко использовался в фантастике, а вот в реальной жизни провернуть такое никому не удалось. Пожалуй ближайший аналог здесь — кумулятивный боеприпас, способный пробить любую броню, сфокусировав энергию взрыва. Филиппов же пытался создать нечто, что в будущем получило название ЭМИ-бомбы. Для подрыва городов не годится, но вот вывести из строя армию боевых роботов — вполне сойдет. Но сам по себе бластер из кино очень сильно смахивает на лучи субатомных частиц из примера ниже, воздействие как раз совпадает.
Плазменный луч[править]
- Основная статья: Плазмомёт
Если в двух словах, это ускоряемый электромагнитным полем поток плазмы, четвертого состояния материи, она обладает очень высокой температурой. В фантастике плазмаганы также прочно заняли свою нишу, а в реальной жизни появились аппараты плазменной резки, газоразрядные лампы и прочие полезные вещи — потому что создать оружие, которое может «выдавливать» из себя целый луч плазмы, пока что, невозможно. Пожалуй единственный тип оружия, который пока что отвечает требованию — это огнемёт. А что? Огонь — хоть и недо-, но всё же плазма. Он плюётся горящим топливом и сжигает к всё, что в радиусе поражения. Чем не предок плазмомёта?
Лучи элементарных частиц[править]
- Основная статья: Стрельба элементарными частицами
То есть микрочастицы, разогнанные до релятивистских или около-релятивистских скоростей. На этих скоростях они способны делать то, чего не может лазер — плевать с высокой башни на абляционную защиту, пронзая всё на свете, ибо на этих скоростях атомы проходят сквозь друг друга, и соответственно, частица передаёт свою энергию прямо вглубь цели, вызывая её разрушение. В атмосфере это выглядит как разноцветные лучики (цвет зависит от газового состава атмосферы, а в остальном это эффект Вавилова — Черенкова), то есть как раз этот вид оружия является тем, что нам показывают в боевой фантастике. Но вот тут есть проблема — чтобы разогнать частицу до такой скорости нужно что-то покруче чем циклотрон — а это и так охрененно большая штука. В реальном мире эту штуку используют для изучения строения вещества и поиска ответов на вопросы ядерной физики, эпичным примером является Большой адронный коллайдер, в меньших масштабах стерилизуют всякое и сшивают полимеры. Тем не менее, скорее всего ключ к решению проблемы находится в принципиальном непонимании процесса, который происходит в генераторе луча. Мы пытаемся уподобить частицу железной болванке, а её разгонщик — катушке от пушки Гаусса, в то время как надо её уподобить пуле, а разгонять быстрым горением чего-нибудь. Правда, тому кто изобретёт флеботинум, способный разгонять частицы до релятивистских скоростей сразу же выпишут и премию Нобеля и премию Дарвина, одновременно. Ибо энергии нужно очень много.
Нейтронный луч[править]
Отдельную категорию составляют нейтронные лучи, которые могли бы стать реальными «лучами смерти» (т. е. несут именно смерть, а не разрушения), умей мы создавать мощное направленное нейтронное излучение. В реальности работает только нейтронная бомба, испускающая потоки нейтронов во всех направлениях сразу. Создана для борьбы с экипажами танков: танковая броня хорошо защищает от всех поражающих факторов обычного ядерного взрыва, но легко пропускает быстрые нейтроны. Более того, она от них становится радиоактивной (именно сама становится, а не пачкается радиоактивной пылью, которую можно было бы смыть), неся смерть и новому экипажу. Что делает нейтронную бомбу непрактичной — ну и что она ничего не разрушила, уцелевшим все равно нельзя пользоваться. Вообще-то разрушения такая бомба таки производит, ведь конструктивно она остаётся ядерным зарядом, причём зона разрушений ненамного меньше зоны поражения нейтронами (для килотонного заряда радиус зоны сильных разрушений — около километра, а радиус зоны гарантированного поражения незащищённой цели нейтронами — полтора километра; за что боролись?).
- Вообще-то делали её ещё и для противоракетной обороны: по мысли создателей, для защиты от массированного ракетного удара надо направить навстречу армаде ракет противника ракету ПВО с ядерным зарядом, чтобы взрывом одной боеголовки уничтожить сразу много целей. Но обычный ядерный взрыв, у которого основная часть энерговыделения уходит на создание ударной волны, в стратосфере/космосе неэффективен (за отсутствием воздуха для этой самой ударной волны); вот и сделали устройство, выделяющее энергию взрыва в виде быстрых нейтронов, которые распространяются в вакууме без проблем и, к тому же, эффективны против электронной начинки боеголовок и при достаточной мощности могут вызвать преждевременную детонацию ядерных головных частей ракет противника. А танки (и даже БТРы) сейчас защищаются от нейтронного излучения вполне эффективно — достаточно проложить броню слоями вещества, которое активно поглощает быстрые нейтроны, типа банального полиэтилена.
- Как средство войны в космосе, где атмосфера не гасит излучение, нейтронное оружие вполне себе ничего (особенно не бомба, а пушка, создающая направленный плотный поток нейтронов). В наземной войне от него, пожалуй, больше проблем, чем толку.
Акустический луч[править]
Экзотика, основанная на разрушении цели резонансом от звуковой волны необходимой частоты. По причине угасания волны применять её в качестве оружия — идиотизм, но в реальной жизни эта штука довольно успешно применяется в медицине (дробить камни в почках, например). В фантастике обитает в основном под водой (X-COM: Terror from the deep). В Библии описано эффективное использование Иисусом Навином при взятии Иерихона.
- В игре Dune 2 звуковой танк Атрейдесов (у Ордосов были перерашивающие «катюши») был крайне эффективным оружием. Особенно при скрытном его применении — при атаке строений противник впустую тратил ресурсы на их бесконечный ремонт, при атаке юнитов жертвы умирали, не пытаясь сбежать или контратаковать.
- Г.Адамов «Тайна двух океанов» — ультразвуковые пушки подводной лодки «Пионер» и ультразвуковые пистолеты экипажа.
- Подвидом данной штуки является «турбулентная пушка» — генерирует вращающиеся тороидальные завихрения, которые в теории могут что-то раздолбать. Тесла возлагал большие надежды на этот принцип, однако все пушки, построенные любителями, могут разве что обрушить стопку кирпичей, при том, что установка имеет большие габариты и низкую скорость полёта заряда (если будет лететь с более высокой скоростью — распадётся, равно как и при наличии сколько-нибудь значимого ветра). В реальной жизни применяется курильщиками, чтобы пускать кольца дыма изо рта и впечатлять публику.
- Ультразвуковые "лучи смерти" восходят к работам Роберта Вуда и других физиков 1910-1920-х гг. Даже мышек убивали. Собственно на сведениях об этих опытах по-видимому и базировался Г.Адамов. Но по итогам пришли к выводу, что толку от всего этого немного.
Итого[править]
Таким образом, резюмируя — можно сказать, что почти все виды лучей смерти ныне служат в качестве «мирного атома», работая в сфере медицины и науки — оставив поле боя грубым, примитивным и эффективным дешевым видам оружия.
Здесь следует заметить, что Рельсовые пушки и Пушки Гаусса к данному тропу не относятся ввиду того факта, что они стреляют не лучом смерти, а вполне-себе материальным снарядом. При этом, рельсотрон — единственное оружие в реальной жизни способное стрелять плазмой.
Но есть, однако, в реальности луч смерти, от которого не спрятаться: это если где-то под боком, менее чем в 50 световых годах от Солнца надумает бабахнуть сверхновая, и при этом ось её будет направлена на Землю. Луч смерти не просто сдует нафиг озоновый слой, он выдаст примерно по килотонне тротилового эквивалента на квадратный километр и прожарит радиацией в десять раз превышающей смертельную каждую клетку. Биосфере на планете наступит необратимый кирдык. Ужас, правда? Вот этим нас постоянно пугают с телеящика, забывая о том, что Солнце летит особняком от основного поля детонации, и все звезды, которые могли бы бабахнуть и как-то навредить нам находятся в тысячах световых лет от нас. Конечно, если они бахнут, их можно будет разглядеть невооруженным взглядом — они будут где-то с Венеру. Если что-то бабахнет особо мощно (как гипотетическая кварковая звезда, по яркости сопоставимая с ядром галактики), то возможно у нас немножко поплавится озоновый слой и ночью будет светло как днём (Вестерос с его кометой отдыхает). А, ну и ещё напрочь откажет GPS и спутниковая связь, но такая фигня бывает даже во время особо мощных вспышек на Солнце, так что не парьтесь, всё будет в порядке. Но сама мысль о столь чудовищном бабахе неизменно вдохновляла авторов на создание орудий класса «планетоубийца», сферическим в вакууме (таки буквально) представителем которых являлся суперлазер Звезды Смерти.
Примечания[править]
- ↑ В общем-то, они повторяли это трижды с разным масштабом. С медными зеркалами не вышло ни разу, с современными — только при очень специфическом стечении обстоятельств, да и полноценный пожар все равно не получился. Но на палубе во время эксперимента были условия, которые было тяжело вытерпеть даже в противопожарном «скафандре» (температура под сто градусов и очень много света) — люди без спецзащиты, скорее всего, в море бы попрыгали. Чего, возможно, и добивался Архимед в реальной жизни.