Боевой маг
Маг, специально обученный и натренированный именно на использование магии в бою. Может сочетаться с тропом Колдун и воин, а может и нет.
Такой маг крайне редко будет стеклянной пушкой и скорее всего будет отличаться молниеносной скоростью реакции. Никаких три хода боя на каст заклинания.
Боевой маг может быть даже хлипким магом (хотя это и необязательно). При этом его защита в бою будет обеспечиваться каким-либо магическим способом: атаки на опережение, защитные поля, развитость восприятия или иные магические приёмы и способности.
В качестве платы за такие умения — чем менее какая-то магическая дисциплина применима в бою, тем хуже этот маг такой дисциплиной владеет. Например: тактическое ясновидение — прекрасно. Прорицание далёкого будущего — э-ээ…
Также обычно такой маг не владеет тем разделом артефакторики, который отвечает собственно за создание артефактов (в случае практической целесообразности может владеть наукой использования артефактов).
Пересекается с тропом военный маг. Военный маг обязательно служит в армии, но не обязательно сражается. Боевой маг обязательно сражается, но не обязательно служит в армии.
Примеры[править]
Литература[править]
- Типаж популяризован книгами Ника Перумова.
- Хроники странного королевства: Этель на этом специализируется. По словам одного из агентов греческой лавочки, Ален тоже, но в кадре он ничего выдающегося в этом плане не демонстрирует. Постепенно дорастает до боевого мага и Мафей, хоть Истран сперва и отказался учить его этому. Сам Истран, как и вообще старые и опытные маги, скорее в другой троп (хотя будучи столетним юнцом, он уже геройствовал).
- Архимаг (серия книг) — Ригеллион Одноглазый, Четвертый Маршал Серой Земли. Педаль в пол — он кроме боевой магии вообще ничего не умеет. Даже видеть ауры, что в местном сеттинге вообще первое, чему учатся маги, и поэтому вынужден постоянно таскать с собой колдунью-адьютантку.
- Dragonlance. На момент второй трилогии Рейстлин Маджере — архимаг и маг широкого профиля, однако начинал он именно как боевой маг-наемник, и если вы думаете, что этому хлипкому магу его многочисленные болячки помешают раскатать вас тонким слоем по местности самыми изощренными способами… скажем так, вы очень неправильно думаете.
- «Житие мое» Ирины Сыромятниковой. Боевыми в сеттинге называют всех темных магов — это такой политкорректный эвфемизм, но как типаж встречаются там в виде армейских специалистов. Звезд с неба в массе своей не хватают, зато умеют работать в команде, что для тамошних черных аномально (поскольку там магический дар это не только и не столько умение колдовать, сколько особенности характера), и гуртом заломают почти кого угодно.
- «Меч Истины»: боевыми магами (war wizards) называются маги, рождённые с обеими сторонами магического дара — способностью как к Магии Приращения, так и к Магии Ущерба. На момент действия книг в мире есть ровно один такой, а до того несколько тысяч лет и вовсе ни одного не было. (Правда, несколько магов овладели Магией Ущерба искусственным путём, но это не считается.) Интересно, что название «боевой маг» не обязательно отражает суть: например, маг Зедд, владеющий только Магией Приращения, в бою гораздо опаснее неопытного боевого мага Ричарда.
- Не любой маг с обеими сторонами дара может претендовать на такой статус. Строго говоря, технически боевой маг отличается от «обычного» четырьмя вещами:
- Он не способен использовать «стороннюю» магическую энергию, зато генерирует собственную в огромных — по меркам прочих — объёмах.
- Процесс генерации энергии связан с его эмоциональным состоянием. Если для большинства магов благоприятными условиями являются покой и собранность, то боевой, конечно, может колдовать и в спокойном состоянии, но полностью его Дар раскрывается, когда носитель — в гневе и ярости. Если же к боевому магу применять пытки, возможен и вовсе неконтролируемый выброс энергии.
- Дар боевого мага способен во многом действовать автономно, по вдохновению. Именно благодаря этому Ричард способен ловить стрелы в полёте или же разрушать тысячелетние чары, с которыми впервые сталкивается. Хотя хорошо обученный боевой маг прекрасно колдует и осознанно.
- Наконец, боевой маг наделён — в небольшой степени — уникальными талантами всех других видов магов. Он немножко целитель, немножко артефактор, немножко пророк…
- Не любой маг с обеими сторонами дара может претендовать на такой статус. Строго говоря, технически боевой маг отличается от «обычного» четырьмя вещами:
- Князь Пустоты — педаль в пол — все маги в этой вселенной боевые.
- Ольга Громыко, «Белорский цикл» — Вольха Редная. В дипломе её специальность именуется «маг-практик» и включает и бытовую магию, по которой она и значится в «трудовой книжке» (отработав за день «придворным магом» при короле Белории и состоя единственной/верховной ведьмой в Догеве), однако призвание у неё именно боевое. Дополнительно подсвечено гендерным составом на факультете (Вольха единственная девушка по специальности, по крайней мере, в своём потоке) и полутроллем Валом при случайной встрече, как выяснилось, с предложенным ему заказом («Это надо ж было набраться такой наглости — предложить мне бздырные сорок кладней за боевого мага! Впрочем, я сказал, что подумаю…»)
- В принципе, в данном сеттинге «маг-практик» является синонимом боевого мага, а заодно и мага широкого профиля. Даже некромант Верес успешно занимается целительством (а колдун и воин — это однозначно про него).
- При этом Вольха все же не единственная женщина-боевой маг в школе и не самая грозная из них — конкретно боевая магия как учебная дисциплина там преподается ввергающей Вольху в ужас, несмотря на союзничество, Катиссой Лабской по прозвищу Лысая Баньши.
- Светлана Багдерина, «Не будите Гаурдака» — Агафон. По крайней мере, так он отбояривается, когда его уличают в «плавании» в более бытовых разделах магии. Впрочем, именно в этой области относительно неплох, магической силой, в отличие от контроля, отнюдь не обижен, а после нахождения одного из немногих реальных наставников по этому направлению в лице Адалета (тоже подчас плавающего в бытовых заклинаниях, хотя тут уже может быть и старческий склероз) — может прокачаться и реально.
- Генри Лайон Олди, цикл «Шмагия» — бранные маги Реттии, в первую очередь великий и ужасный Просперо Кольраун. Каскадные пироглобулы в ассортименте.
- Сергей Садов, «Ледяная Принцесса» — пересечение этого и соседнего тропов, целый факультет императорской магической академии, готовящий именно военно-боевых магов — с упором на магическую боёвку и военно-магической службой как контрактным условием бесплатного обучения (это направление не престижно среди знати, и учатся там преимущественно мелкие провинциальные дворяне и простолюдины, также получающие при этом номинальное личное дворянство; главная героиня из высшей аристократии — редчайшее исключение).
- "Дозоры" Сергея Лукьяненко - одна из основных специализаций светлых и тёмных Иных
Аниме и манга[править]
- Сёнен. Все произведения этого жанра в фентези-сеттинге чуть менее чем полностью рассказывают о таких людях.
Видеоигры[править]
- Starcraft — бОльшая часть юнитов протоссов в разной степени тяготеет к этому тропу. Атака у них обычно энергетическая (даже у мечников), хитов меньше, чем у других, зато все защищены силовыми полями.
- Sacred — среди доступных персонажей присутствует Боевой Маг. Он единственный, кто совершенно ни на что не годится в ближнем бою, но благодаря мощным чарам считается одним из самых простых персонажей для игры.
- Серия TES — школа магии Разрушения — вся об этом. Причём, вопреки заданной D&D традиции, ролевая система не имеет ничего против ношения боевым магом латных доспехов (каст они не сбивают) и полноценного владения им любым оружием; «консервная банка» с мечом или топором в одной руке и заклинанием в другой — скорее даже канонический образ боевого мага в этой вселенной. Сочетать Разрушение с другими школами тоже никто не мешает. Впрочем, во внутриигровой литературе прямо подсвечивается, что школа Разрушения не столь уж примитивна и прямолинейна, как многим кажется (в том числе in-universe) — как пример более тонких «инструментов» её адептов называются наследственные проклятия, оказывающие скрытое губительное воздействие на многие поколения подряд. Зурин Арктус, Имперский боевой маг при Тайбере Септиме, вообще давил педаль в пол — помимо собственно магических талантов, он и местный Сунь-Цзы (см. «Искусство боевой магии»), и тонкий дипломат, архитектор победы над Морровиндом.
- Blade and Soul — собственно, все классы, кроме Мастера призыва и Мастера стихий так как они заточены на дальний бой.
- Dragon Age — маг стихий. Практически непобедим в бою, но не умеет ни в исцеление ран, ни в общение с духами, ни в антимагию. Впрочем, ничто не мешает прокачать элементалисту и несколько умений из других веток, однако тогда он будет не настолько лютым выпиливателем всего живого.
- Педаль в пол — специализация «Маг-воин» из дополнения «Пробуждение». Тоже самое, что и маг стихии, но только в ближнем бою — можно морозить врагов вспышкой холода, вытягивать из них жизненную энергию при ранениях и наносить случайный стихийный урон в области вокруг себя (то есть если у врага есть сопротивляемость к огню — это его не спасет). Можно, если есть желание, вообще в одно рыло выносить целую толпу врагов (особенно если до этого были изучены специализации «Маг крови» и «Боевой маг»). Спутники в этом случае нужны только в сражениях с боссами.
- Протагонист флеш-игры Spellstorm. Специализируется на ледяной магии.
- В Fallen Enchantress для героя-мага именно этот путь является одним из наиболее выгодных. Огненная магия прокачивается до третьего уровня из пяти, а дальше, вместо изучения новых заклинаний, берутся способности на пробой сопротивляемости, усиление урона и снижение времени каста. В итоге получается как раз наш типаж — из заклинаний знаем только файербол, но вы бы видели тот файербол.
- Genshin Impact — ВСЕ играбельные персонажи. К сожалению, из-за из-за ограничений играмеха и того, что это гача-игра, способности персонажей сильно порезаны по сравнению с катсценами, трейлерами этих персонажей и официальной маньхуа, а ведь там Эмбер могла ставить огненные щиты, хоть и не очень прочные, и создавать чуть ли не столбы из пламени, что, согласитесь, не очень соотносится с лучником, способным только стрелять огненными стрелами, призывать бомбу, отвлекающую врага, и делать непродолжительную AOE-атаку в виде ульты.
- Вообще любые РПГ-игры по типу сёнэн-аниме.
Визуальные романы[править]
- Насуверс: в прямом магическом столкновении мало кто из современных магов может потягаться с магами семьи Тосака. Рин даже смогла какое-то время противостоять магу Эпохи Богов, а с использованием Второго Волшебства (через артефакт) — и вовсе Темной Сакуре, использовавшей силы Всего Зла Мира (для справки: немного ранее Сакура, не приходя в сознание, сожрала первого и сильнейшего из Слуг, да еще и после десятка воткнутых в нее Благородных Фантазмов).
- Поправочка, это всё с читами из-за которых род Тосака постоянно в долгах. Да и заточка Зелтретча тоже чит. Да, Тосака могут использовать скиллы А Ранга вот так просто, но для этого нужна серьёзная подготовка и дорогущие материалы, и то у Рин таких штук десять всего. Она их специально для Войны Грааля подготовила. Вне Войны Грааля (в спин оффе про Илию если точнее) труба сильно пониже, а дым пожиже. И кстати в спин оффе про Илию она куда активнее свои камушки использует, возможно потому что там в этом больше смысла, они значительно слабее тех с А рангом.
Настольные игры[править]
- Dungeons and Dragons: класс боевого мага отличается от обычного урезанным списком заклинаний (почти исключительно разного рода магические снаряды) и парой специфических способов их усиления. Популярностью не пользуется из-за своей негибкости.
- Warhammer 40.000. Ой, много их тут...