Жёлтый теннисный мяч
- — Я знаю, почему ты пришёл, папа. Завтра я умру, и теперь ты можешь узнать правду.
- — Не говори таких страшных вещей, сынок, ты будешь жить!
- — Нет, доктор сказал, что надежды нет. И я ждал тебя, чтобы открыть тайну.
- — Что ты, сынок, всё это уже неважно!
- — Важно, папа. Ты хотел подарить мне велосипед, мотоцикл, квартиру, машину, но я отказывался и просил жёлтый теннисный мячик. На это были причины. Наклонись ко мне. Я скажу тебе тайну шёпотом. Я хотел жёлтый теннисный мячик потому, что… хр-хр-хр…
И умирает.
Собственно, это вся история. А вы и правда ждали, что рассказчик собирается раскрывать тайну, которой всё время вас томил? Ага, щас! Таким способом он не позволяет вам забыть о своём произведении — когда оно закончится, вы всё ещё продолжите размышлять, что же там такого было. Способ откровенно тролльский… Но он работает!
По сути, это частный случай тропа Вечная загадка.
ПримерыПравить
ФольклорПравить
- Такой же анекдот, как история про желтый мяч (как вариант — стеклянные шарики): надпись на спине мужика (вариант — записка), которая приносила ему несчастья и которую в итоге… водой смыло. Или он покончил с собой, прочитав её.
- Всевозможные вариации «фотографии, посмотрев на которую, человек немедленно умирает» из детских страшилок. В финале истории изображение обычно уничтожают, либо оно таинственным образом исчезает, и что на нём такого страшного было, остаётся неизвестным.
ЛитератураПравить
- Кодификатор — «Смех Циклопа» Бернара Вебера, где в послесловии рассказывается вышеприведённая история.
- В самом же рассказе роль жёлтого теннисного мячика играет Шутка, Которая Убивает — вокруг неё фактически выстроен сюжет, и она не просто макгаффин, а важный элемент повествования. В тексте приводятся описания того, как именно она устроена, и главным героям дают возможность её прочитать… Но они ею не пользуются, ибо хотят жить, и уничтожают заветную бумажку.
- Рассказ Каганова «Заклятие духов тела» — на несколько лет раньше и со схожей задумкой, но при этом субверсия. Красивое обрамление документами и научными заметками внутри истории — и собственно тот самый текст, доступный для чтения. Можно его, конечно, и не смотреть — но впечатления в любом случае гарантированны.
- Жан Рэй, «Семь Замков Морского Царя» — вдрызг пьяный юноша случайно проболтался в таверне про какие-то «семь Замков Морского Царя» и какую-то «безумную птицу с Сандвичевых островов». Один из моряков, который сам что-то про это знал, решил разузнать подробности: вначале он ждал, когда болтун проснётся после выпитого, потом давал ему пить, потом есть… Наконец молодой человек начал рассказывать, что он сидел в тюрьме и познакомился там с загадочным стариком, который пообещал ему баснословное богатство и хотел для этого призвать Морского Царя… Но в самый интересный момент повествования в таверну вломился грабитель и застрелил юношу. Рассказ заканчивается откровенно издевательски: грабитель угодил в ту же тюрьму, мечтает встретить там того самого старика, и если он его найдёт и разговорит, «нам придётся вернуться к этому рассказу, который мы были вынуждены так резко оборвать».
- Лукьяненко, «Фальшивые зеркала» — пароль
дайверачестного хакера Падлы, настолько ужасный, что его невозможно взломать, поскольку «такие уроды раз в сто лет рождаются». Он его озвучил, однако читателю этого не процитировали, дав только косвенные намёки. Автор книги на встречах с читателями несколько раз обмолвился, что неназываемый прототип Падлы даже объявлял конкурс на лучший вариант этого пароля — с учётом приведенных в тексте намёков. Результаты конкурса по понятным причинам не оглашались :) - Кнышев, «Великий секрет шутки» — «„Бе“, сказал Великий Шутник и умер».
- В. Пелевин, «Принц Госплана» — история про магрибский молитвенный коврик. Субверсия, так как история всё-таки рассказывается — история о неудачных попытках рассказать историю.
- И остроумная пародия на неё, где следующая героиня использует эту историю с умом.
КиноПравить
- «Криминальное чтиво» — драгоценное содержимое чемоданчика.
- Позже этот чемоданчик украдут ирландские террористы и русская мафия в "Ронине".
- «Монти Пайтон» — содержание убийственной «самой смешной шутки». С фитильком — дан перевод на «немецкий» (на деле — немецкоподобная чушь, которая никак не переводится).
- «Мученицы» — группа культистов похищает и мучает девиц, дабы узнать, что же там, за гранью. Глава культистов, узнав-таки тайну небытия, собирает всю группу, но вместо обнародования тайны простреливает себе голову.
- «Миссия невыполнима 3» — что такое «кроличья лапка»?
- Знаменитая и демонстративная аверсия тропа — «Гражданин Кейн». Последние слова Кейна становятся загадкой, которую герои пытаются разгадать весь фильм. Ответа они так и не получают, для них это самый натуральный теннисный мяч. А вот зритель его получает в последние секунды фильма.
- Впрочем, некоторые утверждают, что по изначальному замыслу это должно было остаться тайной и для зрителей, но продюсеры вынудили режиссёра дать хоть какую-то разгадку.
ТелесериалыПравить
- «Менталист» — как именно Красный Джон понял, какой список подозреваемых сложился у Патрика к концу пятого сезона? Даже подсвечено — злодей предлагает герою эту информацию, но в ответ лишь получает пулю.
Аниме и мангаПравить
ВидеоигрыПравить
- Mass Effect — внешность квариан, о которой каких только догадок ни строят. Шепард видел!
- Разрешается в третьей части при романе с Тали. К огромному разочарованию многих фанатов, квариане — это такие люди другого цвета и с полосками на лицах. Впрочем, если бы подружка на курьих ножках оказалась бы с милым клювиком — резко поплохело бы намного большей доле фанатов. И это мы ещё не рассматриваем вариант с тремя глазами и центральным ртом а-ля актиния, после которого дурно стало бы вообще всем, а особо впечатлительные потребовали бы госпитализации. Да и любая диспропорция, в принципе. Ибо «воспитанные дети не искажаютъ лиц». Так что попсовая зелёная красотка из космоса — суровая неизбежность, в которую разработчики себя просто загнали. А Тали на самом деле человеческая девушка по имени Хаммаса Кохистани (чьё фото просто и примитивно обработали фотошопом, подрисовав полоски, поменяв цвета и затемнив лишние пальцы).
Реальная жизньПравить
- Легенда о завещании Петра Великого. На смертном одре царь якобы потребовал бумагу и перо, написал «Отдайте все» — и, не успев уточнить, кому отдать, впал в агонию, из которой уже не вышел. Это, конечно, красивая история, но подтверждения у неё нет.